0
6935
Газета История Интернет-версия

03.06.2021 22:01:00

Легендарный провал британских спецслужб

Как отряд советских кораблей с визитом ходил в Англию

Владимир Лодкин

Об авторе: Владимир Сергеевич Лодкин – независимый военный эксперт.

Тэги: история, ссср, великобритания, флот, визит, водолаз, крэбб


история, ссср, великобритания, флот, визит, водолаз, крэбб Впервые в истории советского ВМФ высокая правительственная делегация прибыла в иностранное государство на боевом корабле. Открытка 1960-х годов

В английской прессе периодически появляется информация о реорганизации британских спецслужб. Что бы это значило?

Чтобы реабилитироваться после нашумевшей британской акции в деле Скрипалей, а также для усиления запугивания жителей туманного Альбиона российской угрозой, спецслужбы проводят пропагандистскую компанию о необходимости своей реорганизации с целью повышения эффективности. Основная цель реорганизации – усиление геополитического противодействия России.

Для британских спецслужб это не ново. Периодически, в зависимости от геополитической ситуации, масштабов и специфики решаемых задач, происходят различные организационные мероприятия внутри спецслужб, следом за которыми наблюдается усиление разведывательной активности. Так, в середине 1950-х годов британские спецслужбы резко усилили противодействие внешней политике Советского Союза, его оборонного ведомства, в первую очередь Военно-морского флота.

Это особенно ярко проявилось в апреле 1956 года в период официального визита в Великобританию отряда советских кораблей с флагманом – крейсером «Орджоникидзе».

Курс – на Портсмут

16 апреля 1956 года отряд кораблей Краснознаменного Балтийского флота в составе новейшего советского крейсера проекта 68-бис «Орджоникидзе» и двух эскадренных миноносцев «Смотрящий» и «Совершенный» вышел из ВМБ Балтийск и взял курс к берегам Англии. Командиром отряда был назначен первый заместитель командующего Балтфлотом контр-адмирал Василий Федорович Котов.

На борту крейсера находились: первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, председатель Совета Министров СССР Николай Булганин, члены правительственной делегации, известный авиаконструктор Андрей Туполев и мало кому известный в то время академик-атомщик Игорь Курчатов. Характерно, что в составе сопровождающих делегацию лиц находился также сын Хрущева – Сергей, студент МВТУ им. Баумана.

Этот поход знаменателен тем, что впервые в истории советского ВМФ на боевом корабле правительственная делегация такого высокого уровня доставлялась в иностранное государство. Примечательно также, что после Хрущева с визитами на боевых кораблях в иностранные государства не ходил ни один руководитель государства, как в советский, так и в постсоветский период.

Как вспоминает участник похода контр-адмирал Анатолий Федотов, учитывая значение похода, подготовка к нему проводилась с особой тщательностью. Всем хотелось провести его на высоком организационном уровне и сделать все возможное, чтобы члены правительства чувствовали себя на корабле хорошо. Хрущеву и Булганину отвели лучшие каюты крейсера – начальника штаба и командира. Курчатов, Туполев и военно-морской атташе Англии были размещены в каютах флагманских специалистов.

17 апреля, когда крейсер находился в Северном море, на нем чествовали Хрущева: ему исполнилось 62 года. На юте корабля проходила церемония поздравления. Хрущев в своем выступлении поблагодарил собравшихся за добрые пожелания. Затем кратко рассказал об ответственной миссии, которую предстоит выполнить в Англии, подчеркнул стремление советского народа к мирному сосуществованию со всеми странами. После официальных мероприятий Хрущев сфотографировался с экипажем, а затем посмотрел концерт ансамбля песни и пляски Балтийского флота.

Внешняя сторона визита

Погода была благоприятная, и уже 18 апреля отряд кораблей прибыл в Портсмут. У стенки первым корпусом стоял крейсер «Орджоникидзе», вторым и третьим были ошвартованы «Смотрящий» и «Совершенный». По прибытию в Портсмут члены советской правительственной делегации и их сопровождение сошли с корабля и убыли в Лондон, где поселились в гостинице «Клеридж».

Одним из главных мероприятий, в которых участвовала советская делегация, были официальные межправительственные переговоры по широкому спектру политических и экономических вопросов.

Советское правительство предполагало в результате переговоров достичь укрепления отношений между двумя странами и ослабления международной напряженности. У англичан же были другие мотивы: использовать визит для демонстрации показного сближения с СССР с целью упрочить позиции консервативной партии внутри страны, а также добиться от СССР обязательства не поддерживать народы, ведущие национально-освободительную борьбу.

Переговоры проходили в резиденции премьер-министра Великобритании, в зале заседаний кабинета. Состоялся острый обмен мнениями относительно колониализма. Советские делегаты заявили, что СССР неизменно поддерживал и поддерживает национально освободительное движение и выступает с позиций антиколониализма. Советские руководители отказались взять обязательства не помогать Египту и предложили договориться о соглашении по запрещению поставок оружия во все страны Ближнего и Среднего Востока.

Англичане на Ближнем и Среднем Востоке имели совершенно противоположную позицию, главным образом уповая на силу. Квинтэссенцию своей ближневосточной политики тогдашний премьер-министр Энтони Иден выразил в заявлении: «Мы будем воевать за нефть». В целом серьезных практических результатов переговоры не имели. Да и английская сторона договариваться с советской не стремилась.

Кроме переговоров, советская сторона участвовала в ряде других официальных и неофициальных мероприятий. Так, в первый же день пребывания в Портсмуте большая группа наших офицеров была приглашена на дружественный обед английскими моряками плавбазы «Тайн». Сюда же прибыли офицеры с авианосца «Бульварк» и многих других кораблей.

Весь прием по западному этикету проходил стоя. Было много разных напитков, а в качестве закуски подавались на палочке кусочек колбаски или маленькая сосиска. Но что это за застолье для русского моряка, просто легкая разминка… Во время ответного визита английских офицеров к нам на крейсер их встречали по русскому обычаю. Столы, ломились от пищи и напитков. Не все англичане выдержали подобное гостеприимство...

Для личного состава кораблей были организованы экскурсии в Портсмут и в Лондон. В отведенные часы крейсер и эсминцы посетили почти 20 тысяч англичан. Нация, которая на протяжении столетий считалась «владычицей морей», уделила особое внимание кораблям под советским флагом. Опрятный вид, выправка советских моряков, уважение ими традиций страны пребывания вызывало восхищение у англичан. В день 30-тилетия королевы Елизаветы Второй сигнальные пушки «Орджоникидзе» дали 21 залп под восторженную овацию британских подданных.→→

В ходе визита в Великобританию Хрущев и Булганин с интересом знакомились со страной, посетили Лондон и ряд других городов. На одном из обедов в честь советских руководителей место рядом с Никитой Сергеевичем занял Уинстон Черчилль, открывший своей речью в Фултоне эру холодной войны и совсем недавно оставивший свой пост премьер-министра. Их оживленная беседа длилась более полутора часов.

Поначалу казалось, что визит проходит превосходно. Но это только казалось…

Провал операции «Кларет»

Во время визита в Портсмуте произошел инцидент, который потом стал известен как «дело Крэбба». Позднее выяснилось, что он был частью операции «Кларет», которую проводили британские спецслужбы в отношении советских кораблей и правительственной делегации.

Британские спецслужбы планировали операцию с размахом, с участием многих ведомств. О ее уровне говорит состав организаторов: сэр Джеймс Томас, первый лорд Адмиралтейства; Патрик Дин, директор Объединенного комитета по разведке; контр-адмирал Джон Инглис, директор военно-морской разведки; генерал-майор Джон Синклер, шеф Сикрет Интеллидженс Сервис; Дик Уайт, генеральный директор МИ-5.

Не случайно во время визита наши моряки и гражданские лица подспудно ощущали скрытую возню спецслужб вокруг делегаций и кораблей. Как потом стало известно, подразделение контрразведки МИ-5 в рамках операции «Кларет» установило системы подслушивания в номере гостиницы «Клэридж», где остановился Никита Хрущев. А служба внешней разведки МИ-6 провела еще более дерзкую фазу той же операции, получившую большой общественный резонанс. Она осуществлялась лондонской секцией МИ-6 под руководством Николаса Эллиота. Это и было «дело Крэбба».

На проведение любой операции, которая могла повлечь политические последствия, требовалась санкция советника МИДа при руководителе СИС. Кстати, это вполне согласуется с негативным отношением к визиту со стороны британской дипломатии.

Как свидетельствует частично рассекреченная переписка Форин офис с британским посольством в Москве, дипломатический аппарат крайне негативно относился к планировавшемуся визиту, стремясь если не вовсе сорвать его, то по крайней мере не допустить сколько-нибудь положительных результатов. Британские дипломаты не видели позитивного поворота в советской внешней политике и перспектив, которые могло открыть для их страны сотрудничество с СССР. Они, напротив, исходили из того, что выдвинутая СССР концепция мирного сосуществования представляет собой еще большую опасность для западного мира, нежели прежние установки.

Получив санкцию руководства, Николас Эллиот привлек к выполнению задачи отставного водолаза Королевских ВМС капитана 3-го ранга в отставке Лайонела Крэбба. За прогулку под советским крейсером ему было обещано 3 тыс. фунтов.

Крэбб прибыл в Портсмут накануне визита советских кораблей и вместе с помощником из МИ-6 остановился в местном отеле. С прибытием кораблей он начал отрабатывать свой гонорар. Первое погружение для обследования кораблей он осуществил в тот же день – 18 августа. Второе и последнее погружение – 19 августа, опустившись под воду в Стоукс-бэй, в месте секретных испытательных работ, недалеко от стоянки крейсера «Орджоникидзе».

19 апреля 1956 года в 7.30 утра по Гринвичу вахтенный матрос и главный мичман Горохов с эсминца «Совершенный» вдруг увидели близ борта корабля всплывшего чужого водолаза. Прошло секунд 15–20, и он ушел вниз. Было такое впечатление, что водолаз задыхался. Он некоторое время продержался на поверхности воды вверх лицом, затем погрузился под воду у борта «Смотрящего», стоящего борт о борт с «Совершенным».

20-15-1480.jpg
Лайонел Крэбб был активным организатором
диверсий против боевых кораблей
на Средиземном море во Второй мировой
войне.  Фото с сайта www.iwm.org.uk
Было ясно, что водолаз следовал от крейсера «Орджоникидзе», находившегося у причала. О случившемся доложили по команде. Получив сообщение, командир крейсера капитан Георгий Степанов немедленно отдал приказ водолазной группе совершить погружение с целью осмотра подводной части корабля. Водолазы-аквалангисты внимательно обследовали днище крейсера от пятки руля до среза форштевня, доложив: «Винторулевая группа и корпус чист».

21 апреля в офицерском клубе командир отряда советских кораблей контр-адмирал Василий Котов в частной беседе с начальником штаба Портсмутской ВМБ контр-адмиралом Бернетом упомянул факт обнаружения водолаза вблизи стоянки советских кораблей. Бернет ответил, что никакой водолаз не мог появиться в районе порта, так как портсмутская водолазная школа «Верон» была на каникулах. А других водолазов, по его словам, в порту не было.

Ему, естественно, не поверили. А поскольку обследование крейсера осуществляли теперь регулярно, местные газеты, подшучивая над нами, писали: «Советские легководолазы с утра до ночи обследуют крейсер, что они ищут – никто не знает».

Хрущев вечером в беседе с журналистами, сообщил об обнаружении аквалангиста около советских кораблей. Поняв, что операция раскрыта и беспокоясь из-за долгого отсутствия своего агента, англичане предприняли попытку помешать работе наших водолазов, опасаясь, что они могут обнаружить тело виновника переполоха. Английский офицер связи передал записку командиру отряда с сообщением о том, что в порту будут производить подводные взрывы, и устно добавил: «Это опасно для ваших водолазов». Контр-адмирал Котов, получив эту информацию, игнорировал ее, и водолазы продолжали свою работу по обследованию крейсера.

Скандал и его последствия

Никита Хрущев, зная о неприятельском водолазе, принял решение, несмотря на определенный риск, и обратный путь проделать на крейсере. 27 апреля 1956 года советские лидеры на крейсере «Орджоникидзе» отбыли на Родину. 29 апреля, после прибытия в Балтийск, правительственная делегация отбыла в Москву.

Факт обнаружения водолаза у крейсера открыто не обсуждался. А команда, насчитывающая 1300 человек, о происшествии в основном узнала лишь по возвращении в Балтийск, когда «Орджоникидзе» вне всяких планов поставили в док, а днище внимательно исследовали спецслужбы. Все участники похода были награждены жетонами «3а поход в Англию», а большая группа моряков приказом министра обороны СССР маршала Георгия Жукова была награждена ценными подарками.

После ухода кораблей из Портсмута английская пресса начала активные выступления с вопросами: куда пропал опытный легководолаз Крэбб и что он делал у бортов советских кораблей. Некоторые считали, что его убили советские водолазы. Другие – что он попал в плен к русским. Скандал усилился после признания британским Министерством иностранных дел факта нахождения капитана Крэбба вблизи миноносцев, но с оговоркой: «Без всякого разрешения».

Получив информацию об исчезновении Крэбба, британская разведка бросилась заметать следы. Ликвидировалась и подчищалась любая информация, касающаяся Крэбба и его деятельности в Портсмуте. В спешке не все было сделано аккуратно. Так, представитель Портсмутской полиции просто выдрал страницу из регистрационной книги отеля «Салли порт» с информацией о пребывании Крэбба, чем привлек внимание вездесущих британских журналистов.

Журналисты сразу обратили внимание на следующий факт. 17 апреля, когда «Орджоникидзе» еще не прибыл в Портсмут, Лайонел Крэбб появляется в отеле «Салли порт» в сопровождении мужчины, записавшегося в книге постояльцев под именем Смит. 19 апреля в 7.00 Крэбб и Смит, оставив вещи в номере, покидают отель «Салли порт». Днем Смит возвращается, но уже один. Расплатившись по счету, он собирает вещи и отбывает в неизвестном направлении.

Замалчивать долго информацию о гибели водолаза британцы не могли. Отвечая на вопросы друзей и родственников, 29 апреля британское адмиралтейство опубликовало официальное сообщение о том, что Крэбба следует считать погибшим. Он «не возвратился после экспериментального погружения на дно, имевшего своей целью испытание некоторых подводных аппаратов в бухте Стоук Портсмутского района». Это сообщение никого не удовлетворило.

Позже в Чичестерской бухте нашли неопознанный труп без головы и рук, облаченный в водолазный костюм фирмы «Пирелли», который обычно использовал Крэбб. Таким был трагический финал легендарного коммандера, участника Второй мировой.

«Дейли Телеграф» опубликовала сообщение: «Вчера в Портсмуте состоялось погребение капитана-подводника 3-го ранга Лайонела Крэбба. Его тело было обнаружено 9 июня в Чичестерской бухте спустя год после того, как во время захода русских кораблей в Портсмут в апреле месяце он пропал без вести. Ни одного представителя ВМФ на похоронах не было».

4 мая 1956 года советское посольство в Лондоне заявило официальную ноту протеста по поводу обнаружения водолаза у советских кораблей. Вечером того же дня премьер-министру Идену пришлось держать ответ перед парламентом. По британской традиции премьер-министр является главой всех разведывательных служб, так что спрос был с него.

Обычно в таких случаях дается стандартный ответ, что по соображениям безопасности страны разъяснения даны не будут. Но в этот раз Энтони Иден отступил от правил, ибо стандартный ответ мог означать, что он вел двойную игру в переговорах с советской делегацией. Иден заявил в палате общин: «Было бы не в интересах общества обнародовать обстоятельства, при которых командор Крэбб, предположительно, погиб. Хотя практика предусматривает, что министры берут ответственность на себя, я считаю необходимым, учитывая особые обстоятельства дела, разъяснить: то, что сделано, было совершено без санкции или ведома министров Ее Величества. Принимаются соответствующие дисциплинарные меры».

Таким образом, премьер-министр признал, что английская разведка предприняла беспрецедентные действия в отношении крейсера «Орджоникидзе» в Портсмуте в то время, когда велись переговоры на высшем уровне с советской делегацией. И что бы ни заявлял глава правительства в парламенте, он не мог снять с себя ответственность за этот провал.

Дисциплинарные меры были приняты довольно жесткие, в Лондоне полетело много голов. Ответственного за провал операции «Кларет» генерал-майора Джона Синклера в июле 1956 года освободили от поста руководителя Сикрет Интеллидженс Сервис и отправили заведовать асбестовым заводом. Сменилось и руководство МИ-5 и Адмиралтейства, не говоря про мелких сошек.

Что же случилось с Лайонелом Крэббом? Существует несколько версий о его гибели.

Погиб под винтами крейсера

Во время войны англичане оберегали свои корабли в Александрии, после того как в декабре 1941 года итальянские боевые пловцы, проникшие в гавань, подорвали британские линкоры «Вэлиант», «Куин Элизабет», танкер «Сагона» и эсминец «Джервис». После этого главнокомандующий британским Средиземноморским флотом адмирал Каннингхэм в качестве одной из мер предосторожности приказал стоящим на якоре кораблям держать машины на малом заднем ходу.

В случае с крейсером «Орджоникидзе» визит шел в строгом соответствии с официальной программой. Но внезапно происходит целая серия взаимосвязанных «случайных» событий, в центре которых находится советский флагманский корабль. «Случайно» под днищем именно этого корабля оказался водолаз. «Случайно» паротурбинная установка крейсера оказалась прогретой и способной к немедленной даче хода. «Случайно» механики крейсера получили приказ: «Провернуть гребные винты!» «Случайно» водолаза затянуло под крутящиеся гребные винты крейсера…

Впрочем, по свидетельству одного из участников визита М. Урусова, механизмы крейсера с приводом на гребные винты в момент обнаружения пловца не проворачивались. И даже если предположить, что все-таки была дана такая команда, опытный боевой пловец, находясь рядом с морским объектом, может по определенным признакам понять опасность ситуации и отплыть на безопасное расстояние.

И это сводит на нет предположение о гибели водолаза под винтами крейсера.

Убит из винтовки

В 1990 году было опубликовано интервью бывшего сотрудника разведки Иосифа Зверкина, эмигрировавшего в Израиль. Зверкин настаивал на том, что коммандер Крэбб был замечен с борта «Орджоникидзе» и застрелен снайпером, входившим в охрану Хрущева. И лишь потом его тело попало под винт одного из кораблей.

Эта версия не обсуждалась ни британской, ни советской стороной, поскольку возможность ее реализации в реальных условиях крайне мала. Кроме того, мнение Зверкина не подтверждено другими источниками, в том числе вахтенными службами отряда советских кораблей.

Смерть от руки советского водолаза

Версия не новая. Более того, в 2007 году объявился даже непосредственный участник ликвидации Крэбба. В документальном фильме ветеран ВМФ Эдуард Кольцов признался, что именно от его руки пал Крэбб.

Кольцов сообщил журналистам, что 18 апреля 1956 года ему, 23-летнему боевому пловцу, было поручено провести подводный осмотр крейсера, вокруг которого была замечена подозрительная активность. «Сразу после погружения я заметил силуэт ныряльщика в легком гидрокостюме, который что-то прикреплял к днищу в районе погреба боезапаса. Когда я подплыл ближе, я понял, что это мина». В последовавшей за этим короткой схватке Крэбб был убит – Кольцов перерезал ему горло. В качестве доказательства Кольцов продемонстрировал журналистам тот самый нож, ставший орудием убийства, и орден Красной Звезды, полученный за успешное выполнение задания.

По утверждению ветерана, он решился рассказать правду через 50 лет, так как не хочет, чтобы эта история навсегда осталась тайной. Подвигу ветерана морского спецназа посвящено множество публикаций в прессе, документальные телефильмы «Бомба для Хрущева», «Откровения морского дьявола». Кадры из фильмов до сих пор периодически крутят на ТВ.

Версия относительно правдоподобна, но не вполне реальна. Особенно в части минирования крейсера. Если бы крейсер взорвался в море, советская сторона получила бы неопровержимые доказательства проведения диверсионной операции британских и других спецслужб НАТО в отношении не только крейсера «Орджоникидзе», но и линкора «Новороссийск» в Севастопольской бухте в 1955 году.

На этот вариант резкого обострения обстановки, с учетом того, что на борту крейсера находились первые лица советского государства, военно-политическое руководство НАТО пойти не могло. Ведь Советский Союз уже обладал ядерным оружием.

Подождем еще

Правду, подкрепленную документальными фактами, узнать в ближайшем будущем, видимо, не удастся. В 1987 году «Таймс» сообщила, что тайна Лайонела Крэбба не будет раскрыта еще 70 лет – из-за решения правительства оставить засекреченными часть документов кабинета министров 1956 года, несмотря на практику открывать документы через 30 лет.

Так что тайна станет известна только в 2057 году. И это не удивительно.

Лайонел Крэбб был активным организатором диверсий против боевых кораблей на Средиземном море во Второй мировой войне, инициатором восстановления сил специальных операций в послевоенной Италии. Есть некоторые основания полагать, что британские спецслужбы приложили свою руку и к планированию и участию совместно с итальянскими диверсантами взрыва линкора «Новороссийск» (бывший итальянский «Джулио Чезаре»).

За 65 лет с момента похода крейсера «Орджоникидзе» в Портсмут сменилось несколько поколений сотрудников британских спецслужб. Однако основное направление их деятельности осталось прежним – это Россия. Как любят говорить британские политики: «У Британии нет вечных друзей и врагов, у Британии есть вечные интересы». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Два спасательных круга российской школы

Два спасательных круга российской школы

Игорь Аглицкий

Добровольность образования приведет к возникновению гигантской детской асоциальной массы

0
1400
Знакомое незнакомое: посуда на Руси

Знакомое незнакомое: посуда на Руси

Ольга Дунаевская

Оказывается, братина – это сосуд для товарищеской выпивки  

0
798
Долгая дорога к «Ясеню»

Долгая дорога к «Ясеню»

Владимир Щербаков

Субмарины с крылатыми ракетами решают задачи мирового масштаба

0
2909
От Карелии до Кавказа, от Якутии до Донбасса

От Карелии до Кавказа, от Якутии до Донбасса

Сергей Васильев

Боевой путь заполярной гвардии военно-морского флота России

0
2744

Другие новости