Константин Рокоссовский начал войну генерал-майором, а закончил маршалом Советского Союза. Фото РИА Новости
Поразительную «информацию» можно получить при знакомстве со статьей «Рыцарь солдатского долга. Маршал Рокоссовский – гений побед малой кровью» Сергея Самарина. Как бы узнать – откуда именно автор ее берет?
«Нарком МГБ» – фантастическая «должность»
Читаем в статье: «Комкора Рокоссовского арестовали 17 августа 1937 года после утверждения Политбюро приказа наркома Ежова «О ликвидации польских диверсионно-шпионских групп». Объявление врагами народа проходило по единому сценарию. Изгнание из армии по приказу Ворошилова, изоляция, исключение из партии и арест. Через все это прошел Рокоссовский, включая предательство сослуживцев. Допросы с пристрастием в ленинградских «Крестах» результата не дали. Рокоссовского привезли в Москву, где его допрашивал будущий нарком МГБ Абакумов, но тоже безрезультатно. Маршал Тухачевский заговорил на третий день: следователь пообещал ему массовое изнасилование дочери-подростка. Командарм Якир раскололся сразу. Начальника ВВС дважды Героя Советского Союза Сушкевича арестовали в палате после тяжелой операции».
«Объявление врагами народа» проходило вовсе не по «единому» описанному сценарию. Арест в 1937 году мог последовать и абсолютно внезапно, без предварительного приказа об изгнании из армии, изоляции, исключения из партии. Свидетельств тому в воспоминаниях великое множество. Арестовать и военного, и гражданского могли совершенно неожиданно, буквально через несколько часов после назначения на новую высокую должность. Тем самым обеспечивалось уменьшение вероятности сопротивления или попыток самоубийства значимого лица.
Виктор Абакумов никогда не был «наркомом МГБ» и не мог им быть, поскольку должности такой фантастической в СССР просто никогда не существовало вовсе. Народный комиссариат государственной безопасности СССР был образован 3 февраля 1941 года путем разделения Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД СССР) на два наркомата: НКГБ СССР и НКВД СССР. Народным комиссаром – наркомом государственной безопасности СССР в феврале – июле 1941 года был Всеволод Меркулов. 20 июля 1941 года НКГБ и НКВД были вновь объединены в НКВД СССР.
Повторное создание НКГБ СССР состоялось 14 апреля 1943 года. Наркомом государственной безопасности СССР вновь стал Всеволод Меркулов.
15 марта 1946 года, согласно Закону СССР «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик – в Советы Министров союзных и автономных республик», все народные комиссариаты были переименованы в министерства. Народный комиссариат государственной безопасности СССР стал Министерством государственной безопасности СССР. 4 мая 1946 года министром государственной безопасности стал Виктор Абакумов, коему «наркомом МГБ» побыть не довелось.
А что это за загадочный дважды Герой Советского Союза Сушкевич? Можно предположить, что речь идет о дважды Герое Советского Союза Якове Смушкевиче. Его действительно арестовали в июне 1941 года в больнице по обвинению в участии в «военной заговорщической организации». Но начальником ВВС в это время он уже не был. Начальником ВВС РККА Смушкевич был назначен в ноябре 1939 года, в августе 1940 года был переведен на должность генерал-инспектора ВВС РККА, а в декабре того же года – помощника начальника Генерального штаба РККА по авиации.
Упоминается в статье некий совершенно загадочный партийный документ:
«Освобождение 2 тыс. военных стало не актом гуманизма, а вынужденной мерой, позднее подтвержденной постановлением ЦК ВКП(б) от 1 октября 1942 года о результатах войны с Финляндией. В ходе той войны выяснилась неподготовленность как фронтовых командиров, так и тыловых служб. Поменяли наркома обороны, буденовки сменили на шапки-ушанки, кирзачи зимой на валенки, но устаревшие боевые уставы остались прежними».
Что же это за таинственное постановление ЦК ВКП(б) от 1 октября 1942 года о результатах войны с Финляндией? Не поздновато ли было для ЦК ВКП (б) 1 октября 1942 о результатах финской войны, закончившейся 13 марта 1940 года, думать?
Может быть, имеется в виду документ «О работе товарища Ворошилова: Постановление ЦК ВКП(б)»? Там в перечислении ошибок, допущенных Ворошиловым, он критикуется и за финскую войну. И постановление ЦК ВКП(б) «О работе товарища Ворошилова» превратилось в постановление о войне с Финляндией?
Но больше всех в статье досталось самому Рокоссовскому. Читаем: «Войну Рокоссовский встретил в прежнем звании – комкором в Шепетовке».
На самом деле 22 июня 1941 года генерал-майор Константин Рокоссовский командовал 9-м механизированным корпусом. Хочется напомнить о том, что воинское звание и должность – вовсе не одно и то же. И войну Рокоссовский встречал в звании генерал-майор.
Самым, пожалуй, сногсшибательным является следующее утверждение: « 28 сентября Сталинградский фронт возглавил Рокоссовский, превратив его из оборонительного в наступательный. По проложенным веткам железной дороги в день проходило 1300 вагонов из Астрахани, доставляя технику и войска. Перевозки тщательно маскировались, но совсем скрыть их было невозможно. Однако ни Берлин, ни Паулюс не верили в возможность контрнаступления и отказались помочь румынскому флангу противотанковой артиллерией. 20 ноября румыны проснулись под грохот канонады и лязг гусениц танков. Фронт был молниеносно прорван и 23-го войска Рокоссовского и Ватутина встретились под Калачом, окружив 22 дивизии. Два генерала впервые успешно завершили охватывающие удары».
Кто сказал автору статьи, что «Сталинградский фронт возглавил Рокоссовский»? В наше время за несколько минут можно убедиться в том, что Сталинградского фронта нет в послужном списке маршала Рокоссовского. Может быть, автор просто перепутал Сталинградский фронт с Донским, которым Рокоссовский командовал? И что значит фронт оборонительный и фронт наступательный?
Опять-таки непонятно, почему лишь «20 ноября румыны проснулись под грохот канонады»? Не слишком ли крепко они спали? Ведь операция «Уран» – стратегическое наступление советских войск под Сталинградом началось 19 ноября 1942 года после чрезвычайно мощной артподготовки. Неслучайно именно 19 ноября стало Днем артиллерии.
А румыны «проснулись» только 20 ноября. Они, безусловно, воинами были чрезвычайно специфическими, но мирно почивать 19 ноября даже им было крайне затруднительно, мощнейшей канонады не слыша и прорыва советских войск не замечая.
Кто оборонял и кто атаковал Орловский выступ летом 1943-го
Не менее потрясающее открытие сделано автором относительно сражения на Курской дуге: «Операция «Цитадель» на Курской дуге повторяла успешное наступление немцев на Белостокском выступе – танковые удары под его основания. Центральный и Воронежский фронты создали в степи многополосные линии обороны. Рокоссовский спрашивал себя: правильно ли он предположил, что по Орловскому выступу (???) противник нанесет главный удар? Ведь в полосе 95 км он сосредоточил 60% стрелковых дивизий фронта, 70% артиллерии и 90% танков. Генерал не ошибся. Его войска вскоре после отражения наступления вермахта были готовы к контрнаступлению. Ватутин и Василевский подобным предвидением не обладали и под Прохоровкой понесли непропорциональные потери».
Увы, но противник не наносил по Орловскому выступу в ходе операции «Цитадель» ни главный, ни вспомогательный удар. Дело в том, что Орловский выступ и без того им контролировался, он находился в руках немцев.
Александр Самсонов в исследовании «Великая Курская битва: операция «Кутузов» пишет: «Группа армий «Центр» на орловском направлении имела главную оборонительную полосу глубиной порядка 5–7 км. Немецкая оборонительная линия состояла из опорных пунктов, соединенных между собой сетью окопов и ходов сообщения. Перед передним краем были поставлены проволочные заграждения в 1–2 ряда деревянных столбов, усиленных на важных направлениях проволочными заборами с металлическими стойками и спиралями. Оборону усиливали противопехотные и противотанковые минные поля. На основных направлениях немецкие фортификаторы установили значительное количество бронеколпаков с пулеметами, что позволяло создавать сильный перекрестный огонь. Все поселения были приспособлены к круговой обороне, к бою в условиях окружения. По берегам рек установили противотанковые и противопехотные заграждения. Однако процесс создания плотной обороны не был завершен. Большие надежды связывались с операцией «Цитадель». Оборону на орловском выступе держали немецкие 2-я танковая армия, 55-й, 53-й и 35-й армейские корпуса».
Наносить удар по Орловскому выступу летом 1943 года довелось как раз советским войскам. Целью Орловской стратегической наступательной операции «Кутузов», проводившейся советскими войсками в июле-августе 1943 года, был разгром группировки противника под Орлом. 5 августа 1943 года в Москве прогремел первый артиллерийский салют в честь войск, освободивших Орел и Белгород. Операция «Багратион» 17 июля 1944 «завершилась».
Освобождение Белоруссии автор статьи «Рыцарь солдатского долга. Маршал Рокоссовский – гений побед малой кровью» тоже не обошел вниманием: «Операция «Багратион» завершилась в Москве невиданным шествием побежденных, мечтавших в 1941-м победителями пройти по Красной площади. Идеологом «Большого вальса» – так называли шествие пленных – считается Сталин. Но отцом его, несомненно, был Рокоссовский. Из плененных в Белоруссии немцев отобрали 57 600 человек и доставили в Москву, проведя 17 июля 1944 года по улицам. Генералы и офицеры возглавили шествие при начищенных регалиях».
С чего автор взял, что операция «Багратион» «завершилась» в Москве» шествием пленных 17 июля. А что, после 17 июля операция «Багратион» не продолжалась в июле и августе на полях сражений?
«Досталось» в статье и полякам: «18 августа 1942 года заместитель наркома обороны Василевский по поручению Сталина подписал с правительством Сикорского соглашение о создании армии под командованием Андерса, ставшее основой Армии крайовой. Для этого из лагерей амнистировали 130 тыс. человек. В это же время была создана Армия людова численностью до 50 тыс. человек, подчинявшаяся советскому командованию».
18 августа 1942 года как-то поздновато было такое соглашение подписывать. Польские части, формировать которые начали еще в 1941 году, коими генерал Андерс командовал, по договоренности с Кремлем в это время уже из СССР в Иран выводились. И как эти части могли стать основой Армии крайовой?
Армия Крайова (сокращенно АК; польск. Armia Krajowa, буквально – «Отечественная армия») подпольная польская военная организация, действовавшая в 1942–1945 годах в пределах довоенной территории польского государства и на некоторых сопредельных территориях.
Ну как польские регулярные войска, выводимые в Иран, затем переброшенные в Ирак и Палестину, а в 1944 году наконец-то вступившие в бой в Италии, могли стать «основой» подпольной организации в Польше?
Югославия тоже не обделена авторским вниманием: «Уже в конце 1944-го стало очевидно, что бывший верный коминтерновец Иосип Броз Тито, опираясь на руководимую им Национальную армию и заигрывая с Великобританией, отдаляется от СССР и стремится установить собственную диктатуру».
Иосип Броз Тито никак не мог опереться на якобы «руководимую» им Национальную армию, ибо возглавлял он Народно-освободительную армию Югославии (НОАЮ).
Поневоле возникает вопрос об источнике загадочной информации, использованной в статье «Рыцарь солдатского долга. Маршал Рокоссовский – гений побед малой кровью»…
комментарии(0)