Советские артиллеристы ведут бой в подмосковном лесу. 1941год. Фото РИА Новости
В феврале 2022 года мы будем отмечать 79-ю годовщину победы под Сталинградом. Но эти заметки – не о переломе в войне, а о серии поражений в ее начале.
За последние 80 лет написаны сотни монографий с анализом поражений 1941 года. В 1941–1956 годах главными причинами считались внезапность нападения и превосходство вермахта в технике. В 1956 году репертуар резко изменился: репрессии военного руководства в 1937-м и вопиющие ошибки Сталина и его окружения. Увы, подобные «песни» и ныне доминируют над реальным анализом войны.
ПРОТИВНИК СТРАШНЫЙ И УМЕЛЫЙ
Главная причина поражения – это нападение отмобилизованной армии на невоевавшую и находившуюся в процессе мобилизации армию.
К 22 июня 1941 года вермахт воевал уже 22 месяца и разгромил польскую, французскую, бельгийскую, голландскую, югославскую и греческую армии, а также британские экспедиционные силы во Франции. Этими армиями тоже командовали Сталин и Ворошилов? Причем на разгром любой из этих армий немцы тратили от одной до трех недель. Для справки: только оборонительное сражение под Смоленском длилось свыше месяца.
Германия была не побеждена в ноябре 1918 года, а лишь обманута предложениями президента Вильсона и стала жертвой внутренних беспорядков. Версальский мир был самым чудовищным за предшествующие 400 лет европейских войн. Ни один немец не признавал новых границ и унижения Версаля. В 1930 году вождь германских коммунистов Эрнст Тельман говорил, что советская Германия никогда не будет платить репарации и не признает границ, навязанных вопреки воле народов.
Солдаты вермахта были прекрасно физически подготовлены и верили фюреру. А германские генералы были самыми лучшими в мире – как в 1914–1918-м, так и в 1939–1945 годах. Так как же их победили? Числом. В 1944 году в Нормандии и под монастырем Монте-Кассино союзников было в 10–15 раз больше, чем немцев. Да еще при абсолютном господстве союзной авиации.
Увы, теперь наши мудрые историки помалкивают о способностях германских генералов, зато восхваляют дореволюционных русских генералов и офицеров.
Несколько упрощая, можно сказать, что после восстания декабристов в 1825 году Николай I и последующие цари превратили боевых офицеров в «цепных псов самодержавия». Результат – за 15 лет ХХ века господа офицеры проиграли три больших войны: японцам, немцам и собственному народу.
Около 100 тыс. белых офицеров бежали из России в 1919–1920 годах. За границей они лезли в любой конфликт – в Албании, Марокко, Испании, Китае и т. д. Они были прекрасными солдатами-наемниками. Но кто доверил им хотя бы полк?
Старая песня образца 1962 года: «Сталин обезглавил Красную армию». Так как же обезглавленная армия взяла Будапешт, Белград, Братиславу, Варшаву, Прагу, Берлин, Харбин и остановилась в 100 км от Пекина?
Любая революция – беда для армии. В генералы немедленно пролезают сотни политиканов, краснобаев и просто уголовников. Они с успехом расправляются со своими соотечественниками, но не способны бороться с внешним сильным врагом.
Наполеон убрал из армии 95% революционных генералов – то есть куда больший процент, чем Сталин. А сержанты и лейтенанты, дравшиеся под Тулоном и на Аркольском мосту, стали генералами и маршалами. И прошагали с «маленьким капралом» от Мадрида до Москвы.
МАРШАЛ КЛАССОВОЙ ВОЙНЫ
В СССР с 1962 года тиражируют фразу маршала Тухачевского: «Новая война будет войной моторов». Но молчат о ее продолжении – «с классово неоднородным противником». То есть рабочие и крестьяне в солдатских шинелях, увидев армады танков и самолетов с красными звездами, сразу поднимут руки вверх и запоют «Интернационал».
И вот в СССР было построено почти 50 тыс. танков – вдвое больше, чем во всем остальном мире с 1915 по 1941 год. Но все эти танки имели легкую противопульную броню, легко пробиваемую любыми противотанковыми пушками и ружьями. Между тем уже в начале 1930-х годов в Англии и Франции выпускались танки с противоснарядной броней толщиной 50–70 мм («Матильда», «Сомуа» и др.) Летом-осенью 1941 года немцы уничтожили свыше 18 тыс. советских «картонных» танков.
Дело не только в «картонных» танках. Наша армия в 1941 году могла противопоставить люфтваффе лишь 7,62-мм зенитные пулеметы Максима. А зенитные автоматы калибра 12,7 и 37 мм начали поступать в войска лишь в конце 1940-го.
Между тем фирма «Рейнметалл» еще в 1930 году поставила нам несколько образцов своих 20 и 37-мм зенитных автоматов, а также полный комплект технологической документации к ним и полуфабрикаты для изготовления нескольких десятков систем. Системы «Рейнметалл» были запущены в производство на подмосковном заводе им. Калинина под индексами 2К и 4К.
Однако пушки, изготовленные нашими бракоделами, постоянно отказывали. А маршал Тухачевский вообще считал зенитные автоматы излишними. Поскольку с авиацией должны были бороться «универсальные орудия» – гибрид дивизионной и зенитной пушки.
Подавляющее большинство советских артиллерийских тягачей двигалось со скоростью 3–6 км/ч. А у немцев самые тяжелые пушки мощные полугусеничные тягачи возили со скоростью до 35 км/ч.
До сих пор Министерство обороны помалкивает о проделках Тухачевского – изготовлении свыше 5 тыс. небоеспособных динамореактивных пушек Курчевского, которые к 22 июня 1941 года пошли на лом. По вине Тухачевского угроханы миллиарды рублей и 20 предвоенных лет ушло на опыты с десятками типов беспоясковых снарядов, полигональных пушек и т.п.
ЧУДЕСА ВОЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Историки и в 2022 году утверждают, что Сталин не уделял внимания разведывательной авиации. Но любой бомбардировщик или дальний истребитель в полевых условиях элементарно просто обратить в разведчик. А вот корректировщиков артиллерийского огня в Красной армии в 1941 году совсем не было. Хотя еще в 1940 году немцы показали уникальный корректировщик ФВ-189 («рама»). И не только показали, но и дали полетать на нем советским летчикам.
Когда же в 1945 году в корректировщики огня были переделаны десятки бомбардировщиков, то наши генералы на 95% использовали их не по назначению, а в качестве «личных» разведчиков, для перевозки грузов и почты и т.д.
До сих пор мы не знаем имен командиров, которые в 1940 году отдавали приказы вести «беспокоящий огонь» по финским дорогам из 280-мм (!) мортир. А в 1941 году под Москвой приказывали обстреливать деревни, где предполагалось наличие взвода германской пехоты, из 203-мм гаубиц Б-4. В том же 1941 году были приказы вести огонь из 152-мм гаубиц-пушек МЛ-20 «в западном направлении до полного израсходования боеприпасов».
Перед войной кому-то из командиров, а скорей всего их женам, приглянулся комфортабельный польский военный городок в 8 км от новой границы. И там разместили 400 новых МЛ-20, причем без личного состава и тягачей. В итоге все 400 МЛ-20 целехонькими достались немцам и с большим успехом использовались ими на Восточном фронте и на батареях «Атлантического вала».
Кстати, к середине 1943 года около половины корпусных и большой мощности орудий вермахта составляли трофейные артсистемы. В основном французские и советские.
Перед войной какие-то умники «рассыпали» превосходные танки Т-34, КВ-1 и КВ-2 по танковым дивизиям. Многие дивизии стали напоминать танковые музеи – в них имелось по 15 и более типов бронетехники. Кто-то отправлял сверхтяжелые танки КВ-1 и КВ-2 в болотистые районы. Механики-водители проходили курс обучения вождения танка в объеме шести часов.
После танкового погрома летом-осенью 1941 года Сталин приказал в каждом тяжелом танке командиром иметь офицера, а остальной экипаж – сержанты, а тяжелые танки использовать лишь в составе специальных полков. Кстати, так и поступали немцы – не рассыпали «Тигров» по дивизиям, а составляли из них отдельные батальоны тяжелых танков.
Отцы-командиры игнорировали приказы Сталина и Ворошилова, отданные еще в 1940 году, о тщательной маскировке самолетов, рассредоточении их и отправке семей комсостава из западных военных округов вглубь страны. Ворошилов на перевозку каждой семьи выделял по пять инженерных окладов.
Увы, командирским женам очень нравились уютные польские военные городки. А в магазинах – такие шмотки! Странно, как это у Геринга на авиабазах обходились без толп жен, детей и тещ. А у нас утром 22 июня многие истребительные полки поднимали в воздух лейтенанты, а старшие командиры нежились с женушками на перинах.
В 1961 году Александр Твардовский писал о Сталине: «Он мог на целые народы обрушить свой верховный гнев». Но репрессии были позже: в 1944–1945 годах, когда Красная армия умылась кровью от пуль озверевших националистов. А в июне 1941 года Сталин, к сожалению, был интернационалистом ленинского типа. Он без разбора одинаково проводил мобилизацию как среди русского населения, так и среди западенцев, прибалтов, крымских татар и т.д. В итоге около 20 дивизий, укомплектованных в основном местными уроженцами, попросту разбежались, а большинство дезертиров присоединилось к немцам. Около полумиллиона националистов пошли на службу немцам или стали бандитами, грабившими и убивавшими советских людей, немцев, поляков и всех, кто оказался поблизости.
комментарии(0)