Лидеры Белого движения активно распродавали корабли ради получения средств на ведение Гражданской войны. Фото с сайта www.awm.gov.au
В октябре 2022 года исполняется 100 лет со времени окончания Гражданской войны в России.
Либеральные историки опровергли аксиому «Большое видится на расстоянии». Вместо подробного анализа войны нам подсовывают фейки. Вот злодеи-большевики топят интеллигентных поручиков на барже в Черном море. А вот панегирики героям, ушедшим в Константинополь и «не спустившим Андреевского флага».
Увы, Врангель угнал в Константинополь все, что могло плавать. И все угнанное – начиная с флагмана, крейсера «Генерал Корнилов», и до самой худой посудины – вышло из Крыма и пришло в Константинополь под французскими флагами.
А кто у нас писал о величайшем в истории человечества угоне торговых судов в 1918–1920 годах и последующей невиданной в истории их распродаже? Почему к 1935 году советских торговых судов на Каспии было куда больше, чем на Балтике и Черном море?
В ходе Первой мировой войны русский торговый флот существенно увеличился. Потери были незначительные. Зато в августе 1914 года удалось захватить в русских портах около 20 германских судов, еще свыше 30 судов было закуплено за рубежом.
Ну а далее Советская Россия осталась без торгового флота.
Бой ледоколов
Рассказ о судьбах русского флота начнем с Севера. В конце 1919 года британские войска начали эвакуацию с Русского Севера.
Наступление 6-й Красной армии, начавшееся 3–4 февраля 1920 года, привело к паническому бегству белых армий и массовому переходу на сторону большевиков.
Генералу Миллеру и его окружению сразу стало ясно, что планировавшийся вывоз многотысячной армии и части населения на Мурман по заснеженному северному бездорожью неосуществим.
Узнав о развале фронта, крестьяне массово отказывались давать подводы для перевозки чиновников и войск. На весь многотысячный Архангельск удалось набрать лишь несколько телег.
Эвакуация по морю даже центральных учреждений штаба и правительства казалась практически невозможной, так как все ледоколы накануне вышли на Мурманск. Получив приказ вернуться в Архангельск, 18 февраля в город смог прийти только «Козьма Минин». Вслед за ним в отдаленный аванпорт Экономия возвратились ледоколы «Канада» и «Сусанин». Однако к ним не была выставлена охрана, и не желавшие уезжать команды на следующее утро подняли красные флаги.
Всю ночь на 19 февраля на «Минине» шла беспорядочная погрузка. К ледоколу тянулись служащие военных и правительственных учреждений, офицеры и горожане, которые смогли узнать о предстоящей эвакуации. Но, опасаясь восстания в городе, руководители посадки не стали дожидаться даже всех членов правительства. И в 11 часов утра ледокол, перегруженный пассажирами, спешно отчалил от архангельской пристани.
21 февраля 1920 года во льдах Белого моря состоялся уникальный в военно-морской истории бой белого ледокола «Минин» и красной «Канады». Оба ледокола имели по две 120-мм и по две 75-мм пушки. Обменявшись несколькими выстрелами на дистанции 4–5 км, ледоколы разошлись.
22 февраля «Минин» встретил пароходы «Ломоносов» и «Кильдин» с бежавшими из Мурманска белогвардейцами (днем раньше в Мурманске произошло восстание). Вся компания 26 февраля прибыла в норвежский порт Тромсе.
Ну, а далее, как положено, суда «толкнули». «Минин» стал французским минным заградителем «Кастор». «Ломоносов» стал британским торговым судном «Аптисса». Ну, а «Кильдин» за 100 тыс. крон отдали Бергенскопу пароходному обществу.
Однако еще раньше, в 1919 году, англичане и белогвардейцы угнали с Севера пять больших транспортных судов, 14 тральщиков из мобилизованных судов, посыльное судно «Порыв» и ледокол «Святогор».
На Балтике же почти 90% торговых судов были разными способами захвачены Финляндией, Латвией и Эстонией.
Морские законы
Говоря об угоне Черноморского флота бароном Врангелем, нельзя не упомянуть о нормах международного морского права ХХ века. В случае прихода в иностранный порт корабль воюющей стороны подлежит интернированию спустя 24 часа.
А вот как это реализовывалось на деле. В 1905 году в румынский порт Констанцу пришли восставшие броненосец «Потемкин» и миноносец № 267. Румынские власти предложили экипажам обоих судов уехать за рубеж или вернуться в Россию. Оба корабля были возвращены Черноморскому флоту.
7 марта 1939 года испанская республиканская эскадра в составе трех крейсеров, восьми эсминцев и подводной лодки пришла во французский порт Бизерту (Тунис). Все суда были интернированы, а затем в течение недели переданы франкистам.
Замечу, что в первом случае «Потемкин» восстал против законного правительства России, а во втором случае генерал Франко поднял мятеж против законного правительства Испании.
А вот в случае с белыми эскадрами правительства Запада не пожелали считаться с международным правом. А государственные учреждения Запада и частные компании кинулись покупать суда, принадлежавшие России, оптом и в розницу.
Большая распродажа
Барон Врангель начал продавать за границу русские торговые суда еще весной 1920 года. Всего до ноября 1920 года он продал не менее дюжины судов.
Помимо того, Врангель решил продать за рубеж четыре черноморских броненосца: «Иоанн Златоуст», «Евстафий», «Пантелеймон» (бывший «Потемкин») и «Три Святителя». Броненосцы были сравнительно новые, артиллерию на них полностью заменили в 1916 году. Однако в апреле 1919 года англичане подорвали машины броненосцев.
Для реализации броненосцев несколько жуликов во главе с Леонидом Шабеко создали акционерское общество «Славянский Ллойд». Естественно, в долю были взяты барон Врангель и его премьер-министр Александр Кривошеин.
Легенда прикрытия акционерного общества – продажа старых ненужных судов и разборка их в Сербии. На самом деле Шабеко и компания планировали вывоз из Крыма всего самого ценного – от военных узкоколеек до флота землечерпалок. А заодно и четырех броненосцев с взорванными машинами. Стоимость их металла весьма велика, но на порядок дороже их артиллерия, включая тысячи снарядов, особенно 305-миллиметровых.
Взятие Перекопа красными сорвало эту грандиозную аферу.
10 ноября 1920 года барон начал эвакуацию своей армии в Константинополь. Порты Крыма покинула целая армада кораблей: один дредноут, один старый броненосец, два крейсера, 10 эсминцев, четыре подводные лодки, 12 тральщиков, 119 транспортов и вспомогательных судов. На них были вывезены 145 693 человека (не считая судовых команд), из которых 116 758 человек были военными и 28 935 – гражданскими.
До Константинополя дошло 119 военных и гражданских судов белых. А вот до Бизерты добралось всего 33 вымпела. А куда пропали остальные? Утонули по пути?
Увы, господа офицеры их попросту продали. Разумеется, с согласия господ адмиралов и самого барона. Немного позже продали и половину судов, пришедших в Бизерту. Продажа такой армады затянулась до 1922 года.
Транспорты и оружие
Только что закончилась Первая мировая война, и во всех военных флотах мира шла демобилизация. Те же французы не знали, что делать с пятью новейшими линкорами типа «Нормандия», и в конце концов четыре из них отправили на лом. Поэтому никого не интересовали ни линкор «Александр III», ни эсминцы, ни подводные лодки, гнившие в Бизерте.
Зато из-за огромных потерь, нанесенных германскими подводными лодками торговым флотам союзников, спрос на транспортные суда был крайне высок. Русские сухогрузы, танкеры, пассажирские пароходы «Доброфлота» и РОПиТа, ледоколы, суда-мастерские, буксиры шли буквально на ура.
Главной заботой командования «русской эскадры» стала продажа судов. Как дешево они продавались, можно судить хотя бы по тому, что тральщик № 411 продали греку за 22 000 турецких лир, предварительно продав с него арматуру и инвентарь за 15 000 турецких лир.
К маю 1923 года все, что можно было продать из судов, угнанных Врангелем, было продано. Как уже говорилось, боевые корабли странам Запада уже не были нужны. Правда, поляки попросили несколько эсминцев и подводных лодок, но даром! Подобные предложения наши генералы и адмиралы отвергали с негодованием.
Но еще оставалось вооружение кораблей Бизертской эскадры. Опять же, оно не интересовало великие державы. Но покупатели нашлись среди малых стран. Этим занялась французская фирма «Клягун». Так звучит имя ее основателя в обратном переводе с французского.
Усилиями величайшего авантюриста ХХ века Александра Клягина морские и сухопутные пушки Врангеля из Бизерты разошлись по всему свету от Южной Америки до Норвегии.
И на Тихом океане
А теперь перенесемся на восток.
Адмирал Колчак угодил под лед, так и не успев угнать за границу ни одного судна. Зато его подчиненные загнали на реку Чусовую почти весь Камский флот – 22 пассажирских парохода, 31 буксирный пароход, 5 дебаркадеров и 38 барж.
30 июня 1919 года на реке Чусовой у Левшино белые выпустили из береговых резервуаров Нобеля около 200 тыс. пудов керосина (3276 т), а затем подожгли его. Боевые корабли и транспортные суда стали добычей огненной стихии.
Раз мы начали говорить о речных судах, стоит упомянуть и о подвигах другого «верховного правителя России» – генерал-лейтенанта Дмитрия Леонидовича Хорвата. С 1913 года он официально был начальником КВЖД, а фактически – диктатором зоны отчуждения дороги в Маньчжурии, которую часто именовали Желтороссией.
4 (17) декабря 1917 года харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов отстранил Хорвата от власти. Но бравый генерал не растерялся и вызвал китайские войска, которые 13 (26) декабря заняли Харбин, а членов Совета разогнали либо расстреляли.
Так Хорват стал неограниченным правителем Желтороссии. Но этого ему показалось мало, и 10 июля 1918 года он объявил себя «верховным правителем России». Увы, кандидатура Хорвата не понравилась англичанам, у которых в кармане был другой «правитель» – вице-адмирал Колчак. В конце концов Хорвату пришлось признать власть Колчака, но при этом он не давал возможности омскому правителю лезть в дела «Хорватии», как тогда стали называть Желтороссию.
На спекуляциях 1914–1917 и особенно 1918–1920 годов Хорват и его компания сказочно нажились. Одной их важных статей дохода генерала стала продажа китайцам пароходов. Всего в 1918–1920 годах Хорват продал китайцам 69 (!) пароходов. Из них 20 принадлежали КВЖД, а остальные были угнаны с Амура.
Надо заметить, что в угоне пароходов у Хорвата были серьезные конкуренты в лице японских генералов. Они угнали с Амура на Сахалин всего 15 пароходов. Угнали бы гораздо больше, но пришлось ограничиться мореходными речными судами, поскольку остальные не дошли бы до Сахалина.
28 октября 1922 года флотилия адмирала Старка покинула Владивосток. В ее состав входили ледокол «Байкал», канонерские лодки «Батарея», «Диомид», «Илья Муромец», «Свирь», «Взрыватель», охранный крейсер «Лейтенант Дыдымов», посыльное судно «Фарватер» и катер «Страж».
Отряд транспортов, которым командовал контр-адмирал В.В. Безуар, состоял из пароходов «Защитник», «Эльдорадо», «Воевода», «Пушкарь», «Смелый», «Чифу», транспортов «Монгугай», «Охотск», канонерской лодки «Манджур», катеров «Стрелок», «Резвый», «Усердный», «Надежный», «Ординарец», «Ретвизанчик».
На переходе во Владивосток находился также дивизион кораблей капитана 1 ранга Соловьева (канонерская лодка «Патрокл» и тральщик «Аякс»).
Последними из Петропавловска-на-Камчатке 2 ноября 1922 года ушли канонерская лодка «Магнит» и пароход «Сишан».
Пусть читателя не вводит в заблуждение классификация белых судов – крейсер, канонерка и т. д. Из всех угнанных судов кораблем специальной военной постройки была лишь старая канонерская лодка «Манджур». Все остальные суда были мобилизованными и вполне подходили для коммерческих целей.
Адмирал Старк сумел продать почти все корабли – как в китайских портах, так и в Маниле, где они шли существенно дороже.
Каспийское море
А что же происходило на Каспии?
И там белогвардейцы и англичане тоже угнали весь Каспийский торговый флот в Баку и персидский порт Энзели. Исключение составили несколько судов, оказавшихся к началу 1918 года в Астрахани.
Судьбу Баку и всего мусаватистского режима решили четыре красных бронепоезда. 26 апреля отряд в составе легких бронепоездов № 61 «III Интернационал», № 209 «Красная Астрахань» и двух тяжелых (с корабельными пушками) – № 55 «Красный Дагестан» и № 65 «Тимофей Ульянцев» – собрался у разъезда Самур (район Белиджи) на границе Азербайджанской республики.
С переездом бронепоездами границы азербайджанская армия разбежалась. Два бронепоезда были отправлены в сторону Гянджи, а два других пошли на Баку. Рано утром 28 апреля два красных бронепоезда ворвались в Баку. Так что драться кораблям Волжско-Каспийской флотилии не пришлось. Утром 1 мая Баку встретил флотилию красными флагами и оркестром.
К моменту прихода кораблей Волжско-Каспийской флотилии в Баку находились канонерские лодки «Карс» и «Ардаган», входившие в состав азербайджанского флота, а также ряд судов белой флотилии: крейсер «Пушкин», минный заградитель «Греция», посыльные суда «Астрабад», «Аракс», «Нарген», «Бугаз», «Орел», база траления «Горчаков», госпитальное судно «Алесгерье» и минная баржа «Терек», на которой находилось 200 малых мин «Рыбка» и 47 мин образца 1908 года.
Любопытно, что с приходом красных бронепоездов в Баку на судах мусаватистской флотилии были подняты красные флаги.
18 мая 1920 года корабли красной Волжско-Каспийской флотилии подошли к персидскому порту Энзели. В 7.19 эсминцы открыли артиллерийский огонь по району Копурчаль. В 7.25 вспомогательный крейсер «Роза Люксембург» начал артобстрел Казьяна, где находился штаб английских войск.
Обратим внимание, в Энзели красные высадили менее 2 тыс. матросов, то есть контингент, не отличавшийся особой моральной стойкостью. Вспомним Кронштадтский мятеж 1921 года.
Однако 2 тыс. британских солдат, входивших в 36-ю пехотную дивизию, и свыше 600 белых, из которых 200 человек были офицерами, не только не сбросили большевиков в море, но и кинулись бежать. Причем белые прибежали (лучше глагола не найти) в город Решт на день раньше «просвещенных мореплавателей».
В Энзели трофеями Волжско-Каспийской флотилии стали: 22 больших каспийских парохода, 4 английских торпедных катера, 10 транспортов, свыше 50 орудий, 20 тыс. снарядов, свыше 20 радиостанций, 160 тыс. пудов хлопка, 25 тыс. пудов рельсов, до 8 тыс. пудов меди и другое имущество.
Итак, все угнанные каспийские суда были возвращены законному владельцу. И к 1935 году на Каспии у СССР имелось больше судов, чем на любом другом море.
В ходе конфликта с китайцами на КВЖД в 1929 году в составе китайской военной Сунгарийской флотилии имелось свыше пяти угнанных в 1919–1920 годах вооруженных пароходов. Китайцы были вдребезги разбиты, и около дюжины угнанных русских пароходов вернулись на Амур. Остальные же русские пароходы были взяты на реке Сунгари частями Красной армии в августе 1945 года.
комментарии(0)