Если бы не молниеносный захват Франции, Париж начал бы бомбардировки бакинских нефтяных месторождений. Фото Национального управления архивов и документации США |
Ну а кто заставил французов воевать с СССР до капитуляции Франции летом 1940 года?
Начну с морского пиратства. Военные корабли Англии и Франции задержали в открытом море два советских торговых судна, шедших во Владивосток. Пароход «Владимир Маяковский» с грузом меди шел из США. Пароход «Селенга» с грузом вольфрамовой, молибденовой руды и кофе шел из Манилы, в ту пору тоже американской.
Оба судна привели в Сайгон (французский Индокитай). На несколько месяцев советские моряки оказались в плену. Позже корабли отпустили, но груз был разворован.
Апшерон беспокоит
В Лондоне и Париже начали рассматривать варианты бомбардировки Баку с целью лишить нефти СССР и Германию.
Нападение с воздуха на нефтяные месторождения в Баку было предложено уже в сентябре 1939 года французским подполковником Полем де Виллелюмом. 10 октября министр финансов Франции Поль Рейно хотел узнать, «могут ли французские ВВС подвергнуть бомбардировке из Сирии нефтеразработки и нефтеперерабатывающие заводы на Кавказе». 31 октября министр снабжения Англии написал министру иностранных дел: «Если уничтожить русские нефтепромыслы (а все они представляют собой разработки фонтанирующего типа и поэтому могут быть очень легко разрушены), нефти лишится не только Россия, но и любой союзник России».
3 февраля французский Генштаб дал командующему ВВС Франции в Сирии генералу Жюно приказ изучить возможность воздушного нападения на Баку. К середине апреля 1940 года были сверстаны планы бомбардировки – французский план Rip и британский МА-6. Оба командования полагали, что для удара по нефтепромыслам и городам Кавказа достаточно 90–100 самолетов. Бомбить планировали днем и ночью с различных высот. Баку разрушить за 15 дней, Грозный – за 12, Батуми – за полтора дня.
20 марта в сирийском Алеппо состоялось совещание представителей французского и английского командований в Леванте. Отмечалось, что к июню будет закончено строительство 20 аэродромов первой категории. 17 апреля генерал Вейган доносил главнокомандующему французскими ВС генералу Гамелену, что подготовка воздушного удара будет завершена к концу июня – началу июля. Союзное командование назначило первую бомбардировку Баку на 15 мая 1940 года.
Но планам англичан и французов не суждено было сбыться. 10 мая вермахт начал наступление на Западном фронте. 15 мая капитулировала голландская армия, а танковый корпус генерала Гота расчленил 2-ю и 9-ю французские армии и двинулся на Сен-Контен. Союзникам стало не до Баку.
13 октября 1940 года Риббентроп в письме к Сталину вежливо поддел его: «Советский нефтяной центр в Баку и нефтепорт в Батуми, несомненно, уже в этом году сделались бы жертвой британских покушений, если бы разгром Франции и изгнание английской армии из Европы не сломили бы английский дух нападения как таковой и не положили бы внезапный конец всем этим махинациям».
Французское вооружение
Французские, испанские, бельгийские, датские и прочие добровольцы не сыграли особо важной роли на Восточном фронте. Уже 29 июля 1941 года «Известия» опубликовали стихи Маршака «Вся Европа»:
«Кличет Гитлер Риббентропа,/ Кличет Геббельса к себе:/ – Я хочу, чтоб вся Европа/ Поддержала нас в борьбе!/ – Нас поддержит вся Европа! –/ Отвечали два холопа./ И пустились вербовать/ Многочисленную рать. Швед/ Из города Берлина,/ Три бельгийца/ С половиной/ Да подручный Дорио/ Встать готовы/ Под ружье./ Опереточный испанец/ С шайкой жуликов и пьяниц –/ Вот фашистский Легион Всех мастей/ И всех племен».
Увы, этого не скажешь о французском вооружении – как переданном немцам летом 1940 года, так и изготовленном в 1940–1944 годах на французских заводах.
Танки
В 1941–1942 годах немцы использовали на Восточном фронте свыше 200 французских танков. Французские средние и тяжелые танки, имевшие лучшую броню, чем германские Т-III и Т-IV, отличились в Бресте, под Москвой и в Севастополе.
Батальон 102 был направлен на прорыв Перемышльского укрепленного района. В нем имелось 30 французских тяжелых танков B1, в том числе 24 огнеметных. Еще 15 французских средних танков S-35 придали бронепоездам. Четыре из них участвовали в штурме Брестской крепости.
Немцы использовали и другие типы французской бронетехники. На базе бронетранспортера «Лоррэн» было установлено без малого 300 противотанковых пушек и гаубиц. До 200 легких танков AMR получили вместо снятых башен 81-мм минометы. Свыше 600 легких бронетранспортеров UE немцы переделали в пулеметные танкетки, легкие самоходки с 37-мм противотанковыми пушками и носители реактивных снарядов.
Легкие гусеничные бронетранспортеры UE использовались в качестве артиллерийских тягачей и транспортных машин. На базе другого французского бронетранспортера, полугусеничного «Сомуа», устанавливались противотанковые пушки, минометы и установки для запуска реактивных снарядов.
Много устаревших или поврежденных французских танков переделали в транспортеры боеприпасов и ремонтно-эвакуационные машины. Артиллерия старых танков применялась для вооружения бронепоездов. В частности, башни французских танков D2 стояли на броневагонах, поставленных немцами хорватской армии. Еще несколько сот французских танков немцы использовали против партизан и передали армиям сателлитов – Финляндии и Румынии.
Всего немцы эксплуатировали в боевых и учебных целях около 4 тыс. французских танков. Около2 тыс. было переделано в САУ.
Артиллерия
Большую роль в начале Великой Отечественной сыграли французские противотанковые орудия. К июню 1941 года основным противотанковым средством вермахта были 3,7-см пушки Pak 35,36. Но они не могли пробить броню советских танков Т-34 и КВ. Однако более мощные 47-мм пушки системы Шнейдера на малых дистанциях пробивали броню наших танков.
Немцы использовали 823 таких орудия под названием 4,7-cm Pak 181(f). Буква «f» обозначала французский трофей. Несколько десятков таких пушек немцы установили на шасси французских танков R-35. Такие установки действовали в районе Бреста в июне 1941-го.
Во Франции немцы захватили несколько тысяч 75-мм дивизионных пушек образца 1897 года и 5,5 млн выстрелов к ним. Часть их использовали без переделки. К марту 1944-го в вермахте находилось 683 такие пушки, из них 340 на Восточном фронте, а 41 – в Норвегии. Но в качестве противотанковых они были неэффективны, и германские конструкторы стали накладывать их на лафеты немецкой противотанковой пушки Pak 38. Так получилась противотанковая пушка 7,5 cm Pak 97/38. Вермахт получил 3866 таких орудий. Всего же немцы использовали более 8 тыс. французских орудий калибра 75–145 мм.
Важную роль на Восточном фронте сыграли французские тяжелые артиллерийские установки. К маю 1940 года во французской армии имелось 2044 155-мм гаубицы Шнейдера. К марту 1944 года у немцев осталось 782 трофейные гаубицы, из которых 275 воевало на Востоке.
В 1940 году во Франции немцы захватили большое число 220-мм мортир T.R. системы Шнейдера. В вермахте они получили название 22 cm Mrs.531(f). К марту 1944 года 145 таких мортир находились на Востоке и 18 – в Италии.
280-мм французская мортира получила в вермахте название 28 cm Mrs.601(f). Осенью 1941 года две такие мортиры были отправлены для обстрела Ленинграда, а 21 мортира находилась при группе армий «Центр». К марту 1944 года все 72 мортиры Mrs.601(f) находились на Восточном фронте.
Французская 155-мм пушка системы Шнейдера получила у немцев название 15,5 cm K.416(f). К марту 1944 года немцы располагали 340 такими пушками, из которых 140 были на Восточном фронте.
15,5-см пушка K.418(f) – это 155-мм французская пушка системы Шнейдера. К марту 1944 года немцы располагали 221 такой пушкой, из которых 15 было на Восточном фронте.
15,5-см пушка K.425(f) – это 155-мм французская пушка. К марту 1944 года у немцев было 65 таких орудий, из которых 14 находились на Балканах, 9 – в Италии и 42 – в Норвегии.
Тут следует учесть, что речь о тяжелых штучных орудиях, которых немного было как в вермахте, так и в Красной армии.
После капитуляции Франции немцы приняли на вооружение несколько десятков французских тяжелых железнодорожных установок калибра 240–520 мм. Значительная часть их была использована на Восточном фронте.
Самым крупным орудием, обстреливавшим Ленинград, была французская 520-мм железнодорожная установка, получившая у немцев название 52 cm H (E)-871(f). Она стреляла 1654-килограммовыми бетонобойными снарядами на дальность 15,6 км, а фугасными снарядами – на дальность 18 км. Подавляющее большинство тяжелых орудий, обстреливавших Ленинград, было французского и чешского производства. Сталин пустил в переплавку десятки этих трофейных монстров, захваченный в 1944 году. А стоило бы их поставить на Пискаревском кладбище и водить туда французские делегации.
Автомобили и самолеты
Огромную роль в германском блицкриге 1941 года сыграли тысячи французских автомобилей. Другой вопрос, что большая часть их вскоре вышла из строя в неравной борьбе с нашими дорогами. Только фирма «Рено» до 1944 года поставила вермахту свыше 29 тыс. специальных военных грузовиков типа AHS и AHN.
К 22 июня 1941 года в Красной армии состояло 273 600 автомобилей, в том числе 257 800 грузовиков. В вермахте было свыше 500 тыс. грузовиков. В 1941 году в Германии произведено 333 тыс. автомобилей, а в оккупированных странах (прежде всего во Франции) – 268 тыс. Союзники Германии, воевавшие против СССР, в 1941 году произвели 75 тыс. автомобилей.
Немцы использовали сотни трофейных французских самолетов. Французской же промышленности немцы давали в основном заказы на вспомогательную авиацию. В люфтваффе использовались 54 транспортных двухмоторных самолета «Кодрон» С.445. И еще 752 такие машины немцам поставила в 1940–1943 годах французская промышленность.
Легкие бомбардировщики-штурмовики «Потэ» 63.11 в люфтваффе были представлены 80 трофейными машинами и 120 поставленными французскими заводами. Кроме того, 63 новых «Потэ» были поставлены в 1941–1942 годах Румынии.
С 1942 года французские заводы поставили немцам 168 двухмоторных транспортных самолетов Si.204.
Артиллерийский корректировщик Fw.189 Uhu («Филин»), знаменитая «рама», тоже выпускался во Франции. Производство перевели из Бремена на завод объединения SNCASO в Бордо в конце 1941 года. Французы раскачались лишь в 1942 году, сдав 87 разведчиков. Зато уже к сентябрю 1942 года объединение SNCASO сдавало по 20 машин в месяц. Объем производства во Франции составил: 1942 год – 87, 1943 год – 194, 1944 год – 12 машин.
Другим немецким самолетом связи и разведчиком, выпускающимся во Франции, стал сверхлегкий Fi.156 Storch. Сборку «Аиста» поручили парижской фирме Morane-Saulnier, сборочные цеха которой находились в Пюто. Производство началось в апреле 1942 года, и к декабрю немцам был поставлен 121 самолет.
Привлекли и чехов – их завод в Чосене сдал первые Fi.156 в 1943 году. К этому моменту завод в Пюто уже выпустил 403 машины. Сборка продолжалась до августа 1944 года. Всего объемы производства Fi.156 во Франции составили: 1942 год – 121, 1943 год – 403, 1944 год – 260 машин. Плюс два опытных самолета Fi.256.
Продолжать перечень французской техники, воевавшей на Восточном фронте, можно долго. Это одна сторона медали.
А с другой стороны, 26 ноября 1942 года в Иванове сели советские транспортные самолеты, доставившие в СССР 14 летчиков и 42 техника французской эскадрильи, которая позже получила название «Нормандия–Неман».
Первый бой французские пилоты на истребителях Як-1 приняли 5 апреля 1943 года.
А 15 июня 1945 гола французские летчики на 40 новых истребителях Як-3, переданных в дар, вылетели на родину. И 20 июня полк совершил посадку на аэродроме Ле-Бурже под овации парижан.
комментарии(0)