0
4257
Газета История Интернет-версия

24.02.2022 20:34:00

Самые вкусные трофеи РККА зимы 1942 года

Как ударная армия питалась за счет противника

Максим Кустов

Об авторе: Максим Владимирович Кустов – военный историк.

Тэги: история, ссср, германия, великая отечественная война, трофеи


история, ссср, германия, великая отечественная война, трофеи В течение 10 дней после начала боев продовольственные запасы 4-й ударной армии были полностью израсходованы. Фото Холмского краеведческого музея

80 лет назад во время проведения Холмско-Торопецкой операции (09.01.42–06.02.42) советской 4-й ударной армии удалось захватить настолько богатые трофеи, что возможно стало обеспечивать войска добытым в бою продовольствием.

ЗАБРАТЬ СУХАРИ У 358-й ДИВИЗИИ И ПЕРЕДАТЬ 360-й

Командующий 4-й ударной армией Андрей Еременко отмечал в мемуарах «В начале войны», что серьезные проблемы со снабжением армии возникли еще до начала операции, до того, как войска пошли в наступление: «Армия находилась в очень тяжелых условиях в отношении обеспечения войск всем необходимым для боя. Неразвитость дорожной сети давала себя знать на каждом шагу. Единственная железная дорога со слабой пропускной способностью (до 16 пар поездов в сутки), к сожалению, не доходила на 40 км до Осташкова, так как, начиная от Горовастицы, она была разрушена противником. Грунтовая дорога, тоже единственная, была крайне запущена. Таким образом, бездорожье еще более усложняло обстановку для наступательных действий. По мере продвижения наших войск в глубину территории противника трудности должны были возрасти, особенно в связи с удаленностью тылов от железной дороги и от частей. В некоторых случаях удаленность станций снабжения достигала 200 км. Это, естественно, очень затрудняло снабжение войск».

По мнению Еременко, помимо объективных причин, в трудностях со снабжением виноват был и штаб Северо-Западного фронта, в состав которого входила его армия: «В подготовке тыла решающее значение имело накопление продовольствия в пунктах, расположенных в непосредственной близости от района предстоящих боевых действий армии. Однако штаб фронта не только не помог нам в этом деле, но и «освободил» нас от того продовольствия, которое мы с трудом запасли. Дело в том, что нам пришлось по приказанию фронта принять, что называется, на полное иждивение своего правого соседа – 3-ю ударную армию (3-я ударная армия тоже участвовала в Холмско-Торопецкой операции. – М.К.), у которой почти ничего не было, и это нас истощило. В течение 10 дней наши запасы были полностью израсходованы. К началу наступления отдельные дивизии, например 360-я, не имели ни одной суточной дачи продовольствия… В «Журнале боевых действий войск 4-й ударной армии» за 8 января 1942 года имеется запись: «В 360-й стрелковой дивизии на 9 января 1942 года продовольствия нет». Такая же запись имеется и в отношении 332-й стрелковой дивизии. Это было результатом преступной беспечности тыла Северо-Западного фронта. (Начальник тыла и комиссар были преданы суду Военного трибунала)».

Если штаб Северо-Западного фронта за счет более обеспеченной 4-й ударной армии подкармливал бедную 3-ю ударную армию, то штаб 4-й ударной армии вынужден был производить такие же уравнительные операции со своими дивизиями: «Пришлось искать выход из положения, отбирая у одной части небольшие запасы и передавая их другой, не имевшей ничего. Так, были отобраны сухари у 358-й стрелковой дивизии и переданы 360-й, чтобы накормить людей хотя бы к вечеру первого дня наступления».

Но радикально решить продовольственную проблему путем такого перераспределения было невозможно. Еременко подчеркнул в мемуарах: «В ходе операции приходилось принимать особые меры по захвату складов противника, чтобы не допустить их уничтожения или эвакуации».

Немецкий историк Пауль Карель писал по этому поводу в книге «Гитлер идет на Восток (1941–1943)»: «Как же разрешить столь катастрофическую ситуацию с продовольственным обеспечением? Еременко нашел выход. Он распорядился: «Возьмите продовольствие у немцев!» Захват полевых кухонь, колонн снабжения и продовольственных складов стал главной боевой задачей. Война вернулась к своим архаичным формам».

4-Я УДАРНАЯ ШЛА ВПЕРЕД ПОДОБНО ПАРОВОМУ КАТКУ

Наступление 4-й ударной армии развивалось весьма успешно. Алексей Исаев в работе «Краткий курс истории ВОВ. Наступление маршала Шапошникова» так его описал один из его этапов: «4-я ударная шла вперед подобно паровому катку. А.И. Еременко имел возможность использовать стрелковые бригады только для «смазки» стыков между соединениями. Вскоре он записал на свой счет уничтожение резерва противника в лице боевой группы 81-й пехотной дивизии. Незадолго до Рождества, 23 декабря 1941 года, 81-я пехотная дивизия была погружена в эшелоны и отправилась на Восточный фронт с атлантического побережья Франции… Севернее Осташкова в районе станции Охват наступающие войска А.И. Еременко встретили боевую группу 81-й пехотной дивизии в составе 189-го пехотного полка, усиленного дивизионом 181-го артиллерийского полка дивизии. Боевая группа дивизии попала в классический «мотти», горькие уроки которых Красная армия извлекла из финской кампании. По опыту финской войны в СССР были сформированы отдельные лыжные батальоны, которые придавались дивизиям и армиям для обходов и охватов по глубокому снегу. Применение лыжных батальонов в насыщенной населенными пунктами местности на западном направлении встречало определенные трудности. В наступлении на Холм и Торопец лыжники были применены по прямому назначению. Два лыжных батальона (67-й и 68-й) обошли оборонявшуюся боевую группу по льду озера с тыла и перехватили ее пути отхода. С фронта 189-й полк атаковали части 249-й стрелковой дивизии, усиленные двумя дивизионами артиллерии, дивизионом PC и 141-м танковым батальоном (4 KB, 7 Т-34 и 20 Т-60). С востока немцев атаковали части 332-й стрелковой дивизии, той самой, что шла по Красной площади 7 ноября 1941 года. Бои с окруженными немцами шли всего несколько дней, с 13 по 15 января. Боевая группа была практически полностью уничтожена, к Торопцу вышли всего 40 человек».

40 уцелевших из свежего укомплектованного пехотного полка, усиленного артиллерийским дивизионом, – это даже не разгром, а почти поголовное уничтожение части.

Можно себе представить, что пережили перед смертью солдаты и офицеры 189-го пехотного полка. Сразу после безмятежного пребывания во Франции да в окружение в зимних русских лесах попасть. Контраст поистине ужасный…

БОГАТАЯ ДОБЫЧА В ТОРОПЦЕ

Вот как Исаев описал дальнейшее наступление 4-й ударной: «Очередной большой станцией на пути двигавшихся вдоль железной дороги Осташков – Великие Луки главных сил 4-й ударной армии стал город Торопец. В гарнизон города входили части 403-й охранной дивизии и остатки 123-й пехотной дивизии. Одним из стимулов к быстрейшему взятию Торопца было наличие в нем крупных немецких складов продовольствия. Коммуникации 4-й ударной армии были сильно растянуты, снабжение было плохим, и возможность получить богатые трофеи никто не собирался упускать. Лидером наступления вновь стала 249-я стрелковая дивизия Г.Ф. Тарасова, которая к 19 января вышла на подступы к Торопцу. Вскоре к ней присоединилась 48-я стрелковая бригада. С утра 20 января начался штурм, и уже к 14.00 дивизия Тарасова захватила депо и склады. Одновременно к городу подтянулись 39-я стрелковая бригада и части 360-й стрелковой дивизии. К 10.00 21 января Торопец был полностью очищен от противника».

Насупила пора подсчитывать захваченное имущество противника. В Торопце были взяты богатые трофеи: 6 танков, 723 автомашины, 450 тыс. снарядов, несколько миллионов патронов, 1 тыс. бочек с горючим. Главным трофеем стали 40 складов с продовольствием.

Карель объяснил случившиеся случившееся тем, что у немцев сил было недостаточно и не осталось «времени на уничтожение огромных складов в Торопце».

ПРОБЛЕМА ТРОФЕЙНОГО ИМУЩЕСТВА

Надо отметить, что в начале 1942 года вопрос о грамотном использовании захваченных у противника трофеев стал весьма актуальным для Красной армии. 8 января 1942 года заместитель Народного комиссара обороны СССР генерал-полковник артиллерии Николай Воронов подписал «Приказ об организации изучения наиболее ценных образцов всех видов трофейного имущества».

В целях организации изучения, усовершенствования и внедрения в промышленное производство наиболее ценных образцов всех видов трофейного вооружения было приказано:

«1. Военным советам фронтов и армий через начальников родов войск немедленно направлять образцы трофейного вооружения в пункты по указанию начальников главных и центральных управлений НКО.

2. Начальникам главных и центральных управлений НКО в подведомственных им научно-исследовательских институтах, технических комитетах, научных советах, артиллерийском комитете Главного артиллерийского управления и в военных академиях организовать изучение трофейного вооружения.

3. С наиболее ценными образцами трофейного вооружения знакомить соответствующие отрасли нашей промышленности.

4. Выявленные в процессе изучения новейшие образцы вооружения подвергать соответствующим испытаниям и после заключения о пригодности того или другого образца к использованию в Красной армии входить в правительство с ходатайством о принятии на вооружение».

Для более организованного сбора трофейной техники в конце 1941 года в Автобронетанковом управлении Красной армии был создан отдел эвакуации и сбора трофеев. Иногда трофейной бронетехникой укомплектовывали отдельные танковые роты или батальоны, иногда использовали в обычных танковых подразделениях.

Американский журналист Ларри Лезер, который в середине декабря 1941 года посетил наступающие советские войска, так описал процесс сбора трофеев: «Еще несколько миль по зимнему лесу – и мы в маленьком селе с необычным названием Погорелое Городище. Удивительно, что, несмотря на название, ему удалось в числе немногих уцелеть при немцах. Мы явились в самый разгар сбора трофеев. Красноармейцы, обшаривши дворы, сараи и чердаки, найденные винтовки и автоматы сносили на деревенскую площадь и складывали штабелями. Немцы оставили село всего несколько часов назад. Какой-то красноармеец, сияя от счастья, гонял по снегу на трофейном мотоцикле. Когда я спросил, почему его мотоцикл так дико ревет, он радостно отозвался: «У немцев вся техника такая. Думают этим нас запугать». В стороне трое красноармейцев разбирали мотор громадного немецкого транспортера. Они работали с поразительной ловкостью, несмотря на мороз».

Максим Коломиец, автор исследования «Трофейные танки Красной армии» пишет о захваченной бронетехнике: «Войска только 5-й армии Западного фронта с декабря 1941-го по 10 апреля 1942 года отправили в тыл для ремонта 411 единиц трофейной техники (танков средних – 13, танков легких – 12, бронеавтомобилей – 3, тягачей – 24, бронетранспортеров – 2, самоходных орудий – 2, грузовых автомобилей – 196, легковых автомобилей – 116, мотоциклов – 43). Кроме того, за этот же период части армии собрали на СПАМах (сборных пунктах аварийных машин) 741 единицу трофейной техники (танков средних – 33, танков легких 26, бронеавтомобилей – 3, тягачей – 17, бронетранспортеров – 2, самоходок – 6, автомобилей грузовых – 462, автомобилей легковых – 140, мотоциклов – 52)».

СКЛАДЫ СТАЛИ НАШИМИ – СМЕНИЛСЯ ТОЛЬКО ПЕРСОНАЛ

На таком фоне танки и автомобили, захваченные в Торопце войсками 4-й ударной армией, выглядят свидетельством впечатляющего, но не исключительного успеха. А вот относительно захваченного 4-й ударной армией продовольствия ситуация выглядела по-другому.

Еременко вспоминал: «Мы взяли около сорока продовольственных складов, где находились масло и другие жиры, мясные и рыбные консервы, различные концентраты, мука, крупа, сахар, сухофрукты, шоколад и проч. Склады стали нашими – сменился только персонал. Этим провиантом наша армия кормилась целый месяц. Успех торопецкой акции имел для нашей операции важное значение. Я гордился, докладывая о ней в ставку».

Было чем гордиться – ведь столь вкусными трофеями в таких количествах Красной армии удалось овладеть впервые с начала войны. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Будет вам Олимпиада

Будет вам Олимпиада

Евгений Константинов

Не каждому дано право ходить по последним метрам родной земли

0
242
И кажется, что мы не подвели

И кажется, что мы не подвели

Корнелия Орлова

Проект Дмитрия Певцова, посвященный Году лейтенантской прозы

0
194
Пишите письма

Пишите письма

Яна Любарская

Заметки с полей сражений, признания в любви, трагические переплетения судеб

0
488
Немецких "Зеленых" можно рассматривать как угрозу Москве

Немецких "Зеленых" можно рассматривать как угрозу Москве

Олег Никифоров

Почему партия левацкого толка разочаровала избирателей в ФРГ

0
435

Другие новости