На открытой площадке музея выставлен израильский танк «Паттон» американского производства. Фото из архива автора
Так получилось, что несколько месяцев в ушедшем году мне довелось поработать в Порт-Саиде, городе на северо-востоке Египта, в котором располагаются администрация Суэцкого канала и власти губернаторства Порт-Саид. Свободного времени хватало и на неспешные пешие прогулки вдоль рыбного порта по набережной, с которой открывался захватывающий вид на выстроившиеся в очередь для входа в Суэцкий канал разношерстные суда разных стран, и на продолжительное сидение с сигаретой под чашечку кофе в одной из бесчисленных кофеен города.
Довелось поближе узнать и некоторые особенности городского быта египтян, активная социальная жизнь которых начинается с заходом солнца и продолжается до трех-четырех часов утра. Вспоминаются и невообразимая какофония от забитых автомобилями и мотоциклами ночных улиц, переполненные фастфудные заведения, где ужинают всей семьей, включая грудных детей, непереносимый шум от фейерверков и музыки на дискотеках, разбросанных вдоль побережья.
Помимо названных общих черт крупных арабских городов (а в Порт-Саиде более 500 тыс. жителей) мне удалось ознакомиться и с местными достопримечательностями, среди которых особо выделяется военный музей Порт-Саида, которому более подходит название «военно-краеведческий музей». В середине прошлого века город пережил три крупных военных конфликта. Первый случился в 1956 году и представлял собой тройственную (Англия–Франция–Израиль) агрессию со стороны названных стран против Египта, где президент Гамаль Абдель Насер только что национализировал Суэцкий канал. На Порт-Саид был сброшен воздушный десант западных стран, египтяне героически сопротивлялись, но силы были явно неравными, и город пал. Еще почти через 10 лет город снова оказался на передовой (шестидневная война 1967 года) и серьезно пострадал. Наконец, в 1973 году (октябрьская война, или война Судного дня) город стал свидетелем быстрого форсирования Суэцкого канала и первоначальных успешных боевых действий египетских войск, которые сменились решительным контрнаступлением израильтян, поставившим Египет на грань военной катастрофы. В трех названных случаях Египет выстоял во многом благодаря военно-дипломатической поддержке со стороны Советского Союза.
Город был основан в 1859 году при строительстве Суэцкого канала, поэтому истории канала отведено около половины объема внутренних экспозиций музея, дающих впечатляющее представление об масштабе проделанной работы. Меня же как отставного офицера больше интересовала именно военная часть музея, памятуя о той громадной разносторонней помощи, которую независимый Египет получал от Советского Союза, я хотел найти свидетельства того, что в современном Египте о ней не забыли. И я их увидел.
Прямо на входе в здание музея расположена мини-композиция, подаренная городом Волгоградом Порт-Саиду, которая повторяет широко известную советскую скульптуру на Малаховом кургане. Как я узнал позже, еще в 1962 году Волгоград и Порт-Саид подписали договор о дружественных связях и стали городами-побратимами, а сам подарок символизировал мужество и героизм, проявленные как защитниками советского Сталинграда в годы Великой Отечественной, так и защитниками египетского Порт-Саида при отражении тройственной агрессии 1956 года.
Вторым примечательным экспонатом для меня стала карта форсирования Суэцкого канала и последующего наступления на Синайском полуострове, относящаяся к 1973 году. Свои войска показаны красным цветом, противник синим – словом, полное соответствие требованиям оформления советских штабных карт. Немного смутили надписи на арабском, но, чуть поразмыслив, я подумал, что переводчики славного Военного института иностранных языков (ВИИЯ) достойно воплотили на арабском языке замысел советских военных советников на наступательную операцию, и не их вина, что тогдашний президент Египта Анвар Садат решил единолично воспользоваться вероятными плодами казавшейся неминуемой победы и выслал из Египта накануне наступления советских военных советников и специалистов. Чем закончилась для Египта октябрьская авантюра 1973 года, хорошо известно, правда и то, что крохотному Израилю победа обошлась более чем в 3 тыс. убитых военнослужащих.
На открытой площадке музея выставлены для обозрения образцы советской военной техники и вооружения, стоявшие в свое время на вооружении египетских войск, в том числе легендарный истребитель МиГ-15, радиолокационная станция ПВО П-18. С советской техникой соседствует трофейная – израильский пилотируемый легкий разведчик – корректировщик огня на поле боя и израильский танк «Паттон» американского производства.
К моему разочарованию, в военном музее Порт-Саида никак не отражено событие более чем полувековой давности, которое в свое время вызвало потрясение во флотах всего мира. Я говорю о 21 октября 1967 года, когда египетские ракетные катера класса «Комар» (водоизмещение – 70 т) советской постройки, стоявшие в гавани Порт-Саида, выпустили три противокорабельные ракеты (ПКР) по израильскому эсминцу «Эйлат» (водоизмещение – около 2 тыс. т), патрулировавшим в 15 милях от побережья, и потопили его. Считавшийся на Западе военно-морской диковиной «Комар» не был самым эффективным в тогдашнем семействе советских ракетных катеров, но потопление «Эйлата» ПКР стало для западной военно-морской мысли таким звоночком, который сравним по значимости с революционным появлением подводной лодки в войне на море в начале ХХ века.
В очередной раз не очень большая и не очень сильная в военном отношении страна доказала, что может позволить себе иметь небольшой корабль, способный вести бой с крупными надводными кораблями и иметь при этом большие шансы на успех. Западу же после этого пришлось в спешном порядке заниматься разработками как средств борьбы с противокорабельными ракетами, так и собственных ПКР.
комментарии(0)