0
9808
Газета История Интернет-версия

18.02.2021 20:32:00

Блокадный Ленинград: фейки и реалии

Необходимо противостоять исторической некомпетентности и лжи

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: ссср, великая отечественная война, ленинград, блокада


ссср, великая отечественная война, ленинград, блокада Батарея зенитных орудий у Исаакиевского собора ведет огонь, отражая ночной налет немецкой авиации. Фото РИА Новости

На телеканале «Россия» Николай Сванидзе утверждал: «Народ победил в войне вопреки Сталину». Можно привести и многие десятки отечественных фейков на ту же тему, типа «Сталин ненавидел ленинградцев и специально оставил их без продовольствия».

А вот еще фейк: «И неправда, будто немцы хотели заморить население Ленинграда голодом. В Смольном велись сепаратные переговоры с немецким командованием. Немцы предлагали снятие блокады в обмен на уничтожение Балтийского флота, вернее подводных лодок.

Жданов предлагал сдачу города со всем населением в обмен на вывод войск вместе с оружием. В одностороннем порядке немцы предлагали беспрепятственный вывод из города всего мирного населения, а также разрешали свободный провоз продовольствия в город.

И это были не просто слова – в Ленинград беспрепятственно проехали несколько хлебных обозов (с одним из них через две линии фронта спокойно приехала из Москвы сестра Ольги Берггольц).

Кстати, множество косвенных фактов говорит о том, что город был буквально набит продовольствием (Кондитерская фабрика проработала почти всю блокаду, тоже масложиркомбинаты)».

Приведу один пример. Авторы фейков уверяют нас, что Сталин дезинформировал советский народ, в том числе население Ленинграда, публикацией сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года, в котором утверждалось, что договор между СССР и Германией выполняется обеими сторонами.

А кто знает еще одно сообщение ТАСС о том, что договор СССР с другой страной выполняется? Не знаете? И я не знаю. Всегда и все советские граждане понимали, что если в «Правде» написано о нормальной эпидемиологической обстановке в Астраханской области, то там эпидемия. И так было всегда.

Заявление ТАСС от 14 июня 1941 года было зондажем для руководства Рейха, а для советских граждан – предостережением. Ах, наше население верило лозунгам середины 1930-х годов: «Разобьем врага на его территории и малой кровью». Но рядом с Ленинградом в 1939–1940 годах прошла Зимняя война, в ходе которой Красная Армия понесла огромные потери, чтобы чуть-чуть потеснить маленькую Финляндию. А тут вермахт, который оккупировал пол-Европы!

Я, будучи студентом 1-го курса МИФИ, впервые в спецхране «Ленинки» прочитал подшивки «Правды» за 1939–1940 годы. Такой подробной и объективной информации о событиях в Европе я не видел и по сей день. Население западных областей страны, включая малограмотных, прекрасно поняло предостережение ТАСС и другие признаки надвигающейся бури. В магазинах приграничных районов уже к началу июня пропали соль, сахар, мыло, спички и другие предметы первой необходимости. Десятки тысяч людей, в первую очередь евреи, уезжали вглубь страны.

Писатели и историки представляют нам всех без исключения блокадников коренными петербуржцами. На самом деле к 1941 году таковых в Ленинграде оставалось не более 15%. А подавляющее большинство приехали в 1930-х годах.

Через неделю после начала войны, 30 июня, в Ленинграде по адресу канал Грибоедова, д. 6 был открыт городской эвакопункт. Через несколько дней открылись и семь районных эвакопунктов. На 12-й (!) день войны Ленсовет принял постановление об эвакуации из города 400 тыс. детей.

Июль-август 1941 года. Повсеместные отступления наших войск. На севере грохочет канонада – наступают финны. Немцы бомбят Ленинград. А сотни тысяч упрямых дам категорически отказываются эвакуироваться, хотя в июле и августе из Ленинграда людей вывозили в пассажирских вагонах дальнего следования. И лишь потом стали использовать товарные вагоны.

Тем не менее через эвакопункты Ленинграда (а были и другие пути эвакуации) было отправлено до 6 сентября 1941 года 706 283 человека.

Осада Ленинграда длилась 872 дня. В любом случае санитарные потери 2,5 млн жителей и 700 тыс. солдат должны быть огромными. Но в Ленинграде советские медики не допустили эпидемий, а в войсках не было случаев смерти людей от голода.

А среди мирных жителей голод был. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года иждивенцам выдавали по 125 гр хлеба, а рабочим – по 250 гр. С 25 декабря иждивенцы стали получать по 200 гр хлеба, а уже в январе 1943 года нормы снабжения населения Ленинграда по карточкам сравнялись с Москвой.

Из дневника четвероклассника Юры Байкова: «31 декабря 1941 года. Был большой концерт и елка из сосны. А потом был обед. Дали суп из чечевицы, две котлеты с макаронами и еще какое-то желе, очень вкусное».

31 декабря 1941 года командование фронта изыскало грузовики и горючее, чтобы привезти в детские дома и школы тысячу елок. В тот же день на льду Ладоги водитель 390-го автобата Максим Твердохлебов был атакован двумя истребителями противника. Результат – 49 пробоин в грузовике. Но груз мандаринов для ленинградских детей был доставлен в целости.

Любопытно, что для летчиков и ряда категорий моряков в Ленинград доставлялся шоколад с московской фабрики «Красный Октябрь». Но чтобы военные не отдавали его семьям и не продавали, плитки снабжались грозным предупреждением: «Детям давать нельзя!»

С начала движения по Ледовой дороге на Ладоге в конце 1941 года и до 24 марта 1942 года за хищения перевозимых грузов были задержаны 586 военнослужащих и 232 гражданских лица. При обысках у них изъято: муки – 23,5 т, ржи – 801 кг, круп – 3983 кг, мяса – 1321 кг и т.д. Итого 28,05 т продовольствия. А также множество иных грузов.

Все дела о хищениях, совершенных военнослужащими, передавались военному прокурору Дороги, а дела штатских – в народный суд.

С Карельского фронта на лед Ладоги пригоняли сотни оленей в упряжках. Они везли в Ленинград сани с мороженой рыбой. Ну, а по приезде сами шли на мясо.

Водители грузовиков ухитрялись ежедневно делать по две ездки по льду Ладоги, а некоторые – даже по три. И это при том, что к 1 февраля 1942 года под лед Ладоги ушли 327 автомобилей.

Экипажи транспортных «Дугласов» доводили время загрузки до 15 минут и совершали в день по 3–4 челночных рейса в Ленинград.

За блокадную зиму 1941–1942 года по ледовой трассе с Большой земли было перевезено 361 тыс. т различных грузов, из них горюче-смазочных материалов – 35 тыс. т. Дорога жизни на некоторое время и в какой-то степени стабилизировала положение с продовольствием и боеприпасами.

Но топлива все равно не хватало. И вот началось строительство первого в мире подводного трубопровода (объект ОС-6) по дну Ладоги. 17 июня 1942 года по трубопроводу в Ленинград пошел первый керосин – по 350 т в сутки. Всего по трубопроводу перекачали 40 тыс. т топлива. При этом немцы до конца блокады так и не узнали о наличии трубопровода.

Серьезной проблемой осажденного города стала нехватка электроэнергии. ТЭЦ «Красный Октябрь» первой перевели на питание торфом, добываемым к северу от реки Невы.

7 августа 1942 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение в двухмесячный срок построить линию электропередачи с Волховской гидростанции в Ленинград общей протяженностью более 150 км. Средняя часть линии должна была быть выполнена бронированным кабелем, уложенным по дну Ладожского озера в самом узком месте – 23,5 км.

Интересно, что при производстве кабеля в Ленинграде не нашлось кабельной бумаги для изоляции, вместо нее применили бумагу для выпуска денег с водяными знаками.

В конце 1942 года началась подготовка к строительству по льду Ладоги железной дороги с грузооборотом 2 тыс. т в сутки. Однако в связи с частичным прорывом блокады в январе 1943 года работы по строительству железной дороги были прекращены.

Согласно официальным данным, от бомбежек и артобстрелов в Ленинграде погибло 16 747 мирных жителей. Причем от авиации – только 1926 человек, то есть 11,5%. Это объясняется успешными действиями войск ПВО, а главное – своевременным предупреждением воздушных налетов и наличием надежных бомбоубежищ.

А вот предупредить о подлете двухтонного снаряда, выпущенного из 520-мм французской железнодорожной установки, невозможно. Гитлер собрал со всей Европы сотни орудий большой и особой мощности, которые почти ежедневно обстреливали город.

Звукометристы засекали места расположения орудий особой мощности. Но как определить, что это за артсистема? И тут на помощь приходили мальчишки «осколочники». Они бежали на место разрыва тяжелого снаряда и собирали еще горячие осколки. Ну а далее специалисты соединяли принесенные осколки и определяли тип орудия. Благо у большинства орудий особой мощности снаряды не взаимозаменяемы. Зная место и тип орудия, находили наиболее оптимальный способ его поражения. И так 872 дня шло невиданное в истории артиллерийское сражение.

Уже осенью 1941 года Ленинград стал неприступной крепостью. Огневая мощь тяжелой артиллерии, сосредоточенной в Ленинграде, на 1 декабря 1941 года как минимум в два раза превосходила суммарную огневую мощь трех следующих по огневой мощи крепостей – Севастополь, Сингапур и Гибралтар.

В 1942 году японцы взяли Сингапур за семь дней, а немцы Севастополь – за семь месяцев. А Ленинград выстоял.

С севера от поселка Никулясы на берегу Ладоги через весь Карельский перешеек до Финского залива тянулись укрепления Карельского укрепленного района (КаУР), строившиеся с 1928 года. Его доты по степени защищенности и вооружению не уступали, а во многом превосходили доты-«миллионеры» знаменитой «линии Маннергейма». Финны сравнительно быстро продвинулись от новой границы до дотов КаУРа и остановились там до июля 1944 года.

Финский залив был перекрыт сотнями орудий фортов Кронштадтской крепости, строившихся со времен Петра Великого. Летом 1941 года немцы победным маршем прошлись по Прибалтике и встали, как вкопанные, у дотов фортов Красная Горка и Серая Лошадь.

С юга к 22 июня 1941 года Ленинград защищен не был. Естественной преградой на пути немцев стала река Нева.

К осени 1941 года в Ленинграде и Кронштадте базировался весь Балтийский флот. Там же складировались все запасы флота, включая запасную артиллерию и весь боекомплект. С началом блокады корабли Балтийского флота расположились по длине более чем 60 км от Кронштадта до Торгового порта в Ленинграде и далее вверх по течению Невы до Усть-Ижоры. Фактически они играли роль плавучих батарей, а после ледостава – стационарных фортов.

С началом войны на незащищенных юго-западных подступах к городу был возведен Красносельский УР длиной 35 км по фронту. Там построили 286 артиллерийских дотов, 26 пулеметных дзотов, 28 артиллерийских железобетонных точек, 63 броневых артиллерийских и 39 пулеметных точек, 51 скрывающуюся огневую точку и 325 открытых артиллерийских площадок. Среди бронированных артиллерийских точек было восемь 76-мм орудий, защищенных 150–180-мм броней, которая ранее предназначалась для крейсеров и линкоров.

В районе Невской Дубровки и устья Невы были построены шесть батарей, на которых установили восемнадцать 120/50-мм орудий, снятых с линкоров, а также две 180-мм установки МО-1–180. 120-мм и особенно 180-мм орудия доставали до позиций Волховского фронта. То есть солдатам германского 26-го армейского корпуса негде было укрыться от снарядов Ленинградского фронта. Надо ли говорить, что 122-мм пушки А-19 Волховского фронта тоже не бездействовали.

Далее с востока Ленинград прикрывало Ладожское озеро. Там господствовала Ладожская флотилия. Ну а от поселка Никулясы, как уже говорилось, шел КаУР.

На НИМАПе на Ржевке было сформировано шесть дальнобойных батарей. Некоторые пушки НИМАПа могли обстреливать любую цель на всей (!) линии фронта. Среди них были: одна 406-мм пушка Б-37 (дальность стрельбы 45,5 км), одна 356/52-мм/клб пушка (52,8 км новым и 31 км старым снарядами), одна 305/52-мм/клб пушка (46/30 км) и четыре 180-мм ствола (38,6 км).

Под Ленинградом действовало около 50 железнодорожных транспортеров, оснащенных морскими орудиями калибра 100–356 мм. Густая железнодорожная сеть сделала железнодорожные транспортеры весьма мобильными, а маскировка и ряд других мер – практически неуязвимыми. За 272 дня блокады не погиб ни один артиллерийский железнодорожный транспортер.

Кстати, немцам за все время блокады не удалось вывести из строя ни одну 305- и 203-мм башенную установку Кронштадтской крепости и ни одно тяжелое орудие НИМАПа.

О больших потерях Ленинградского фронта в людях и техники охотно пишут и русофобы и служивые историки. А вот о боевой устойчивости тяжелой артиллерии Ленинграда – я один.

В своих книгах я никогда не скрывал недостатков. Так, например, советская корабельная артиллерия в 1941 году часто вела огонь по площадям без корректировки. Зато в 1942–1944 годах корректировка артиллерии Ленинградского фронта была куда лучше, чем на остальных фронтах. Советские артиллеристы привели к молчанию артиллерию всей Европы.

В целом свою задачу выполнили все – летчики, зенитчики, пехотинцы, медики, моряки Балтфлота и Ладожской флотилии и т.д. Ни один из злобных критиков ГКО не мог и не сможет предложить иных вариантов снабжения Ленинграда.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Битва экстрасенсов за мысли папы Римского

Битва экстрасенсов за мысли папы Римского

Алексей Казаков

Секретный эксперимент состоялся в 1986 году

0
2632
«Эй! Бей! Турумбей!»

«Эй! Бей! Турумбей!»

Юрий Юдин

Без всяких скидок на возраст: Аркадий Гайдар и его романтические герои

0
3414
Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Анатолий Цирульников 

Как педагогика сотрудничества пыталась победить старую авторитарную

0
5121
Документальная повесть о русском «Буране»

Документальная повесть о русском «Буране»

Андрей Ваганов

Как создавалась и умирала единственная отечественная многоразовая космическая система

0
8035

Другие новости