0
1618
Газета История Интернет-версия

06.10.2022 20:31:00

Самурай и защитит, и стихотворение сочинит

Средневековое мировоззрение подпитывает японский милитаризм

Вячеслав Иванов

Об авторе: Вячеслав Викторович Иванов – военный эксперт, историк.

Тэги: история, япония, феодализм, сословия, самурай, кодекс


история, япония, феодализм, сословия, самурай, кодекс Реконструкция поединка самураев. Фото автора

Пережив атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и безоговорочную капитуляцию в августе 1945 года, Страна восходящего солнца всю вторую половину ХХ века придерживалась доктрины самообороны.

Однако в последние годы Токио все громче заявляет претензии на южные острова Курильской гряды, отказываясь признавать итоги Второй мировой войны и бросая вызов России. Одновременно увеличиваются военный бюджет, численность и техническая оснащенность армии и флота. Возрождающийся японский милитаризм ищет источник духовных сил в обычаях и укладе жизни Средневековья, связанных с самурайством.

КРЕСТЬЯНЕ БЕРУТСЯ ЗА ОРУЖИЕ

Средние века – время, когда крестьянские поселения нередко подвергались нападениям агрессивно настроенных вооруженных людей, промышлявших разбоем. Населению приходилось обороняться, пуская в ход сельскохозяйственные орудия труда. Например, косы и подобный им инвентарь с длинным древком и каменным либо металлическим наконечником. Старались зацепить и порвать доспехи противника, а затем нанести поражающий удар.

Считалось, что юношам, мечтавшим стать воинами, нужно было в совершенстве овладеть искусством боя с применением сельхозинвентаря. Одновременно развивались и методы противодействия, нашедшие выражение в доспехах с длинными лентами. Согласно замыслу, в них коса противника могла запутаться, что ставило его в невыгодное положение.

Постепенно в японских семьях начинает формироваться культ вооруженного защитника. Из таких набирали войско местные феодалы в случае большой войны или междоусобиц. Высоко ценились те, кто мог метко пустить стрелу; хорошего лучника брали на постоянную службу. Зарождение сословия служилых людей в Японии относится к V-VI векам.

СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ

Начиная с VIII века становится традицией тщательно ухаживать и бережно хранить оружие и доспехи, передавать их от поколения к поколению. Военно-феодальное сословие мелких японских дворян порой сравнивают с рыцарством Западной Европы, но такое сопоставление не совсем корректно.

В раннем Средневековье не все японские воины («бу», «бу-си») называли себя самураями. Это слово происходит от глагола «сабурау»: «служить вышестоящему лицу». Наиболее понятный россиянам и близкий для нас перевод слова «самурай» – «служивый (служилый) человек».

За духовную основу берутся отдельные тезисы популярного в Японии и знаменитого во все времена древнего китайского трактата «Искусство великого полководца и стратега Сунь-цзы» (VI-V века до нашей эры). Там, в частности, говорится: «Следует полагаться не на то, что враг не придет, а на то, что ты ждешь его; не на то, что враг не атакует, а на то, что ты неуязвим».

ПОДЧИНЕНИЕ ПЛЕМЕНИ АЙНОВ

По наиболее распространенному мнению, самурайство зародилось на востоке, северо-востоке и крайнем юге Японии. Там проживали айны – народ, переселившийся на острова раньше предков японцев. Айны значительно отличались внешним видом, вели иной образ жизни и придерживались собственных обычаев.

Межплеменное противостояние дало мощный импульс развитию укрепленных районов и военного искусства на перечисленных территориях. Династии профессиональных бойцов получают весомую поддержку государства в конце VIII – начале IX века. Тогда император использовал дружины феодалов для сдерживания, а затем и подчинения айнов.

В последующие века поместные князья (даймё) крепили собственную власть и увеличивали численность войска под своим предводительством, одновременно удаляясь от обязанностей императорской службы. На местах даймё опирались на выпестованных ими мелких сословных дворян (гокэнин), заставляя их служить себе, а не императору (по типу европейского «вассал моего вассала – не мой вассал»).

ТЕЛОХРАНИТЕЛИ СЮЗЕРЕНА

Самураи были не только профессиональными бойцами, но и телохранителями своего сюзерена – даймё. И в то же время его слугами в повседневной жизни. В основе мировоззрения лежала философия гармоничного сочетания беззаветной веры, абсолютной преданности, самопожертвования, беспредельной искренности и способности ценить красоту во всех ее проявлениях.

Многочисленные и кровавые междоусобные войны, которые то и дело развязывали даймё, стремясь расширить свои владения, способствовали оформлению сословия самураев, что окончательно произошло в X-XII веках.

Самурай – отважный воин, утонченный поэт и вдохновленный художник, готовый в любой момент пожертвовать жизнью ради высших идеалов. Не удивительно, что в последующем именно фигура воина-самурая стала символом японской истории.

Долгое время Японию спасал тот факт, что это островное государство. Поэтому в Средние века войны шли преимущественно между феодалами и их союзами, иногда – между императорской армией и каким-то строптивым даймё. Помимо того, императорская армия и отряды самураев подавляли восстания крестьян и племен инородцев – в частности, тех же айнов.

Также известно, что японцы порой осуществляли рейды в Корею, основывали там свои военные поселения, строили укрепления для удержания территории. Соответственно это вносило некоторые коррективы в их военное искусство и организацию войска.

ВСЯ ВЛАСТЬ – СЁГУНАТУ

Самураи – привилегированное воинское сословие, находившееся у власти в течение почти 700 лет японской истории: с конца XII до середины XIX века. К такому положению подвела гражданская война 1180–1185 годов.

Среди полководцев больше всех прославился Минамото-но Ёритомо. За славные победы в 1192 году император присвоил ему титул «сэйи-тай-сёгуна» («главнокомандующего, покоряющего варваров»).

Фактически была учреждена новая государственная должность, в современной трактовке сочетающая позиции премьер-министра и министра обороны. При этом верховый военачальник стал несменяемым. Император и его двор утратили былое значение, уступив реальную власть в стране военным.

Минамото-но Ёритомо носил титул сёгуна с 1192 по 1233 год. При нем государство стало представлять собою сёгунат – правление верхового военачальника, опирающегося на самураев. Более того, титул сёгуна стал передаваться по наследству.

Императоры в большинстве своем были лишь марионетками в руках сёгуна – главы военного правительства бакуфу (ставка верховного главнокомандования). На местах власть принадлежала назначаемым ставкой военным губернаторам и главам земель.

Выше отмечалось, что внешние враги очень редко пытались проникнуть на японские острова. Однако имели место отдельные случаи вторжения сильного войска с континента, способного нанести самураям серьезное военное поражение.

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ТАЙФУН

Событие, чуть было не повернувшее колесо истории, – попытка вторжения монголов на японские острова. Ее предпринял внук Чингисхана – Хубилай, он же Сэцэн-хаган, кто в 1271 году основал китайскую императорскую династию Юань.

Покорив Китай и Корею, монголы захотели воспользоваться доставшимися им кораблями для расширения своих владений. Походы к японским берегам датируются 1274 и 1281 годами. Первый раз флот вторжения высадил десант и разбил гарнизоны на островах Цусима и Ики, а затем подошел к Кюсю. Начавшуюся было атаку сорвал мощный тайфун. Он потопил множество кораблей вместе с адмиралом Су и прочими руководителями экспедиции.

Спустя пять лет новый флот из кораблей корейской и китайской постройки снова пришел к Кюсю, а история с тайфуном чудесным образом повторилась. Японию снова спас «Камикадзе» («Божественный ветер») – таким было название тайфуна. Он поднял волны, потопившие вражескую армаду.

Насколько крупной она была – здесь мнения историков разнятся. По мнению некоторых, «армады» как таковой и не было, поскольку монголы никогда ранее мореплаванием не занимались. Попытки перевозки и высадки десанта предпринимались на трофейных судах, не отличавшихся особой вместимостью и мореходностью.

С националистической же точки зрения боги Японии защитили страну и ее народ от сильного врага. Возникший в связи с этим термин «камикадзе» впоследствии использовался во Второй мировой войне.

ПЕХОТА САДИТСЯ НА КОНЕЙ

Известно, что на японской территории монголы высадили лишь небольшой по численности десантный отряд. Однако его бойцы действовали сплоченно, были хорошо вооружены, в том числе трофейными мечами и кольчугами.

Невзирая на численный перевес противника, они могли легко разгромить самурайские дружины, заточенные под ритуальные поединки. Монголы были хорошими всадниками, а их лошади – неприхотливыми и очень выносливыми, тогда как японское войско было преимущественно пешим.

38-14-3480.jpg
Буси защищают своего господина. 
Классическая японская гравюра
из экспозиции Военно-исторического музея
артиллерии в Санкт-Петербурге. Фото автора
Монголы также имели превосходство в холодном оружии. Японцы начали использовать железные мечи позже, чем соседние народы. Первые образцы были завезены на острова китайскими торговцами. Спустя некоторое время по их образу и подобию развернулось местное производство.

До Х века самым распространенным оставался прямой обоюдоострый меч для пеших воинов по типу китайских и корейских аналогов. Монголы же предпочитали менее широкие, но длинные клинки как более подходящие для всадников.

Знакомство со столь грозным противником как монголы дало сильный импульс развитию в стране коневодства. Самураи стали превращаться в профессиональных воинов, сражавшихся преимущественно на лошади. Соответственно мечи меняли форму: появился характерный изгиб, клинок становился уже и длиннее.

В позднем Средневековье самурайский меч представлял собою слабо изогнутый рубяще-режущий клинок, изготовленный по традиционной местной технологии из многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. По оценкам специалистов, за всю историю было изготовлено более 2 миллионов подобных мечей нескольких основных разновидностей.

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС

К тому времени сложились устои морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» (Кюба-но мити), превратившегося затем в свод заповедей «Бусидо» («Путь воина»). Если воин нарушал правила поведения, его либо с позором изгоняли из рядов самураев, либо он совершал обряд самоубийства.

Интересно, что сожительство с другим мужчиной не только не было наказуемо, а в некотором смысле поощрялось. Со Средних веков среди самураев существовала традиция гомосексуальных отношений между взрослым мужчиной и юношей.

Владение изящными искусствами было не менее важным, чем искусствами военными. Предсмертные стихотворения, написанные великими самураями перед совершением сэппуку – ритуального самоубийства, вошли в золотой фонд мировой поэзии.

Для самурая нет ничего, что стояло бы выше исполнения долга и верности своему господину, а ради исполнения долга он готов пожертвовать жизнью.

СЛАБАКИ-МАЛОЕЖКИ

Искусству самураев посвящены многочисленные выставки, где можно посмотреть оружие, доспехи, произведения декоративно-прикладного искусства, гравюры, кимоно, предметы быта.

Наибольшей популярностью у посетителей пользуются экспозиции, посвященные периодам Муромати (1333–1573) и Эдо (1603–1868). Они выступают наглядным свидетельством духовных и материальных ценностей самураев, их идеалов и пристрастий, эстетических вкусов, повседневных занятий, отношения к творческой изобретательности – то есть всего того, что явилось отражением особого образа жизни самурая, называемого «Путь воина».

Анализ доспехов периода Муромати показывает, что самураи имели преимущественно низкий рост – в среднем метра полтора. Это объясняется тем, что в рассматриваемый исторический период основной сельскохозяйственной культурой был рис, а в Японии он часто не успевал созревать. Соответственно рис употребляли в пищу незрелым, из-за чего калорийные качества были низкими. Мясо и рыбу японцы почти не ели, домашние животные в основном использовались в качестве тягловой силы для земледелия.

Доспехи периода Муромати не идут ни в какое сравнение с латами европейских рыцарей. По общей массе первые уступают в несколько раз. Самурайские доспехи изготавливали из множества пластин, плотно пришнурованных друг к другу; кольчуг не было. Подобная экипировка не полностью закрывала тело воина. Отсутствие защиты спины создавало проблемы, в том числе «разгрузки» (спереди навешано гораздо больше, чем сзади). Поскольку японцы того времени были низкорослы и слабы, они попросту не смогли бы носить европейские доспехи и управляться с тяжелыми мечами.

РИТУАЛЬНЫЕ ПОЕДИНКИ

Когда случались междоусобные войны между феодалами, они часто сводились к турнирам отдельных воинов. «Генеральное сражение» выглядело следующим образом. Дружины выстраивались один перед другим. Поочередно с той и другой стороны выходили воины для боя один на один.

В ходе сражения тому и другому войску «начислялись баллы». Когда преимущество одной из дружин становилось очевидным, «генеральное сражение» прекращалось, и дружины расходились восвояси. Мир заключался на условиях победителя.

По мере развития техники ведения поединка стали довольно частыми случаи, когда в паре воины бились довольно долго, отбивая удары противника и нанося ему свои, которые, в свою очередь, тоже парировались.

Бой сильно затягивался, и на первый план выходили выносливость, расчетливость и правильная оценка противника. Стар он или молод? Опытен или новичок? Подобная информация становилась крайне важной, чтобы выбрать верную тактику боя.

ОБМАНУТЬ – ЗНАЧИТ ПОБЕДИТЬ

Чтобы предотвратить передачу врагу ценной информации подобного рода, стали использовать маски-шлемы. Получается, что в отличие от европейского шлема едва ли не основной функцией самурайского боевого головного убора была не защита головы, а маскировка – сокрытие возраста, навыков и физического состояния.

По мере развития данного направления самураи стали придумывать способы не просто скрыть от противника информацию. Яркий внешний образ помогал отвлечь внимание от чего-то, что могло выдать состояние оппонента.

Постепенно художественное оформление вышло на передний план. Тем более что большинство самураев не работали, и в мирное время им нужно было чем-то заниматься. Говорят, что по стилю каллиграфии воина можно было предугадать его манеру ведения боя.

ЖИТЬ, КАК БУДТО ТЫ УЖЕ МЕРТВ

К середине XV века появился новый тип князей, сочетавших в себе основанную на должностных правах власть и военно-экономическое могущество. Они содержали многотысячные армии.

Постепенно все больше японцев становились самураями. Многие производительным трудом не занимались, по факту паразитировали в обществе. Содержание множества самураев (одно время ими было до 20% мужского населения) давало сильную нагрузку на экономику, разоряло домохозяйства, что приводило к крестьянским восстаниям.

По мере того как складывались и ширились династии самураев, помещики стали всецело полагаться на них. А крестьян полностью лишили права на самооборону. Императорским указом от 1588 года простолюдинам было строго запрещено владеть оружием. Началась так называемая «охота за мечами», в ходе которой крестьян полностью разоружили.

Изменения в общественном строе отражались и на заповедях правящего сословия. Вышел трактат о кодексе чести самурая под названием «Хагакурэ» (1659–1719). С тех пор самурайство трактуется как «путь смерти», наставляет воина «жить так, как будто ты уже мертв». Согласно «Хагакурэ», самурай готов умереть в любой момент во имя сохранения чести воина.

ПАРАЗИТЫ И КАРАТЕЛИ

Со временем сёгунат пришел в упадок, больше власти на местах получили военные губернаторы. Постепенно они набрали такую силу, что стали править на подопечной территории самостоятельно. Страна снова погрузилась в междоусобные войны.

Однако в начале XVII века власть снова централизовалась в единый сёгунат Токугава, просуществовавший пару веков. Внутренние вооруженные конфликты между феодалами сошли на нет, а сословие самураев получило четкое оформление.

Кодекс поведения самурая («Бусидо») проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти. Выделилась группа «хатамото» – наместников в личных владениях сёгуна. Остальная же масса самураев осталась в подчинении поместных князей – даймё, причем они не имели своей земли и жили на жалование рисом.

Прекращение междоусобных войн привело к тому, что отряды профессиональных военных и слуг каждого господина использовались главным образом для подавления крестьянских восстаний. Законодательство Токугава разрешало самураю безнаказанно убивать на месте «простолюдина, который неприличествующим образом ведет себя по отношению к членам военного класса».

УПАДОК

Начиная с середины XVIII века отмечалось ускоренное развитие мануфактурного производства. Усиливалось влияние городской буржуазии, а необходимость содержать профессиональных воинов постепенно снижалась. Шло сокращение числа самураев (деклассирование), а само сословие приходило в упадок.

Долгое время жившая обособленно от остального мира, Япония испытала шок, когда к ее берегам стали доплывать португальские и испанские корабли. Европейцы имели огнестрельное оружие, длинные копья, тяжелые мечи и сабли, прочные доспехи. В военном отношении самураи не представляли для них никакой угрозы.

В случае необходимости воздействия на японские власти испанцы и португальцы действовали пушечным огнем с кораблей, а затем высаживали на берег отряды десантников, действовавшие по единому плану и под единым командованием.

Тем не менее порой случалось нечто отдаленно напоминающее рыцарские турниры. Находясь в сильном похмелье, конкистадор мог поссориться с самураем и принять его вызов. Как правило, бой был скоротечным: самурай не выдерживал даже одного-двух ударов.

На трезвую голову конкистадоры японцев не убивали. Сам факт выхода на поединок с низкорослым и слабым самураем был чреват позором среди друзей из числа соотечественников. Так сегодня здоровый и сильный мужчина не станет избивать подростка.

БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Революция Мейдзи, свершившаяся в 1868 году, позволила провести комплекс политических, военных и социально-экономических реформ. Главным в них был переход от самурайской системы управления в лице сёгуната к прямому императорскому правлению. Свое значение имела и усиленная ассимиляция айнов, которые к тому времени фактически жили на положении рабов.

Процесс реформирования, продолжавшийся до 1889 года, превратил некогда отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира. Самураи, правившие страной с 1192 года, теперь оказывались не у дел. Многие искали выхода в традиционных духовных ценностях: философии, церемониях, живописи, гравюре, изящной словесности.

Принятие аграрных законов 1872–1873 годов выделило из самураев так называемых «новых помещиков». А остальные становились чиновниками либо офицерами армии и флота, которые теперь строились по европейскому образцу.

Кодекс «Бусидо» получил новое звучание: прославление самурайской доблести и традиций среди солдат и офицеров регулярной армии. В результате процесс привел к формированию идеологии японского милитаризма, конец которой пришел лишь с поражением Японии во Второй мировой войне. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Германский взгляд на оперативное мышление НАТО

Германский взгляд на оперативное мышление НАТО

Василий Белозеров

России приходится считаться с существованием Североатлантического альянса

0
728
Обстановка в Косово накаляется

Обстановка в Косово накаляется

Анатолий Исаенко

ООН выражает озабоченность, Сербия и Россия не признают независимость края

0
1082
Как наступил перелом в битве за Сталинград

Как наступил перелом в битве за Сталинград

Сергей Самарин

Продвижение вермахта остановил приказ Сталина «Ни шагу назад!»

0
1242
Век императриц: победы в боях и на паркете

Век императриц: победы в боях и на паркете

Юрий Юдин

Жизнь и военная служба в анекдотах

0
740

Другие новости