Альтернативная история Второй мировой войны пера Виктора Суворова (в центре) оставляет множество вопросов у специалистов. Фото Ярослава Пияровского
Ни для кого не секрет, что представления о начальном периоде Великой Отечественной войны у определенной части читающей публики в последние десятилетия сформировались под влиянием творчества Владимира Резуна (Виктора Суворова). Прочтет кто-нибудь «Ледокол» и «День «М». Когда началась Вторая мировая война?», да и поверит в то, что 6 июля 1941 года Красная армия якобы должна была вермахт первой внезапно атаковать.
«МАЛОЙ КРОВЬЮ, МОГУЧИМ УДАРОМ»
Вот как Резун это описал: «6 июля 1941 года в 3 часа 30 минут по московскому времени десятки тысяч советских орудий разорвали в клочья тишину, возвестив миру о начале великого освободительного похода Красной армии... Первый артиллерийский залп минута в минуту совпал с моментом, когда тысячи советских самолетов пересекли государственную границу. Германские аэродромы расположены крайне неудачно – у самой границы, у германских летчиков нет времени поднять свои самолеты в воздух. На германских аэродромах собрано огромное количество самолетов. Они стоят крылом к крылу, и пожар на одном распространяется на соседние, как огонь в спичечной коробке… 3-я советская армия наносит внезапный удар на Сувалки. Ей навстречу идет 8-я армия из Прибалтики».
Поразительное буйство фантазии. Столь фантастически успешно атаковать немцев пришлось бы в разгар перевооружения советских войск новой техникой. Авиация должна была на новых, толком не освоенных самолетах вылетать с аэродромов, на которых вдоль всей западной границы велись строительные работы, сильно осложнявшие их эксплуатацию и перебазирование самолетов в случае надобности. Так якобы Сталин задумал, да Гитлер 22 июня упреждающий удар успел нанести.
Простенькая мысль о том, что план операции «Барбаросса» в немецких штабах еще в декабре 1940 года разрабатывать принялись, поклонникам Резуна обычно в голову не приходит. Равно как и о том, что в хаосе получения и освоения войсками новых танков и самолетов, без массовой мобилизации грузовиков и тракторов из народного хозяйства рассчитывать на успех масштабного наступления Красной армии 6 июля 1941 года мог только совершеннейший безумец.
В качестве «доказательства» Резун приводит множество нелепых доводов. Но самой, пожалуй, забавной выдумкой является его утверждение о том, что Сталин якобы отказался от волшебного средства – бомбардировщиков ТБ-7, которые были «чудо-оружием», способным предотвратить войну.
«ЗАГУБИЛИ, ГАДЫ, ЗАГУБИЛИ»
В книге «День «М», во второй главе «Почему Сталин уничтожил свою стратегическую авиацию?» Резун совершенно серьезно пишет: «Имея тысячу неуязвимых ТБ-7, любое вторжение можно предотвратить. Для этого надо просто пригласить военные делегации определенных государств и в их присутствии где-то в заволжской степи высыпать со звенящих высот ПЯТЬ ТЫСЯЧ ТОНН БОМБ. И объяснить: к вам это отношения не имеет, это мы готовим сюрприз для столицы того государства, которое решится на нас напасть. Точность? Никакой точности. Откуда ей взяться? Высыпаем бомбы с головокружительных высот. Но отсутствие точности восполним повторными налетами. Каждый день по пять тысяч тонн на столицу агрессора, пока желаемого результата не достигнем, а потом и другим городам достанется. Пока противник до Москвы дойдет, знаете, что с его городами будет? В воздухе ТБ-7 почти неуязвимы, на земле противник их не достанет: наши базы далеко от границ и прикрыты, а стратегической авиации у наших вероятных противников нет... А теперь, господа, выпьем за вечный мир...
Так могли бы говорить сталинские дипломаты, если бы Советский Союз имел тысячу ТБ-7. Но Сталин от тысячи ТБ-7 отказался... Можно ли понять мотивы Сталина? Можно. Если перевести тысячу ТБ-7 на язык шахмат, то это ситуация, когда можно объявить шах неприятельскому королю еще до начала игры, а если партнер решится начать игру – ему можно объявить мат после первого хода. Если пять тысяч тонн бомб, которые ТБ-7 могли доставить одним рейсом, перевести на язык современной стратегии, то это ПЯТЬ КИЛОТОНН. Это уже терминология ядерного века. Если пяти килотонн недостаточно, то за два рейса можно доставить десять. А двадцать килотонн – это то, что без особой точности упало на Хиросиму. Тысяча ТБ-7 – это как бы ядерная ракета, наведенная на столицу противника. Мощь такова, что для потенциального агрессора война теряет смысл. Итак, одним росчерком сталинского пера под приказом о серийном выпуске ТБ-7 можно было предотвратить германское вторжение на советскую территорию».
Одно только название этой главы оторопь вызывает – оказывается, Сталин свою стратегическую авиацию уничтожил. Ни больше, ни меньше.
А ведь мог бы тысячу бомбардировщиков ТБ-7, «почти неуязвимых», как ядерную ракету на Берлин навести. Сбрасывай себе 5 тыс. т бомб, да и все. Да, собственно, и войны бы не было – стоило на полигоне в заволжской степи попугать военные делегации, и можно выпивать за вечный мир. Построй СССР тысячу действительно удачных дальних бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) – и он был бы неуязвим, германское вторжение было бы с гарантией предотвращено.
Один росчерк сталинского пера – и нет никакой немецкой угрозы. А он не построил, ограничившись выпуском нескольких десятков ТБ-7. И ведь находятся те, кто верит в эту маниловскую картинку. Впрочем, немало людей и в «бога Кузю» верили.
В СССР действительно предпочли основные усилия сосредоточить не на производстве дальних бомбардировщиков, а на изготовлении штурмовиков, истребителей, пикирующих бомбардировщиков – «авиации поля боя».
Самым массовым советским самолетом времен Второй мировой войны стал штурмовик Ил-2. Всего было изготовлено 36 163 этих «летающих танков». Относительно скромные возможности советской авиации дальнего действия также использовались прежде всего в интересах сухопутных войск. Но время от времени АДД наносила удары по Берлину, Кенигсбергу, Данцигу, Будапешту. Они имели прежде всего немалое пропагандистское, морально-политическое значение.
НЕУЯЗВИМЫЙ БОМБОВОЗ
Резун не допускает и мысли о том, что противник тоже может не сидеть, сложа руки. Что он способен предпринять соответствующие меры противодействия. То есть начать создание высотного истребителя и мощных зенитных орудий, способных бороться с ТБ-7 на больших высотах.
Рассказывая о том, как успешно возили на ТБ-7 в Англию Молотова, как о доказательстве «неуязвимости» самолета, Резун «забыл» рассказать, как во время войны гибли и от действий немцев, и в катастрофах экипажи этих и в самом деле прекрасных машин.
Вот что написано лишь об одном из налетов на Берлин (в ночь на 11 августа 1941 года) в мемуарах главного маршала авиации А.Е. Голованова «Дальняя бомбардировочная...»: «Девять ТБ-7 и девять ЕР-2 должны были нанести удар по Берлину, но по разным причинам до цели дошли только четыре ТБ-7 и три ЕР-2. На свой аэродром вернулся один самолет».
Вот и вся «неуязвимость». Как там у мечтателя Резуна – «по пять тысяч тонн на столицу агрессора»? А ежели агрессору это сильно не нравится и он в ответ стреляет? И лишь одна советская воздушная машина из 18 возвращается на аэродром?
Надо понимать, что между понятиями «построить тысячу самолетов» и «послать тысячу самолетов одновременно в полет» существует огромная разница.
Во-первых, в процессе освоения и эксплуатации летным составом новых машин какая-то часть из них неизбежно разобьется, придет в негодность. Во-вторых, определенный процент поступающих в ВВС самолетов придется выделить не для боевых, а для учебных целей. Без обеспечения летных училищ и запасных полков новой техникой обойтись в принципе невозможно, на чем же без этого летчики учиться будут? В-третьих, даже из находящихся в полках боевых летных машин определенная часть всегда по каким-то причинам пребывает в неисправном, небоеготовом состоянии.
Но самым анекдотичным из резуновских рассуждений, в-четвертых, является тезис о возможности заветную тысячу самолетов посылать на вражескую столицу каждый божий день. Чтобы тысяча ТБ-7 одновременно поднялась в воздух и доставила к цели, в данном случае в Германию, 5 кт, произвести нужно было гораздо больше тысячи самолетов такого типа. И подготовить несколько тысяч сменных экипажей.
БОМБЕЖКИ СОЮЗНИКОВ
Ну, допустим, в СССР пошли на это. Разумеется, в ущерб выпуску других типов самолетов: штурмовиков, истребителей, пикирующих бомбардировщиков. Создав тысячи ТБ-7 (чрезвычайно сложных в производстве), например, вместо штурмовиков Ил-2, способных оказать сиюминутную помощь наземным войскам. Или вместо истребителей Яковлева и Лавочкина.
Ценой огромных затрат получили возможность доставить разом заветные 5 кт в Германию и сбросить их там. И что в результате – германская промышленность развалится? Вермахт без техники и боеприпасов останется? Гитлер возжаждет мира? Да ничего подобного.
Англосаксы несколько лет с нарастающей силой подвергали Германию таким чудовищным бомбардировкам, на фоне которых резуновские 5 кт щекоткой покажутся. Вот только Германия от этого не капитулировала, вермахт боеспособность не потерял.
Вот, например, что происходило в Гамбурге во время бомбардировок в конце июля – начале августа 1943 года: «Температура поднялась до 600 ˚С… Ураганные огненные смерчи со страшным воем проносились по широким (15–20 метров) улицам... Они сталкивались, образуя огненные вихри… Все бумажное, тканевое и деревянное сгорало мгновенно… Кирпичи медленно горели и плавились, трансформировались под своим весом, как мягкая глина, и взрывались в пыль… Люди в бомбоубежищах задыхались: воздух высасывался и оттуда, кислород выгорал».
Год за годом англичане и американцы утюжили Германию. «В 1942 году главным новым событием стали рейды «1000 бомбардировщиков», которые получили широкое одобрение… Удалось в ночь на 30 мая послать на Кельн 1046 бомбардировщиков. В результате этого налета было опустошено 600 акров площади города (гораздо больше, чем за 1346 вылетов против Кельна в предшествующие десять месяцев). 956 самолетов были направлены на более трудный объект – Эссен… 26 июня 904 бомбардировщика, в том числе 102 из Берегового командования, атаковали крупный порт Бремен и авиационный завод фирмы «Фокке-Вульф», – писал английский историк Лиддел Гарт в книге «Вторая мировая война».
Чего же добились тысячи английских бомбардировщиков? А вот чего.
«При ретроспективном рассмотрении становится ясно, что результаты английских бомбардировок значительно преувеличивались. В действительности же ущерб, нанесенный германской промышленности, оказался ничтожным. В 1942 году производство вооружения в Германии увеличилось почти на 50%. Нефтеперерабатывающая промышленность, самое слабое звено Германии, почти не пострадала, а выпуск самолетов резко возрос», – пишет Лиддел Гарт.
Уинстону Черчиллю тоже есть, что добавить. «Хотя мы постепенно и добились столь необходимой нам точности попадания в ночных условиях, военная промышленность Германии и моральная сила сопротивления ее гражданского населения бомбардировками 1942 года сломлены не были. Мы недооценили силу немецкого народа».
Как же так – бросают союзники на один немецкий объект бомбы то 1046, то 956, то 904 стратегических бомбардировщика. А ущерб германской промышленности, уверенно наращивающей выпуск военной продукции, оказывается ничтожным?
Эх, не читали Уинстон Черчилль и Лиддел Гарт книжек Владимира Богдановича Резуна, не дожили до такого счастья. А почитали бы – сразу поняли, какой страшной, просто неодолимой силой была бы для гитлеровской Германии неприятельская тысяча бомбардировщиков.
комментарии(0)