0
3021
Газета История Интернет-версия

06.10.2022 20:32:00

«Проповедовать мир посредством красок»

К 180-летию великого художника-баталиста Василия Верещагина

Владимир Соколовский

Об авторе: Владимир Дмитриевич Соколовский – искусствовед.

Тэги: история, россия, искусство, живопись, батализм, верещагин, юбилей


38-12-2480.jpg
Василий Верещагин родился в семье
помещика, окончил Морской кадетский корпус,
но отказался от военной карьеры, предпочтя
ей искусство живописи.  Фото Фрэнсиса
Бенджамина Джонстона
«Выполнить цель, которою я задался – дать обществу картину настоящей, неподдельной войны, нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины будут не то…»

Так сформулировал свое творческое и жизненное кредо Василий Верещагин – один из величайших художников-баталистов в истории изобразительного искусства. В своих произведениях он прославлял доблесть и мужество, но и показал войну как величайшую трагедию человечества.

Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце, в семье помещика. В восьмилетнем возрасте был принят в малолетний кадетский корпус, а по его окончании – в Морской кадетский корпус, который окончил с отличием. Но военная карьера его не прельщала. С детских лет у него проявилась страсть к рисованию. И потому он отказался от карьеры морского офицера и в 1860 году поступил в Петербургскую академию художеств.

Отец будущего художника был так разочарован, что лишил сына материальной поддержки. Но, перебиваясь случайными заработками, Верещагин продолжал учиться. Однако обучение также не приносило ему удовлетворения. В академии царил культ классицизма. Это не устраивало молодого художника, который видел в искусстве средство отражения окружающей жизни во всем ее многообразии.

Впрочем, уже в стенах академии дарование Верещагина обратило на себя внимание. «Рисунок, – вспоминал Верещагин, – за который я был принят в натурный класс, назывался «Торс Геркулеса»... Такие старые известные рисовальщики, как, например, Чистяков, восхищались им».

Все же, проучившись в академии три года, художник принял решение ее оставить. И в 1863 году Верещагин отправляется на Кавказ, чтобы, по его собственному выражению, «на свободе и просторе на интересных предметах научиться». Он зарабатывал на жизнь уроками, а в свободное время рисовал.

Первое боевое крещение Верещагин получил в Туркестане, куда поехал по приглашению генерал-губернатора Туркестанского края Константина Кауфмана. Как Верещагин позднее вспоминал, он «хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал и близ которой был на Кавказе».

В 1860-х годах Россия вела войну, целью которой было присоединение Средней Азии. Верещагина позвали в эти места страсть к путешествиям, стремление запечатлеть экзотическую природу и красочные народные типы. При этом он принял непосредственное участие и в военных действиях. Верещагин оборонял крепость в Самарканде, которую осаждали войска бухарского эмира. За мужество и героизм художник получил Георгиевский крест, который затем с гордостью носил, несмотря на его в целом негативное отношение ко всякого рода наградам.

Картины, отразившие впечатления от Туркестанской войны, образовали «Туркестанскую серию». В ней Верещагин выступил как выдающийся реформатор батального жанра. Значительные произведения создавались отечественными баталистами и до него. Но военные столкновения и битвы были показаны в них как род парада, где главное внимание уделялось военачальникам и коронованным особам, эффектно гарцующим на лошадях в богато украшенной сбруе.

В картинах Верещагина впервые главным героем становится простой солдат, вынесший на своих плечах всю тяжесть войны. Такие произведения, как «Смертельно раненый» (1873), «У крепостной стены – «Пусть войдут» (1871), «У крепостной стены – «Вошли» (1871), «Парламентеры» (1873), «Окружили – преследуют» (1872), показывают героизм русских солдат, готовых стоять до последнего при исполнении своего воинского долга. В таких картинах, как «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (около 1872), показана неимоверная жестокость войск бухарского эмира.

Серию завершает самое знаменитое произведение Верещагина «Апофеоз войны» (1871–1872), изображающее пирамиду из черепов на фоне мертвой пустыни и стаю воронья, слетающегося на жуткий пир. Такие пирамиды оставлял на завоеванных землях Тамерлан. Но смысл картины много шире исторической конкретики: это символ всех захватнических войн. Не случайно художник снабдил полотно комментарием на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Вся «Туркестанская серия», включающая наряду с батальными полотнами картины жизни и быта народов Средней Азии, была показана на выставках в Петербурге и Москве, а позднее в Лондоне. И всюду им сопутствовал огромный успех. Большую часть работ этой серии приобрел Павел Третьяков для своей галереи.

Страсть к путешествиям не оставляла художника. В 1873 году Верещагин отправился в Индию. В Индии он неутомимо работал: взбирался на Гималаи, мерз на высокогорье, даже подхватил малярию, которая мучила его всю жизнь. На основе индийских впечатлений он создал новую серию картин, где показаны роскошная природа Индии и ее необыкновенная архитектура.

Но главный смысл этой серии Верещагин определил так: «Это история заграбастания Индии англичанами». Художник хотел показать, как Индию, страну древней и богатой культуры, прибирали к рукам алчные английские колонизаторы. Однако завершить эту серию Верещагину не удалось, так как на Балканах началась новая кампания – Русско-турецкая война 1877–1878 годов.

Эта война велась Россией для освобождения братских славянских народов, которые страдали от турецкого гнета. Верещагин сам принимал непосредственное участие в этой войне. В 1877 году он находился на миноноске «Шутка», которая предприняла атаку на большой турецкий корабль. Завязался тяжелый бой, который окончился победой русских. В ходе этого боя художник был тяжело ранен.

После лечения в госпитале Верещагин вновь встал в строй. Настоящим подвигом стала и его творческая работа на театре военных действий. Василий Немирович-Данченко (писатель, старший брат режиссера), который также принял участие в этой войне, писал:

«Василий Васильевич до вечерней зари работал там, рисуя с натуры картины, полные нечеловеческого ужаса… Скобелев повел войска на штурм. Несколько редутов взяли штыками. Бой был упорный и отчаянный. Кругом люди падали, как мухи. Со злобным шипением пули уходили в снег Казанлыкской долины, другие, словно вихрь, проносились мимо, и посреди этого ада Верещагин, сидя на своей складной табуретке, набрасывал в альбом общую картину атаки».

Так рождалась новая военная серия Василия Верещагина. Художник запечатлел важнейшие события Русско-турецкой войны. «Перед атакой. Под Плевной» (1881), «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881), «На Шипке все спокойно» (1878–1879), «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878–1879) – вот далеко не полный перечень картин, которые художник создал под впечатлением балканской эпопеи. Картины Верещагина прославляют мужество и доблесть русских воинов. Но одновременно показывают, каких громадных жертв стоили победы. В картине «Побежденные. Панихида по убиенным» (1877–1879) изображено огромное поле, до горизонта усеянное обезображенными трупами русских солдат, которых отпевает священник. Тела изуродованы жестокими пытками, которым подвергли их турки. Мрачное, почерневшее небо, желто-коричневое пустынное поле создают необыкновенно гнетущее впечатление.

И совершенно иное по тональности полотно «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой». Герой балканской эпопеи генерал Михаил Скобелев объезжает шеренги ликующих солдат. За генералом следуют конные офицеры, среди которых художник изобразил и себя. Расположенная на заднем плане заснеженная гора придает полотну торжественное звучание. Но Верещагин, подлинный реалист, показывает и другую сторону войны, изображая тела убитых солдат, в беспорядке лежащие на обледенелой земле.

В 1882–1883 годах художник совершил второе путешествие в Индию. Эта поездка вдохновила Верещагина на создание цикла из трех полотен с изображением разных видов казней: «Распятие на кресте у римлян» (1887), «Подавление индийского восстания англичанами» (1884) и «Казнь заговорщиков в России»(1884–1885). В «Подавлении индийского восстания англичанами» показана изощренная, садистская жестокость английских колонизаторов, расстреливающих индийских повстанцев, привязанных к жерлам пушек. «Это пугало, – писал Верещагин, – употреблялось английским правительством и будет употребляться им, пока оно будет страшиться потерять свои индийские владения».

К историческому прошлому России Верещагин обращается в своей серии, посвященной Отечественной войне 1812 года. Как отметил сам художник, при создании этого цикла он стремился показать «великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом». В серии, созданной в 1891–1901 годах, запечатлены все важнейшие этапы войны – от Бородинской битвы до изгнания Наполеона из пределов России.

Бородинскому сражению Верещагин посвящает две картины: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899–1900). В 14 полотнах показано пребывание французов в Москве. В картине «Перед Москвой. Ожидание депутации бояр» (1891–1892) Наполеон изображен на Поклонной горе; перед ним расстилается Москва. Но это не доставляет ему радости. В отличие от других порабощенных городов, москвичи не собираются преподносить ему ключи от города.

В картине «В Успенском соборе» (1887) художник изображает, с каким кощунством Наполеон распоряжается сокровищами древней столицы: в соборе французы устраивают конюшню. В картине «В покоренной Москве. Поджигатели или Расстрел в Кремле» (1897–1898) показана казнь москвичей; они изображены на фоне храма и как бы сливаются с образами на его стенах, чем подчеркивается святость их подвига.

Нашла отражение и партизанская война против французских захватчиков. Картина «Не замай – дай подойти» (1887–1895) показывает засаду, ожидающую прибытия французского отряда. «Не замай, дай подойти», – говорит убеленный сединами пожилой крестьянин, сдерживая молодых и нетерпеливых товарищей по оружию.

В заключительных картинах цикла художник показывает отступление и агонию «Великой армии». Картины серии, без сомнения, стали наиболее выдающимися произведениями о войне 1812 года.

В 1904 году разразилась Русско-японская война. И Верещагин вновь отправился на театр военных действий – в последний раз. Трагедия разыгралась13 апреля 1904 года. Художник и вице-адмирал Степан Макаров, командующий Тихоокеанским флотом, шли на броненосце «Петропавловск» под Порт-Артуром. Корабль подорвался на мине. Оставшиеся в живых очевидцы рассказывали, как в последние минуты перед смертью Верещагин заносил в альбом картину боя.

Так погиб великий художник – на боевом посту. Но немеркнущим светом сияет творческое наследие Василия Верещагина, о котором Иван Крамской написал: «Я не знаю, есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей». Сам Верещагин смысл своего творчества определил так: «Одни распространяют идею мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выставка  «Восточный музей Петра Щукина»

Выставка «Восточный музей Петра Щукина»

0
1394
Региональная политика 9-12 сентября в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 сентября в зеркале Telegram

0
752
Выбор в баре небогат

Выбор в баре небогат

Илья Журбинский

Рассказ об искусстве, морских буднях, советских лозунгах и Рембрандте

0
1413
И вновь тоска неудержима

И вновь тоска неудержима

Виктор Леонидов

Павел Булыгин и его слова о России, написанные среди скал Эфиопии

0
1104

Другие новости