При всем непреходящем значении личности Александра Невского, при широчайшем почитании его как победоносного князя-ратника и государственного деятеля, образ его остается мифологизированным. Фото Reuters
В сентябре продолжились мероприятия, связанные с 800-летием со дня рождения Александра Невского (президентский указ о чествовании был подписан семь лет назад). Наиболее заметным стало открытие в деревне Самоловá на Псковщине мемориала «Князь Александр Невский с дружиной» президентом Владимиром Путиным; освятил памятник патриарх Кирилл. Но это еще не финал обширной программы чествования, рассчитанной до конца года. К тому же некоторые мероприятия были перенесены на более поздний срок из-за ситуации с короновирусом.
Памятник отстоявшим Русь
20-метровую и 50-тонную скульптурную композицию возвели стараниями Российского военно-исторического общества (РВИО) при поддержке Министерства обороны и региональных властей в полусотне метров близ южной кромки Чудского озера. Фигурная группа установлена в новосозданном парке, который имеет форму щита с положенным на него мечом, причем меч – это аллея, ведущая к памятнику.
Историки предполагают, что именно в здешних окрестностях 5 апреля 1242 года произошло знаменитое Ледовое побоище (в Самолове действует музей, посвященный этой легендарной сече). Организованная в 2019–2021 годах под эгидой РВИО поисковая экспедиция по исследованию акватории Чудского озера отчасти подтвердила эти догадки. Однако найденные артефакты как полновесные доказательства все же рассматриваться не могут.
Три бронзовых всадника, шесть фигур спешившихся витязей, группа ратников с хоругвью и двумя стягами с ликами святых, низложенные щиты и доспехи поверженного врага дают наглядное представление о значении той битвы.
О чем в своем слове напомнил президент: «Здесь, на Чудском озере, князь Александр Невский со своей дружиной разгромили иноземных захватчиков, отстояли Новгород и Псков, а по сути – всю Древнюю Русь. Эта победа стала одним из символов воинской славы России».
На обратной стороне монумента в сторону озера смотрит крупное мозаичное панно (более 7 м в ширину, свыше 3 м высотой). На нем изображены главный герой победы над рыцарями Ливонского ордена и сцены баталии.
В РВИО обращают внимание еще на один ключевой смысл, о чем агентству РИА «Новости» поведал заместитель председателя организации Николай Овсиенко: «Князь возвращается с победой с «молодшей» дружиной: ему самому 21 год, а дружинникам примерно лет 18–19. Они отстояли родину. И это очень хороший пример для наших молодых людей сегодня».
В деревне строится музейный павильон, в котором разместится уже созданная диорама «Ледовое побоище» (15×4 м) и артефакты, обнаруженные на дне Чудского озера в ходе упомянутой экспедиции. Президент и патриарх диораму уже видели – в ходе посещения в День России 12 июня выставки в Третьяковской галерее, посвященной 800-летию святого князя.
Что нас объединяет
На май-июнь пришелся пик мероприятий, связанных со знаменательной датой. Князь Александр Ярославич, согласно принятой недавно научно обоснованной версии, родился 13 мая 1221 года по старому стилю. Прежде его годовщины отсчитывали от 30 мая 1220-го. При этом многие замечали, что «старая» дата по новому стилю совпадает с 12 июня – Днем России.
Патриарх Кирилл в 2009 году даже предложил отмечать 12 июня как день рождения Александра Невского. Поскольку, по его словам, к празднику 12 июня в народе существует устойчивое критическое отношение, ибо до 2002 года он назывался Днем независимости. «А от кого независимость?» – вопрошал предстоятель РПЦ. А за год до этого его святейшество горячо защищал Александра Невского в телевизионном проекте «Имя Россия».
Мнение патриарха разделяют многие. Судя по социологическим опросам последних двух-трех лет, большинство (в среднем 55–60%) воспринимает День России скорее как дополнительный выходной, нежели как национальный праздник. И встречать 12 июня предпочитают на природе или на даче, за работой или домашними хлопотами (23–25%, по данным ВЦИОМ). Потусоваться на «патриотические гулянья» приходит в основном молодежь.
В РПЦ убеждены, что «Александр Невский – это имя России, знамя победы, символ единства и образ веры». 15 февраля патриарх Кирилл объявил 2021-й годом Александра Невского. В его 800-летнюю годовщину церковь реализует порядка 800 различных мероприятий. Именно патриарх и начал торжества, проведя 24 января божественную литургию в храме Христа Спасителя. Под его же патронажем в мае прошли четырехдневные XXIX Международные образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Среди других заметных акций – четыре крестных хода по принесению мощей благоверного великого князя во многие города России и Белоруссии в июне–августе: общая протяженность всех маршрутов составила около 25 тыс. км.
800-летие Александра Невского достойно отметили 12 июня в Переславле-Залесском, где он родился. Участвовала даже пилотажная группа «Стрижи» (237-й центр показа авиатехники, Кубинка). В здешнем Свято-Никольском женском монастыре каждый верующий мог прикоснуться к святыне – ковчегу с мощами Александра Невского, который специально доставили из храма Христа Спасителя.
В насыщенной программе торжеств по-разному задействованы все 85 субъектов РФ. При этом центральными стали шесть регионов, связанных с жизненным и духовным подвигом славного героя XIII века. Особое место принадлежало Петербургу, поскольку святой князь – небесный покровитель города на Неве, здесь упокоены его мощи. 12 сентября в память о перенесении мощей князя из Владимира в Северную столицу в Троицком соборе лавры под началом патриарха Кирилла прошла главная праздничная божественная литургия и крестный ход.
А 12 мая во Владимире, где полтысячелетия пребывал прах святого и было написано его первое житие, при Богородице-Рождественском монастыре был освящен новый церковно-исторический музей в его честь.
Память через века
Автору этих строк довелось участвовать в форуме «История для будущего. Александр Невский». Вынес немало познавательного. И сам парой «вдруг возникших» вопросов относительно воителя-государственника несколько озадачил именитых ученых мужей.
На форуме чиновники, ученые и сенатор Алексей Пушков не раз отмечали, что Александр Невский вольно или невольно положил начало «евразийству» – пути, который выбрала Россия и с веками утвердилась на нем достаточно крепко. А современник его князь Даниил Галицкий метнулся было к Западу, соблазнился католицизмом – и где теперь его государство?
Церковный культ Александра Ярославича на местном уровне возник в первые же годы после его кончины в 1263 году (он умер 42-летним). Тогда же было написано его житие. Из уст в уста стали передаваться предания о нем. В святые же он был «официально произведен» при Иване Грозном.
Так герой Невской битвы и Ледового побоища стал вторым причисленным к лику святых правителем Древней Руси – вслед за ее крестителем Владимиром Святославичем. А вообще таковых не набирается и с полдесятка. Третий – Дмитрий Донской, обретший нимб совсем недавно – в 1988 году. Вот и вся «святая троица» великих русских князей из давних веков.
«По преданию, и первый Романов, царь Михаил Федорович, венчался на русский престол с посохом Александра Невского. И именно при этом государе в Кремле, главной русской крепости, сердце России, в 1630 году был освящен первый православный храм во имя святого князя», – отмечает известный москвовед Елена Лебедева.
В августе 1723 года Петр I (он был убежден, что родился в один день с Александром Невским – 30 мая) перевез из Владимира мощи благоверного в новую российскую столицу. Дабы они «вечно освящали» памятную победу над шведами под Полтавой и хранили Санкт-Петербург от новых нападок. Император хотел учредить орден имени князя, но не успел. Замысел его исполнила в 1725 году Екатерина I.
В XIX веке, когда достославный герой стал небесным покровителем сразу трех русских императоров – Александра I, Александра II и Александра III – возник «бум» в строительстве посвященных ему церквей. К 1917 году одна только Первопрестольная насчитывала с полтора десятка храмов Александра Невского (не считая приделов).
С окончанием политики богоборчества число их стремительно увеличилось, и ныне их в столице ровно полсотни (в Петербурге – 81), и строятся новые. А всего в России, согласно Народному каталогу православной архитектуры, насчитывается 1096 таких храмов (в ближнем зарубежье – 192, в дальнем – 36).
Но на «гребень наибольшей популярности» Александр Невский взмыл в первой половине XX века – дабы напомнить немцам и в Первую мировую, и особенно в Великую Отечественную войну, что случается с теми, «кто с мечом к нам войдет». В 1938 году Сергей Эйзенштейн снял фильм «Александр Невский». А в июле 1942-го был учрежден боевой офицерский орден его имени: эту награду получили 41 685 командиров рот и батальонов, батарей и эскадрилий. В государственную наградную систему орден с измененным статусом и формой (новый знак был стилизован под дореволюционный дизайн) вернулся в 2010 году.
К 800-летию великого защитника Земли Русской тоже намеревались снять «нечто эпохальное» о нем. Минкульт бросил клич кинодеятелям. Но, увы, надеждам не суждено было сбыться. «Я сам прочел 30 синопсисов, а коллеги – еще больше, и десятки сценариев. И у всех у нас они вызвали полное разочарование», – рассказал на упомянутом форуме помощник президента и глава РВИО Владимир Мединский.
Главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков заметил по этому поводу: «То, что современные кинематографисты не могут нащупать образ Александра Невского для воплощения его на экране, – это вопрос больше не к ним, а к проблеме общего низкого уровня культуры в современной России».
Когда Александр стал Невским
При всем непреходящем значении личности Александра Невского, при широчайшем почитании его как победоносного князя-ратника и государственного деятеля образ его остается мифологизированным. Утрачены (или еще ждут своего часа?) источники, которые могли бы «сквозь тьму веков» высветить его свершения. А житийного и летописного описания для воссоздания хотя бы в чем-то бесспорной картины явно недостаточно. Об этом на форуме говорил не один специалист.
Директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин поведал, что ни в одном музее страны, кроме как в ГИМе, нет ни единого предмета, который принадлежал бы Александру Невскому или непосредственно его эпохе. В ГИМе же хранится ряд артефактов лет княжения Александра и документальные источники о его правлении.
Автор этих строк задал вопрос: а, собственно, с каких пор князя Александра стали именовать Невским? А то, например, Владимир Мединский полагает, что это случилось «сразу после битвы на Неве». Однако письменных свидетельств тому нет. Кандидат исторических наук Левыкин затруднился с ответом.
«При жизни Невского Невским его никто не называл, – пришел на помощь коллеге Владимир Рудаков. – Привычное для нас прозвище князя встречается в одном из поздних списков Новгородской первой летописи младшего извода: «Александръ велики, храбрыи, невьскыи». При этом определение «невский» поставлено последним. В середине XV века, когда создавался список этой летописи, Александра Ярославича, видимо, чаще именовали великим и храбрым. Прозвище же Невский, судя по всему, только начинало входить в оборот».
Пусть так. Но при этом специалисты, похоже, до сих пор не выяснили, кто первым из историков употребил сочетание «Александр Невский». И когда оно прижилось и крепко устоялось.
А термин «псы-рыцари» утвердился в обиходе лишь через 700 лет после того, как многие из них ушли под лед Чудского озера. С легкого пера не кого-нибудь, а самого Карла Маркса, который в первой тетради своих «Хронологических выписок» (1875), характеризуя рыцарей Тевтонского и Ливонского орденов, употребил эпитет Reitershunde – буквально «конные собаки».
В СССР в 1930-е годы это перевели привычным нам словосочетанием. Но при этом исторической наукой не установлено наличие какой-либо «псовой» атрибутики у тевтонцев и ливонцев. Авторы же фильма «Александр Невский» удачно привнесли это «марксистское определение» в свой киношедевр. И тронулось-поехало, утвердилось в школьных учебниках, а там и в умах прочно засело.
В 1947 году московским художником Гавриилом Гореловым была написана и масштабная (2×4 м) картина под названием «Ведут псов-рыцарей во Псков», являющая ныне достоянием Иркутского художественного музея.
Кто с мечом к нам войдет
Известно также, что Александр Ярославич никогда не произносил фразы «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!». Она стала расхожим «идеологическим штампом» и крепко утвердилась в головах многих поколений после эйзенштейновского фильма, в котором князь-полководец доходчиво внушает эту заповедь отпускаемым им восвояси посрамленным крестоносцам.
Иначе говоря, этот девиз, который мы впитали «в плоть и кровь и в гены» – плод художественного вымысла. Сценарист Петр Павленко в соавторстве с режиссером ввели в сценарий этот лозунг, отталкиваясь от Евангелия от Матфея (26:50–52): «Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой, и ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут…»
Во всяком случае на Неве и на Чудском озере, равно как и в ряде других победоносных битв (а всего он их провел с десяток, если не с дюжину) князь Александр Ярославич действовал сообразно этой заповеди.
Различного рода «недосказанности» в биографии Александра Невского позволяют ангажированным историкам и политикам подвергать сомнению его очевидные успехи на военном и дипломатическом поприщах, развенчивать «пропагандистские мифы» о нем как о беспримерном деятеле Древней Руси.
«Попытки такого рода предпринимаются, как правило, в периоды ослабления государства, – заметил по этому поводу историк Рудаков. – Но надо видеть то, что такие деятели, как Александр Невский, – «товар» поистине штучный, а поэтому в перспективе народное забвение им не грозит». И широкое празднование 800-летия князя только подтверждает это мнение.
Действительно, рядом с победителем шведов и немцев сложно поставить кого-то из его современников. Существенно уступает ему и Дмитрий Донской, живший столетие спустя. Он с переменным успехом противостоял территориальным притязаниям великого литовского князя Ольгерда, а через два года после славной виктории на Куликовом поле не смог защитить Москву от хана Тохтамыша, который сжег ее дотла. А в последующее десятилетие утратил западные земли, включая Тверь (1383) и Смоленск (1386).
Историк Николай Костомаров писал, что «княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа».
Об Александре Невском ничего подобного не написал ни один из крупных русских историков. Ибо Александр Ярославич был и полководцем, и правителем от Бога.
«Думаю, его Бог Руси дал, чтобы мы совсем не пропали, – отметил автор недавно вышедшей книги «Александр Невский: воин, государь, святой» профессор МГУ Дмитрий Володихин. – Наверное, это знак какого-то Божьего благоволения к нам».
Достаточно осознать, что во время битвы на Неве князю едва исполнилось 19 лет, а на Чудском озере он проявил себя 20-летним. А еще раньше, в свои отроческие 14, он уже ходил в конную атаку с отцом. А умиротворяющая дипломатия его в отношении Золотой Орды тоже оказалась значительно результативнее, чем попытки того же Дмитрия Донского замириться с монголо-татарами на востоке и юге и с Ольгердом на западе.
комментарии(0)