Проект реконструкции Кронштадта превратит город в современный туристический кластер. Фото со страницы «Кронштадт. Остров фортов» в «ВКонтакте»
Наконец-то форты Кронштадтской крепости постепенно становятся музеями. Из федерального бюджета на реконструкцию фортов «Кроншлот», «Александр I» («Чумной форт») и «Петр I» выделено более 1 млрд руб. Реконструкцию предполагают закончить к 2025 году.
В июле 2021 года на острове Котлин открыли большой кластер «Город фортов» (первоначально его именовали «Остров фортов»).
Чтобы понять, что происходит в Кронштадте и зачем это нужно, придется обратиться к истории. Сразу замечу, что допетровской истории острова Котлин просто нет.
Начало истории
Город Кронштадт расположен на острове Котлин (швед. Рейтшер, фин. Ретусаари) на расстоянии примерно 25 км от устья Невы. Длина Котлина около 12 км, ширина – менее 3 км, площадь – 16 кв. км.
Западная часть острова находится на высоте не более 2 м над уровнем моря, а восточная – на высоте 4 м. До начала XVIII века в ходе подъема воды море полностью заливало остров. Поэтому на Котлине не было постоянного населения.
Соответственно в Ореховецком договоре 1323 года Котлин даже не упомянут. Правда, некоторые умные историки соединяют линию разграничения шведских и новгородских земель на северном и южном берегах Финского залива и по своему усмотрению делят Котлин пополам между Шведским королевством и Новгородской республикой.
Строки Пушкина в «Медном всаднике» – «На берегу пустынных волн», «По мшистым топким берегам» и т.п. – куда больше подходят к Котлину, нежели к берегам Невы, которые Петр I увидел в 1703 году.
В центре нынешнего Петербурга у слияния рек Охты и Невы стоял большой по тем временам город Ниен, где проживало около 30 тыс. финнов, шведов и русских (отданных в 1618 году царем Михаилом Федоровичем шведам). Причем комендантами Ниена были русские дворяне на шведской службе: в 1670-х годах – полковник Александр Пересветов, а в 1689–1703-м – Иван Васильевич Аполлов.
Напротив Ниеншанца, там, где сейчас стоит Смольный, располагалось большое село Спасское. Село соединялось с Ниеном паромной переправой. Далее к западу по берегу Невы до истока Фонтанки находились деревни Ненила, Сабрино, Враловщина и Кондуя. А также помещичьи усадьбы Сабрина хоф и Вралофсина хоф (а по-русски – Сабрин двор и Враловщин двор).
За Фонтанкой на месте Летнего сада располагалась большая усадьба, принадлежавшая в дошведские времена московскому боярскому роду Супановых, а с 1640-х годов – Иохиму фон Коноу и его наследникам. К усадьбе примыкала деревня Усадица. Далее – длинный список деревень и усадеб на территории нынешних районов Автово, Волково, Купчино, на Васильевском острове и т.д.
А вот Котлин был безлюдным. Но Петр I верно оценил стратегическое значение острова. Восточная оконечность его отстоит от южного берега Финского залива на 5 км, а от северного берега (Лисьего Носа) – на 9 км. До 1703 года корабли обходили остров только с юга. Петр лично промерил глубину между островом и Лисьим Носом и пришел к заключению, что с севера корабли даже с малой осадкой не могут обойти Котлин. Увы, здесь царь ошибся. Хотя действительно южный фарватер был куда удобнее.
Петр решил построить на Котлине крепость для защиты Петербурга с моря. Царь приказал устроить в конце отмели искусственный остров и построить на нем форт «Кроншлот» («Коронный замок»). Кроме того, несколько фортов было приказано построить на южном берегу Котлина. Так что любой корабль, проходящий южным фарватером, неминуемо попадал под перекрестный обстрел пушек «Кроншлота» и батарей Котлина.
Строительство укреплений началось поздней осенью 1703 года. Зимой Финский залив замерзал, сообщение с островами поддерживалось на санях. Всю зиму солдаты пехотных полков Толбухина и Островского рубили на льду деревянные ряжи для подводного основания «Кроншлота». Затем ряжи были затоплены, сверху насыпана земля, и над созданным таким образом искусственным островом возведен деревянный форт.
7 мая 1704 года Петр со свитой и новгородским митрополитом прибыл для осмотра законченного форта. Митрополит освятил форт. Петр вручил начальнику форта инструкцию, которая начиналась словами: «Содержать сию ситадель с Божиею помощью аще случится хотя до последняго человека». А затем царь по своему обычаю устроил трехдневную пьянку.
Вскоре, как и предполагал Петр, коменданту «Кроншлота» пришлось применить инструкцию на практике. Уже 9 июня 1704 года на горизонте показались паруса шведских кораблей. Эскадра вице-адмирала де Пру состояла из линейного корабля, пяти фрегатов и восьми малых судов.
Шведы потерпели неудачу. С 1793 по 1945 год ни один форт Кронштадта не был захвачен неприятелем.
Город-крепость
Кронштадт был побежден лишь один раз, но не людьми, а морем. В ходе наводнения 7 ноября 1824 года форты Кронштадта, корабли Балтийского флота, базировавшиеся в крепости, и сам город были практически уничтожены. Вода поднялась на 3,5 м выше ординара. В городе полностью разрушены 34 дома, сильно повреждены 196 домов и только 156 домов получили небольшие повреждения и были позже исправлены.
И лишь после этого новый император Николай I приказал перестроить деревянные форты Кронштадта в каменные. Николай недооценивал пароходы и железные дороги, но был талантливым инженером и фортификатором. Он лично контролировал строительство каменных фортов и даже принимал участие в их проектировании.
С петровских времен Кронштадтская крепость постепенно расширялась. В 1712 году на острове Котлин был возведен первый кирпичный завод. Первые партии кирпича пошли на постройку домов адмирала Апраксина и Меншикова.
Однако, как уже говорилось, форты и большинство домов в Кронштадте строились из дерева. В итоге к концу царствования Петра I леса, покрывавшие остров, в основном были вырублены.
7 января 1716 года началось строительство форта «Новый Кроншлот». Через три года на вооружении острова Котлин и прилегающих островных фортов имелось 450 пушек.
7 октября 1723 года в присутствии Петра в восточной части острова состоялась закладка «главной крепости». Вскоре крепость получила название Кронштадт. Со временем под этим названием стали понимать всю территорию острова Котлин и все форты, построенные на искусственных островах к югу и северу от Котлина.
В конце XVIII века несколько голландских и британских торговых судов, заблудившись, сумели пройти северным фарватером острова Котлин, приведя в смятение русских адмиралов. Сам Петр Великий сказал, что северный фарватер непроходим. А тут жадные купчишки пролезли.
В 1800 году началась необъявленная война с Англией. В связи с этим на северном фарватере построили пару деревянных батарей, погибших в наводнении 1824 года.
В 1896 году форты «Павел I», «Петр I», «Кроншлот» и «Александр I», перестроенные Николаем Павловичем, были выведены из боевого состава крепости.
Позже в форту «Александр I» начались опыты по борьбе с чумой, за что он получил название «Чумной форт». «Кроншлот» стал складом флотских боеприпасов, а форт «Петр I» (до 1834 года «Цитадель») – складом минно-торпедного вооружения. К нему с Котлина была проложена дамба, а по ней – узкоколейная железная дорога. Кстати, это единственная узкоколейка, уцелевшая на 2021 год в Кронштадте. А вообще в конце XIX – начале ХХ веков на острове Котлин было проложено несколько узкоколейных дорог общей длиной 45 км.
Форт «Павел I» (до 1854 года «Рисбанк») был построен в 1801–1808 годах в деревянном исполнении. С 1896 года стал складом боеприпасов. 20 июля 1923 года к форту, не имевшему охраны, причалил баркас с пьяными матросами с линкора «Парижская коммуна» (бывший «Севастополь»). Клешники решили на спор проверить, снаряжены ли мины тротилом. Подожгли одну мину – сдетонировали остальные. Форт был полностью разрушен.
Защиту южного фарватера вместо четырех упраздненных фортов поручили островному форту «Константин» и трем номерным фортам (№ 1, № 2 «Дзисканец» и № 3 «Милютин»). Весной 1890 года форт «Константин» соединили 752-метровой дамбой с Котлином, а на ней построили узкоколейку, просуществовавшую до конца 1920-х годов.
Северный фарватер прикрывали семь номерных каменных батарей. В 1910 году батарея № 1 была соединена дамбой с Котлином. Западнее линии северных батарей в 1896 году начали строительство двух мощных фортов – «Обручев» и «Тотлебен».
На южном берегу острова Котлин (западнее КАД) были построены форт «Демидов» на 152 пушки Кане 45-мм калибра, а также три мортирные батареи. Сам же остров от южного берега до северного перекрыли бетонной батареей «Шанц». Перед батареей вырыли глубокий ров, в настоящее время ставший болотом.
На самой западной оконечности Котлина в 1904–1914 годах был построен мощный бетонный форт «Риф». Кстати, и туда из центра города была проведена узкоколейная железная дорога.
Великая Отечественная
В 1941–1945 годах Кронштадтская крепость сыграла важную роль в защите Ленинграда от германских и финских агрессоров.
Замечу, что даже на выведенных из боевого состава в 1896 году фортах с началом войны были установлены 76–85-мм зенитные батареи и 45-мм противокатерные батареи. Форт «Шанц» был разоружен в начале 1920-х годов, но в 1943 году туда доставили 180-мм железнодорожные транспортеры ТМ-1–180, которые поставили на бетонные основания. Сделано это было для ведения стрельбы по дальнобойным финским батареям.
Боевая деятельность кронштадтских фортов в 1941–1944 годах сама по себе ставит под сомнение справедливость даты окончательного снятия блокады Ленинграда – 27 января 1944 года.
Дело дошло до того, что в 2015 году я на форту «Риф» видел табличку, где утверждалось, что форт не участвовал в Великой Отечественной войне. И действительно, форты «Риф», «Шанц», «Тотлебен», «Обручев» и ряд других никогда не вели огня по немецким позициям и формально не считаются участниками войны. Если, конечно, противником считать только Германию, как это делают у нас многие титулованные историки.
На самом деле эти форты вели непрерывный огонь с сентября 1941-го по июль 1944 года по финским батареям, обстреливавшим Ленинград и Кронштадт.
Для кронштадтских фортов полное снятие блокады Ленинграда состоялось лишь в июле 1944 года, когда в ходе 4-го сталинского удара была прорвана северная (финская) половинка блокадного кольца.
Закрытый город
До 1917 года Кронштадт был военным городом. Военный губернатор адмирал Вирен жестоко издевался не только над матросами и солдатами, но и над мещанами, купцами и даже гимназистами Кронштадта. Зато теперь находятся историки, прославляющие этого не потопившего ни одного вражеского корабля героя-адмирала, столь успешно воевавшего с гимназистами.
С конца 1920-х и до 1996 года Кронштадт был наглухо закрытым городом. Там могли проживать только военные, рабочие оборонных предприятий и их семьи. Попасть в Кронштадт можно было только по специальному разрешению.
В 1958 году Никита Хрущев упразднил Кронштадтскую крепость. Артиллерия фортов была демонтирована и в подавляющем большинстве сдана на лом.
Для военных целей форты использовались мало. Так, на бывшем форту «Ино» базировался дивизион ЗРК С-200, на форту «Риф» стоял дивизион противокорабельных ракет «Рубеж» и т. д. Остальные форты в основном использовались как склады.
Отношение к фортам было варварским. Например, идущие на ремонт на Кронштадтский завод корабли подходили к Северному форту № 4 «Зверев» и спускали там мазут. В июле 1977 года озорные мальчишки приехали туда на лодке и подожгли мазут. В результате форт горел четыре дня.
Сейчас военные оставили почти все форты. Полностью ими заняты на август 2021 года только форты «Петр I» и «Кроншлот». Занят кусок форта «Шанц», а также территория, где раньше стояли 305-мм башенные установки на форту «Красная Горка».
Крепость-музей
С начала 1990-х годов десятки военных историков, включая меня, грешного, писали о необходимости превращения Кронштадтской крепости в огромный музей. Что же сделано на данный момент?
Группы энтузиастов провели частичную и, судя по всему, не требующую больших затрат реконструкцию самых больших фортов Кронштадта – «Красной Горки» и «Рифа». Там полностью очищены казематы и орудийные дворики. Проведено освещение в подземных помещениях. Созданы четыре очень информативных музея.
Кроме того, на «Красной Горке» экспонируются железнодорожный транспортер ТМ-3–12, артустановка Б-13, пусковая установка комплекса «Сопка» (раньше была и ракета, но она куда-то делась). Вход на «Красную Горку» бесплатный, а за посещение «Рифа» берут весьма умеренную плату.
Кластер «Город фортов», открытый в июле 2021 года, просто великолепный. На его строительство пошли немалые суммы. Там могут отлично отдохнуть и взрослые, и дети всех возрастов. Кстати, при входе на все остальные форты я бы повесил табличку: «12+». Послушным детям дореволюционного периода, посещающим их вместе с родителями, там ничего не угрожало. А вот детки XXI века, которым «ничего нельзя запрещать», могут запросто получить серьезные травмы.
Летом 2021 года началась подготовка первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» к переводу в Кронштадт, где она станет центральной экспозицией Музея военно-морской славы. Подготовка субмарины к транспортировке ведется на судоремонтном заводе «Нерпа» центра судоремонта «Звездочка».
В дальнейшем АПЛ переместят в плавдок «Свияга». В нем субмарину по Беломоро-Балтийскому каналу доставят сначала в Санкт-Петербург, затем в Кронштадт. Лодка будет переоборудована в музей с восстановлением внутренних отсеков и открыта для посещения туристами. Субмарину планируется установить на металлических опорах под стеклянным колпаком на форту «Петр I».
Согласно опубликованным планам, на фортах «Павел I», «Александр I» и «Кроншлот» к 2025 году будут созданы не только музеи, но и отели, яхт-клубы, рестораны, винные погреба, залы для торжеств. Думаю, не обойдется и без строительства VIP-жилья. Кроме того, в форту «Александр I» будет размещен музей борьбы с эпидемиями. И, разумеется, стенд борьбы с COVID-19.
Как все это поместится в сравнительно небольших фортах, можно только гадать. Но в любом случае при создании столь «многофункциональных» фортов большая часть их помещений будет закрыта для обычных туристов (кроме VIP-гостей отелей и VIP-яхтсменов).
Препоны и преграды
Опыты по совмещению в одном форту музея с коммерческим заведением до сих пор в Кронштадте были неудачными. Так, северный форт № 1 был взят в аренду для превращения в музей. Но арендатор решил превратить его в яхт-клуб. Мероприятие не удалось, и уже четыре года форт № 1 недоступен для посещения. Хотя к нему есть подъезд с КАДа.
Еще один северный форт, соединенный с КАДом, был взят в аренду. Арендатор обнес его колючей проволокой и открыл там ресторан. Года четыре назад я решил осмотреть форт и заодно пообедать. Но посетителей со стороны в ресторан не пускали. Он был только для «своих». Кронштадтцы утверждают, что сейчас аренда прекращена, но форт по-прежнему стоит за колючей проволокой.
В принципе буфет или даже маленький ресторанчик не мешает музею. Таковые есть и в Эрмитаже, и в Артиллерийском музее. В августе 2021 года я вкусно перекусил в уютном кафе на форту «Риф». Но подобное возможно, когда кафе играет лишь вспомогательную роль.
В хорошую погоду в Кронштадт устремляются толпы петербуржцев и гостей из других городов. Но съезд в город с КАДа устроен в одну полосу. И сразу по въезде в город на расстоянии в 100 м два светофора создают огромную пробку. К тому же в любой день в Кронштадте негде припарковаться: ищешь место по 10–20 минут. А многие объекты вообще недоступны для автомобилистов. Между тем мест для оборудования парковок в Кронштадте предостаточно.
На мой взгляд, летом туристов на Котлин и форты можно доставлять на самых различных плавсредствах – от судов на подводных крыльях до обычных моторных лодок. А зимой по льду могут прекрасно ходить аэросани.
Хорошо бы подумать и об использовании сохранившихся насыпей для дореволюционных узкоколеек, которые ведут к каждому форту острова Котлин. В России сохранились старые исправные узкоколейные паровозы и вагоны. А можно и просто сделать современные электрические вагончики.
Кронштадтская крепость – это место патриотического воспитания молодежи, интереснейшие музеи, место отдыха и пополнения бюджета города. Проблемы создания мегамузея Кронштадт следует решать в комплексе.
комментарии(0)