Даже после ареста Абимаэля Гусмана и суда над ним столкновения его сторонников с перуанскими силовыми структурами не прекратились. Фото Reuters
Перу – латиноамериканская мультиэтническая республика, с которой у СССР после установления дипломатических отношений в феврале 1969 года сложились давние дружественные контакты. Некогда советская молодежь оказала бескорыстную помощь людям этой страны, пострадавшим от катастрофического землетрясения. В числе спасателей находился и будущий знаменитый кардиохирург Ренат Акчурин, оперировавший первого президента России Бориса Ельцина.
Республика Перу расположилась вдоль кромки Тихого океана. Это живописная область гор, долин и перелесков, она делится на три зоны: прибрежную (коста), горную (сьерра) и тропическую (сельва). Страна богата залежами минеральных ресурсов, в изобилии водится рыба, произрастают тропические растения, в том числе и наркотики.
РОЖДЕНИЕ ДЬЯВОЛА
3 декабря 1934 года в провинции Арекипа на крайнем юге Перу появился на свет Абимаэль Гусман, будущий лидер известной во всем мире левой экстремистской группировки маоистского толка «Светлый путь» (испанское название «Sendero Luminoso»).
У Гусмана было относительно безоблачное детство. Он был незаконнорожденным, но после ранней смерти матери воспитывался в семье отца – состоятельного предпринимателя. Среднее образование получил в частной католической школе, затем окончил университет в родном городе. Защитил диссертацию по творчеству Эммануила Канта и получил степень бакалавра по философии и юриспруденции.
Позднее преподаватель университета Гусман очаровался Китаем. Дважды, в 1965 и 1967 годах, в разгар «культурной революции» посещал страну Мао Цзэдуна. Был восхищен происходившими там переменами, считал, что их надлежит пристально изучить и взять на вооружение. Это было время проведения в КНР жестоких репрессий, гонения на инакомыслящих, отправки на принудительные работы в деревню миллионов образованных горожан.
Главное, что вынес Гусман из своего паломничества, – тезис, что Перу, как и Китай, является полуфеодальным государством. Путь к национальному освобождению Перу, по его мнению, лежал через партизанскую войну. Она начнется в сельской местности и перекинется в города. Поэтому следует начертать на знаменах будущей организации решительную борьбу с капитализмом и построение общества, свободного от эксплуатации.
Репрессивные методы перестали применяться в Китае после прихода к власти реформатора Дэн Сяопина. Но Абимаэль Гусман проигнорировал эти перемены. Он и его подручные в огромных размерах прибегали к репрессивным методам. Гусман буквально боготворил Мао, преклонялся перед ним, его имя постоянно фигурировало на страницах писаний.
Как известно, Карл Маркс утверждал, что авангардом перехода к социализму в развитых обществах станет рабочий класс. А в остальных обществах, по версии Мао, главной движущей силой революции станет труженик деревни. Этого принципа придерживались приверженцы «Светлого пути».
МАРШРУТ В РЕВОЛЮЦИЮ
В 1978 году молодые перуанские бунтари образовали Постоянный комитет в количестве 11 членов во главе с Гусманом. В 1980 году пять юношей в капюшонах и масках сожгли урну на избирательном участке, готовившем выборы после ухода со сцены диктаторского режима в Перу и начала перехода к демократическому правлению. Таким способом молодые люди возвестили о своем несогласии участвовать в демократических выборах, которые они считали буржуазным изобретением.
Гусман возомнил себя четвертым великим революционером после Маркса, Ленина и Мао Цзэдуна. Он привык к беспрекословному подчинению. Теория его представляла собою горючую смесь из симбиоза различных учений левого толка. Вскоре преподаватель философии в университете Айякучо, учивший студентов уму-разуму и хорошим манерам, сменил профессорскую мантию на автомат и ринулся в схватку с диктаторским режимом.
С тех пор прошло много лет, в Перу менялись режимы и правительства. А убеленный сединами лидер оружия не складывал, продолжая любимое дело. Первая супруга Гусмана, шокированная его взглядами, развелась с ним. Вторая супруга надолго попала в тюрьму, поскольку активно участвовала в террористических акциях.
БЕСПОЩАДНЫЙ ТЕРРОР
В 1992 году в центре Лимы взорвались два грузовика, начиненные тротилом. 25 человек погибли, 155 были ранены. Еще раньше соратники Гусмана вырезали с помощью мачете целую деревню по обвинению в ликвидации одного из лидеров группировки.
И подобных деяний за душой у Гусмана было великое множество, перечисление всех его преступлений заняло бы слишком много места. Сендеристы шли по пути Пол Пота – печально известного руководителя Камбоджи.
Справедливости ради скажем, что сам Абимаэль Гусман в такого рода акциях непосредственного участия не принимал. Кровь соотечественников проливали его подельники, подчинявшиеся своему лидеру беспрекословно.
Культ личности в «Светлом пути» процветал. Гусман внимательно следил за своей внешностью, прекрасно одевался, тщательно холил окладистую бороду. Он постоянно напоминал, что Владимир Ленин, один из его кумиров, каленым железом уничтожал врагов нового строя. Поэтому Гусман считал подобные методы логичными и приемлемыми в Перу.
Противоправную деятельность сендеристов постоянно подпитывали нескончаемые коррупционные скандалы в верхах. Особенно при администрациях Альберто Фухимори (1990-е годы) и Алехандро Толедо (первая половина 2000-х), когда в Перу активно внедрялся неолиберальный проект, неприемлемый для рядовых граждан. Недовольных было много. Наиболее радикальные из них пополняли ряды соратников ГусманТеррористы Гусмана на заре своего существования пытались прикрыться также именем выдающегося политика марксистской ориентации Хосе Карлоса Мариатеги, основателя Перуанской социалистической партии. Но, вполне естественно, получили от социалистов решительный отпор.
СВИДЕТЕЛИ БОЙНИ
Несколько очевидцев, выживших в бойне, устроенной группой сендеристов в количестве 60 боевиков 3 апреля 1983 года в небольшом местечке на юге страны, где проживала пара тысяч человек, рассказывали о деяниях убийц.
Один из них, в ту пору десятилетний мальчик, поведал, как его мать и всю семью безжалостно уничтожили. Вывели на площадь, подожгли керосином, рубили головы. А сам он лишь случайно уцелел, поскольку находился в это время на кладбище, возлагая цветы на могилу бабушки. Свидетельства оставшихся в живых невозможно читать без содрогания.
Неистового борца за «народное счастье» долго искали. Наконец в 1992 году Гусмана выследил спецназ в одной из квартир перуанской столицы Лимы, принадлежавшей известной балерине.
Она отрицала факт присутствия в доме посторонних. Но ее изобличили огромные кучи мусора во дворе. Гусмана, с упоением смотревшего по телевизору боксерский поединок, схватили и в наручниках вместе с несколькими соратниками и сообщницей-танцовщицей передали в руки правосудия.
В 1992 году основателя «Светлого пути» приговорили к пожизненному тюремному заключению за смерть или бесследную пропажу свыше 70 тысяч ни в чем не повинных перуанцев. Обстоятельный процесс продолжался 12 месяцев. Выступили оставшиеся в живых свидетели преступлений и многочисленные правозащитники.
Показания дал и Оскар Рамирес, считавшийся вторым лицом в «Сендеро луминосо». Рамирес обвинял шефа в расслабленности, злоупотреблении алкоголем и прочих грехах. Не исключено, что Гусман действительно устал от бесконечной борьбы. А его преемник был полон решимости продолжить дело.
СМЕРТЬ ГУСМАНА
Сам Гусман не признал вины. Его держали на морской базе Кальяо недалеко от столицы и собирались перевести в госпиталь, поскольку у него пошатнулось здоровье. Но не успели – а может быть, не очень торопились. Абимаэль Гусман скончался в субботу 11 сентября 2021 года в возрасте 86 лет от сердечного приступа.
Между тем после поимки Гусмана спорадические столкновения партизан с силовыми структурами не стихали. В 2008 году сендеристы активизировали борьбу в отдаленных сельских районах и акции в городских кварталах.
В феврале 2012 года правительственным силам удалось захватить одного из лидеров организации Франсиско Флоренса. В марте следующего года – сменившего его Виктора Диаса. В 2013 году суд признал одного из них виновным в наркотрафике, отмывании денег и обязал заплатить денежную компенсацию в размере нескольких миллионов долларов.
Тем не менее отдельные отряды продолжали действовать. По оценкам спецслужб, их ориентировочная численность составляла 600 бойцов.
Арест террориста № 1 произошел при правлении Альберто Фухимори – этнического японца, ректора сельскохозяйственного университета «Ла Молина», выпрыгнувшего словно черт из табакерки и занявшего пост президента Перу в 1990 году. За Фухимори тоже числится немало прегрешений – за них он получил 25 лет заключения. Но надо отдать ему должное. Фухимори подавил инфляцию, наладил перуанскую экономику, привлек иностранные инвестиции, прикрутил хвост наркомафии, хотя и не искоренил ее.
Нынешний перуанский президент Педро Кастильо с трудом добился высокого поста в июле 2021 года, вырвав победу у Кейко, дочери Фухимори. Этот скромный учитель сельской школы выдвигался от организации марксистской ориентации «Свободное Перу».
После смерти Гусмана президент Кастильо категорически заявил, что никогда не придерживался методов покойного, неизменно отвергал их как неприемлемые. Хотя и Гусман, и Кастильо – выходцы из беднейших уголков своей страны.
НЕИЗБЕЖНОСТЬ КОНЦА
Возникает вопрос – а как теперь в Перу будет обстоять дело с наркотиками? Террористы тоже не брезговали наркотрафиком для поддержания собственной боеготовности. Им нужно было покупать оружие, обмундирование, еду, не говоря о предметах роскоши.
Торговля наркотиками, приносящая баснословные доходы, подпитывала и некоторых представителей перуанских властных структур. Например, в правление Фухимори его правая рука Владимиро Монтесинос (он выправил Фухимори фальшивые документы, позволившие тому баллотироваться в президенты, а затем стал руководителем спецслужб) прибегал к услугам сомнительных лиц и имел сомнительные доходы. Когда разразился громкий коррупционный скандал, архиепископ Лимы Луис Сиприано изрек: «Следует отсечь гангрену». Архиепископ имел в виду Монтесиноса – но президент Фухимори не внял совету. Опыт Перу показывает: там, где произрастает наркотическое зелье, борьба с этим злом требует гигантских усилий всего общества.
А после смерти Гусмана в стране разворачивалась острая дискуссия, как поступить с его трупом. Его вдова Елена Ипаррагирре, находящаяся в заключении, просила передать останки третьему лицу для захоронения. Высказывались также мнения, что труп надлежит предать огню и развеять в море – подобное постановление принял перуанский Конгресс. Сторонники такого решения опасались: если тело Гусмана предадут земле, а на его могиле соорудят памятную доску, она может превратиться в икону для почитателей. Жирную точку в полемике поставила прокуратура, решившая сжечь останки, чтобы от Гусмана не осталось и следа.
Таков закономерный финал общенациональной трагедии, о которой перуанцы до сих пор вспоминают с ужасом и содроганием.
комментарии(0)