План «Ост» разрабатывался под непосредственным наблюдением Генриха Гиммлера (в центре). Фото Федерального архива Германии
Генеральный план «Ост» – нацистский план колонизации и германизации оккупированных в ходе Второй мировой войны земель Восточной Европы, включая захваченные территории СССР, – принадлежал к самым секретным документам Третьего рейха. По существу это был основанный на «расовой доктрине» и «теории жизненного пространства» проект ликвидации СССР как государства. План разрабатывался под личным наблюдением рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера и представлял собой комплекс документов высшего партийно-государственного руководства Третьего рейха и обслуживающих его чиновников и экспертов.
Несмотря на то что Генеральный план «Ост» как документ, фиксирующий преступный характер нацизма, обладает большой саморазоблачающей силой, он недостаточно изучен историками. Полный и окончательный текст этого источника до сих пор не найден.
Основные свидетельства
Материалы плана «Ост» фигурировали на 11-м из 12 «малых» Нюрнбергских процессов над нацистскими военными преступниками, которые в 1946–1949 годах провел американский военный трибунал. На «Министерском процессе» (суде по «делу Вильгельмштрассе», официальное название «США против статс-секретаря МИД Германии Эрнста фон Вайцзеккера и других») был предоставлен документ NG-2325, датированный 27 апреля 1942 года. Он назывался «Замечания и предложения по Генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС» и был подписан начальником отдела колонизации 1-го главного политического управления Министерства Восточных территорий Эрхардом Ветцелем.
Этот документ вошел в доказательную базу обвинения и в дальнейшем был опубликован. Он состоял из четырех разделов: «1) Общие замечания по Генеральному плану «Ост»; 2) Общие замечания по вопросу об онемечивании, особенно о будущем отношении к жителям бывших прибалтийских государств; 3) К решению польского вопроса; 4) К вопросу о будущем обращении с русским населением».
Как и другие исторические источники, составляющие Генеральный план «Ост», документ характеризует видение руководством Третьего рейха (в частности, Гиммлером, рейхсминистром Восточных территорий Альфредом Розенбергом и их сотрудниками) перспектив «освоения Германским рейхом жизненного пространства на Востоке».
В 1939–1943 годах Гиммлер как «рейхскомиссар по генеральному планированию жизненного пространства Восточной Европы» приказал разработать несколько вариантов насильственного переустройства Восточной Европы, имевших общее наименование план «Ост». Нацистские учреждения конкурировали между собой: четыре варианта плана предложил рейхскомиссар по укреплению германской государственности (одно из пяти главных управлений СС), один – Главное управление имперской безопасности; были также разработки министерства Восточных территорий, Германского трудового фронта, Верховного командования вермахта.
Но основными конкурентами в борьбе за «германский Восток» были Гиммлер и Розенберг. Как отмечал Розенберг, Гиммлер «хочет быть на Востоке полностью самостоятельным и говорит об особых заданиях фюрера».
Основные источники
Осенью 1941 года министерство Розенберга подготовило «Коричневую папку», содержавшую «принципы гражданского управления в оккупированных восточных районах». Предлагалось рассматривать Советский Союз как распущенный; «вследствие этого» нацистский рейх брал на себя всю полноту власти «в интересах населения».
Таким образом, можно говорить о существовании серии актов (в значительной части до сих пор неизвестных историкам), последовательная цепь которых представляла собой основной план государственной политики нацистского рейха на востоке Европы.
О содержании этих документов можно судить по сохранившимся «Замечаниям и предложениям по Генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС» от 27 апреля 1942 года. Кроме того, опубликован доклад по Генеральному плану «Ост» профессора берлинского университета Конрада Мейера от 28 мая 1942 года (в декабре 2009-го факсимильное изображение этого документа было впервые выставлено для всеобщего доступа на сайте Берлинского университета имени Гумбольдта). Сохранилась 100-страничная разработка плана «Ост» от 15 июля 1941 года: она находится в Федеральном архиве Германии (Берлин-Лихтерфельд).
Но существовали и другие, более поздние версии изучаемого источника. Оригинал одной из разработок Генерального плана «Ост» хранится в Национальном архиве США. Первой в советской историографии публикацией, основанной на этом тексте, стала статья исследователя Л.А. Безыменского. Историк сравнивает план «Ост» с планом уничтожения европейских евреев («планом Ванзее») и называет его «планом ликвидации славянства в Европе».
В письме по поводу Генерального плана «Ост» от 12 июня 1942 года Гиммлер писал, что он посмотрел этот план, который ему «в общем очень понравился», и он «хотел бы в удобное время передать этот план также фюреру». Для доклада Гитлеру Гиммлером была поставлена задача составить «общий план колонизации, который бы учитывал ранее разработанные планы».
Но окончательное формулирование плана задержалось; 12 ноября 1942 года начальник секретариата Гиммлера напомнил профессору Мейеру о необходимости ускорить работу. Мейер представил переработанный документ, но его текст не устроил Гиммлера. 12 января 1943 года последовало очередное указание рейхсфюрера СС: он просил включить в план германизации Литву, Латвию, Эстонию, Белоруссию, Ингерманландию, весь Крым и Таврию. В соответствии с этим, как свидетельствовал Л.А. Безыменский, был разработан новый вариант плана «Ост», представленный Гиммлеру 15 февраля 1943 года.
Не удивительно, что в отсутствие окончательно утвержденного текста Генерального плана «Ост» в научной и учебной литературе нет консолидированной позиции по изучаемому вопросу. Среди историков нет единства в понимании нацисткой политики по отношению к русскому и другим народам оккупированных нацистами территорий Восточной Европы. Поэтому важно разобраться в истории создания, целях, содержании и выполнении плана «Ост».
«Цель восточной политики»
К весне-лету 1941 года (времени нападения на СССР – согласно директиве № 21 «Барбаросса», первоначально вторжение было намечено на 15 мая) нацисты не имели четкой стратегии в отношении всех славянских народов.
Что касается России, то весной 1941 года, согласно экономическому разделу плана нападения на СССР (кодовое название «Ольденбург») и «Директивам по руководству экономикой во вновь оккупированных восточных областях» («Зеленая папка» рейхсмаршала Германа Геринга), «продолжать войну можно будет лишь в том случае, если все вооруженные силы Германии на третьем году войны будут снабжаться продовольствием за счет России. При этом несомненно: если мы сумеем выкачать из страны все, что нам необходимо, то десятки миллионов людей обречены на голод».
Для обеспечения германских войск следует организовать сбор и вывоз урожая и восстановить промышленные предприятия, «которые производят дефицитную продукцию». Для этого нужны русские крестьяне и рабочие.
Как отмечал ведущий советский и российский исследователь нацистских документов Второй мировой войны В.И. Дашичев, в Генеральном плане «Ост» нашли выражение «принципы политики геноцида по отношению к славянским народам». Концепция плана «Ост» (1942) предусматривала «переселение» более 30 млн славян и «германизацию» европейского Востока вплоть до Урала. Этот план сочетался с «окончательным решением еврейского вопроса»: на Ванзейской конференции 20 января 1942 года речь шла об уничтожении 11 млн европейских евреев.
Противоречия между потребностями германской военной машины в восточной рабочей силе и задачей «переселения» 30 млн славян из Восточной Европы нет. Генеральный план «Ост» был рассчитан на 30 лет; к его реализации предполагалось приступить после победы рейха в войне против СССР.
Весной 1942 года Гиммлер еще пытался вершить судьбы народов и свести все проекты плана «Ост» в один. К этому времени уже не только был проведен чудовищный эксперимент по массовому убийству евреев на оккупированной территории СССР, но и началась их депортация из Германии и уничтожение на востоке Европы. С марта 1942 года на территории Польши заработала главная фабрика смерти – Аушвиц.
Рейхсфюрер СС руководствовался указаниями фюрера о «германизации Восточной Европы». 12 мая 1942 года Гитлер в записанной его секретарем застольной беседе заявил:
Успехи Красной армии под Сталинградом были неоспоримы. Фото РИА Новости |
Таким образом, «завоевание жизненного пространства на Востоке» было поставлено Гитлером в прямую связь не только с «онемечиванием», но и с «окончательным решением еврейского вопроса».
«Русский вопрос»
Главный обвинитель от Великобритании на большом Нюрнбергском процессе сэр Хартли Шоукросс в заключительной речи привел высказывание Гиммлера, которое вошло в судебный приговор. Оно начинается с тезиса, типичного для расовой доктрины нацизма: «Мы должны... вести себя по-товарищески по отношению к людям одной с нами крови, и более ни с кем».
Далее Гиммлер пояснял, как быть с теми, кто «не одной крови» с «арийцами», начиная с русского народа. Обычно эту часть его высказывания в российской учебной литературе сводят к двум предложениям, которые можно истолковать как косвенное признание намерения уничтожения русского народа: «Меня ни в малейшей степени не интересует судьба русского или чеха. (…) Живут ли народы в достатке или умирают с голоду, интересует меня лишь в той мере, в какой они нужны нам как рабы для нашей культуры, в остальном это меня совершенно не интересует».
Но часть высказывания Гиммлера, которая находится между цитируемыми предложениями, позволяет точнее оценить подходы нацистов к судьбам славянских народов: «Мы возьмем то, что народы могут нам предложить по части хорошей крови нашего типа. Если будет необходимо, мы будем для этого выкрадывать их детей и воспитывать их в нашей среде». Эти слова Гиммлера – яркий пример человеконенавистнической политики нацистов, которая вполне подпадает под определение геноцида.
Гиммлер отмечал, что заселение восточноевропейского пространства немцами должно проходить в течение примерно 30 лет после окончания войны. Согласно плану «Ост», на этой территории должны остаться 14 млн местных жителей. Гиммлер утверждал, что коренной вопрос плана «Ост» – «удастся ли нам снова пробудить в немецком народе стремление к переселению на Восток».
В проектах Генерального плана «Ост» называются разные цифры лиц ненемецкого происхождения, подлежащих «выселению»: от 31 до 51 млн человек. При этом еврейское и цыганское население подлежало «ликвидации» еще до «выселения» славян. «Только если учесть, что примерно 5–6 млн евреев, проживающих на этой территории, будут ликвидированы еще до проведения выселения, можно согласиться с упомянутой в плане цифрой в 45 млн местных жителей ненемецкого происхождения», – отмечал Гиммлер.
Безусловно, «переселение», пусть и в течение нескольких десятилетий, в силу голода и болезней в пути и после размещения на новых территориях привело бы к неизбежным и огромным жертвам. Но об этой цели Гиммлер умалчивает. Более того, он проявляет заинтересованность в сохранении как минимум части людей, подлежащих переселению:
«План предусматривает переселение нежелательных в расовом отношении местных жителей в Западную Сибирь. При этом приводятся процентные цифры для отдельных народов, и тем самым решается судьба этих народов, хотя до сих пор нет точных данных об их расовом составе. Далее, ко всем народам установлен одинаковый подход без учета того, предусматривается ли вообще и в какой мере онемечивание соответствующих народов, касается ли это дружественно или враждебно настроенных к немцам народов».
Значительная часть замечаний и предложений по плану «Ост» посвящена вопросу, который совсем не упоминается в этом плане, но имеет большое значение для решения всей проблемы «Дранг нах Остен»: «Каким образом можно сохранить и можно ли вообще сохранить на длительное время немецкое господство перед лицом огромной биологической силы русского народа».
Профессор Вольфганг Абель, который зимой 1942 года «по поручению верховного главнокомандования вооруженных сил проводил подробные антропологические исследования русских», предложил следующее решение:
«Или полное уничтожение русского народа, или онемечивание той его части, которая имеет явные признаки нордической расы… Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение этой исторической цели никогда не означало бы полного решения проблемы. Дело заключается скорей всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их».
Эта цитата давно стала хрестоматийной. Однако далее в «Замечаниях и предложениях рейхсфюрера СС» сказано: «Предложенный Абелем путь ликвидации русских как народа, не говоря уже о том, что его осуществление едва ли было бы возможно, не подходит для нас также по политическим и экономическим соображениям. В таком случае нужно идти различными путями, чтобы решить русскую проблему».
Славяне и евреи
Нет нужды повторять весь геноцидальный бред Гиммлера и его приспешников по вопросу «германизации» востока Европы. Подчеркнем, что в связи с изменением ситуации на Восточном фронте к лету 1943 года план «Ост» утратил практический смысл.
Несмотря на это, гитлеровцы ужесточали политику «окончательного решения еврейского вопроса». Уничтожение евреев продолжалось даже тогда, когда Красная армия уже находилась в 80 км от центра Берлина. Последний эшелон с евреями в концлагерь Терезиенштадт был отправлен из столицы рейха 27 марта 1945 года.
Что касается отношения немецких нацистов к славянам, то оно было разным. Наряду с объявлением славян «низшей расой» допускалось существование зависимых от рейха славянских государств либо территорий (включая пресловутую «Локотскую республику» 1941–1943 годов на территории России).
В 1941–1944 годах нацистской Германией и фашистской Италией в оккупированной Югославии было создано славянское марионеточное «Независимое государство Хорватия», которое приняло участие во Второй мировой войне на стороне стран Оси. Часть воинских формирований Хорватии в составе вермахта была отправлена на Восточный фронт – сражаться против Советского Союза. Другая часть оставалась на Балканах и вместе с милицией усташей боролась с партизанами и евреями. Существовали хорватские дивизии войск СС.
Словацкое государство под руководством католического священника Йозефа Тисо, союзное Гитлеру, отнюдь не ущемляло интересы славян, но вело активную антисемитскую пропаганду и отправило своих евреев в лагеря смерти. Тисо именовал Гитлера «настоящим отцом» и призывал словаков молиться и бороться за его победу, чтобы уничтожить всех коммунистов, евреев и цыган.
Евреев не выдали власти Болгарии, еще одного союзника Германии. Но болгары депортировали в Аушвиц 8 тыс. евреев из Македонии, подконтрольной Болгарии.
Народы СССР
По-разному складывались политика Третьего рейха в отношении народов СССР. Направленная против русских расистская риторика полностью исчезла из политического обихода нацистов после подписания 23.08.1939 Советско-германского договора о ненападении (и секретных протоколов к нему) и 28.09.1939 Советско-германского договора «О дружбе и границе» (и секретных, и конфиденциального протоколов к нему).
В конце 1939-го, в течение 1940-го и в начале 1941 года в Германии появился «поток публикаций, в которых история России… излагалась без откровенно славянофобских или антисемитских тенденций, а ситуация в Советском Союзе и его строй анализировались и уважительно оценивались в подчеркнуто объективном духе, – отмечал современный немецкий историк Герд Кёнен. – Вновь вошло в обиход изречение Фридриха Ницше «Нам, безусловно, следует сойтись с Россией».
В ходе войны против СССР гитлеровцы частично пересмотрели свое отношение к славянам как к «неполноценной расе». Еще в середине 1942 года министр пропаганды и народного просвещения (в Третьем рейхе просвещение не отделялось от пропаганды) Йозеф Геббельс рассматривал растущее сопротивление Красной армии как следствие «первобытной животной сущности славян». Но через девять месяцев, после разгрома армии Паулюса под Сталинградом, Геббельс отдал распоряжение «не умалять больше славянские народы»; напротив, следовало еще больше «апеллировать к их исконным антибольшевистским и антисемитским чувствам».
В 1941–1945 годах через «восточные формирования» германских вооруженных сил и полиции прошло от 800 тыс. до 1 млн советских граждан, из которых до 300 тыс. служили в боевых и тыловых частях вермахта (восточных легионах и батальонах, казачьих войсках, вспомогательных ротах), в так называемой «Русской освободительной армии» (РОА).
15 апреля 1942 года германским командованием было отдано распоряжение, согласно которому донские, кубанские и терские казаки рассматривались в качестве «равноправных союзников, сражающихся плечом к плечу с германскими солдатами против большевизма в составе особых боевых частей». Нацисты даже признали казаков «народом германского корня, сохраняющим кровные узы со своей германской прародиной».
15-й казачий кавалерийский корпус (сформированный на основе 1-й казачьей кавалерийской дивизии Гельмута фон Паннвица) входил в состав войск СС. Вместе с 15-м казачьим корпусом действовали калмыцкий полк, кавказский конный дивизион, украинский батальон СС, группа танкистов РОА. В Холокосте участвовали сформированная из западных украинцев 14-я дивизия СС «Галичина».
Руководство нацистской Германии делало попытку дифференциации политики, проводимой в отношении различных «неарийских» народов, в том числе с целью ослабления сопротивления на оккупированных территориях.
В основе своей гитлеровская оккупационная политика была построена на геноциде; ее идеологией были экстремальный расизм и крайний антисемитизм. Еврейское и цыганское население Европы по планам нацистов подлежало немедленному полному уничтожению; славянское – германизации, порабощению и выселению со своих земель, а после войны – постепенному уничтожению.
Нацистский оккупационный режим на захваченной части территории СССР был жестоким и кровавым. Враги уничтожили более 7 млн мирных жителей, в том числе не менее 2,6 млн советских евреев. В случае военной победы Третьего рейха судьбу евреев и цыган разделили бы другие народы Восточной Европы, в том числе и русские, о чем свидетельствует план «Ост».
комментарии(0)