0
2691
Газета История Интернет-версия

24.11.2022 20:33:00

Как советский Урал победил германский Рур

Памяти Семена Гинзбурга, выдающегося военного строителя

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, профессор.

Тэги: история, ссср, великая отечественная война, промышленность, строительство, урал, семен гинзбург


narkom-t.jpg
Семен Захарович Гинзбург
Журнал "Огонек" №2, 1938
В ноябре нынешнего года исполняется 125 со дня рождения Семена Захаровича Гинзбурга (1897–1993) – уроженца Минска, одного из легендарных сталинских наркомов.

Семен Гинзбург встретил Великую Отечественную уже будучи народным комиссаром по строительству. Не прошло и десяти дней с начала войны, как в Государственный комитет обороны (ГКО) поступило письмо Гинзбурга, в котором он предлагал создать на базе действующих трестов особых строительно-монтажных частей – ОСМЧ для выполнения срочных правительственных заданий по развертыванию эвакуированных заводов, сооружению оборонительных рубежей, а также восстановлению объектов, пострадавших от войны. «Будучи высокомобильными организациями, ОСМЧ по мере необходимости могли бы перебазироваться с одних строек на другие, – писал Гинзбург. – Вся их деятельность должна основываться на строгой военной дисциплине и оперативности». Члены ГКО единодушно поддержали наркома.

Уже с 8 июля 1941 года вне подчиненных Гинзбургу ОСМЧ находилось менее одной десятой предприятий строительной отрасли. Главную роль в обеспечении работы оборонно-промышленного комплекса СССР сыграли порядка сотни ОСМЧ. Каждая насчитывала около четырех тысяч строителей и монтажников. Конечно, невозможно полностью исключить и вхождение в состав ОСМЧ рабочих батальонов. Такое имело место не раз и не два, но все же достаточно редко.

Первое направление работы ОСМЧ – перемещение гигантских производительных сил. Весь цикл включал демонтаж предприятия, установку оборудования в конечном пункте эвакуации и сдачу объекта под ключ, чтобы сразу же начать работать. Второе направление – строительство новых объектов в тыловой зоне. Третье – возвращение к жизни того, что было разрушено войной.

Руководимый Гинзбургом наркомат находился на Урале. И это не случайно. В соперничестве военно-промышленных комплексов решающие аргументы были за советским Уралом и германским Руром. И Гинзбург делал все, чтобы победил Урал. То, что там делали монтажники и строители, казалось фантастикой.

Например, всего за два с половиной месяца был построен Чебаркульский металлургический завод. Как базовое использовалось оборудование завода «Электросталь», эвакуированного из Подмосковья. С пуском завода была ликвидирована нехватка коленчатых валов и шатунов для нужд военной авиации.

Грандиозным событием стало появление Челябинского трубопрокатного завода. И здесь период от начала строительства до сдачи важнейших объектов был в разы короче по сравнению с мировой практикой. А ведь это мартеновский цех, два трубопрокатных стана и другое сложное производство. Потрясает показатель среднемесячной производительности одного рабочего. Он равнялся 12 т конструкций. В нынешней России – втрое меньше.

Под пристальным контролем наркома сооружалась домна № 5 на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК). Работы завершались в разгар Сталинградской битвы. ММК стал одним из главных поставщиков броневой стали для нужд РККА, сделав неотъемлемым элементом производственного процесса прокатку листа.

Чуть более полугода понадобилось строителям, чтобы на Чусовском металлургическом заводе (ЧМЗ) появилась доменная печь № 2-бис, что позволило втрое увеличить выплавку чугуна. С ЧМЗ прямиком на танковые заводы поставлялся броневой лист. Быстро увеличивавшиеся производственные площади позволили расширить ассортимент. Принципиально новая продукция помогала надежному функционированию бесствольных систем полевой реактивной артиллерии, повышению эффективности противотанковых пушек.

Рука наркома чувствовалась не только на Урале, но и в масштабах страны. Гинзбург подтверждал свою репутацию и там, где до фронта было рукой подать. Например, остро стоял вопрос о снабжении блокадного Ленинграда горючим. Было принято беспрецедентное решение – проложить бензопровод по дну Ладожского озера. Строительные и монтажные работы заняли всего 50 дней.

Еще до коренного перелома в ходе войны нарком мог записать в свой актив реэвакуацию и восстановление ряда важнейших объектов. Наиболее значимыми были шахты Подмосковного угольного бассейна, Ступинский металлургический завод, Электростальский завод тяжелого машиностроения. Этот период отмечен также восстановлением объектов в Сталинграде. Затем Гинзбург успешно решал задачи по реконструкции Горьковского автомобильного завода, группы ярославских предприятий резиновой и каучуковой промышленности.

После Курской битвы нарком оперативно решает вопросы на украинском направлении. До войны здесь находился костяк производственных предприятий Наркомстроя СССР, и Гинзбург добивается, чтобы эти предприятия в кратчайшие сроки заработали на полную мощность. Потом были Запорожский промышленный узел, Днепрогэс.

Спустя много лет Гинзбург вспоминал: «Продолжалась война, требовавшая громадного напряжения сил, но мы понимали, что должны работать над завтрашним днем строительства... Успех достигнут в значительной мере благодаря тому, что мы смело порвали со многими консервативными методами в строительстве, что передовая техническая мысль наших инженерных кадров упорно искала и находила новые решения, которые помогли нам преодолеть трудности военного времени».

Семен Гинзбург продолжал развивать военно-строительную отрасль и после Великой Отечественной. Особенно в 1946–1947 годах, когда он занимал пост министра строительства военных и военно-морских предприятий СССР.

Заслуги Семена Гинзбурга были высоко оценены государством. Его грудь украшали пять орденов Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции и Дружбы народов. Признание со стороны научного сообщества выразилось в избрании его действительным членом Академии строительства и архитектуры СССР. 

Брест


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Казахстан развивает степную демократию

Казахстан развивает степную демократию

Виктория Панфилова

Инициативу Токаева о модификации герба раскритиковали и предложили заменить коней на ирбиса

0
2326
Материал будущего для стройки

Материал будущего для стройки

Виталий Барсуков

Алюминиевая отрасль предложила новый продукт для стройкомплекса

0
2787
И каждый из нас стал тих

И каждый из нас стал тих

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

К 65-летию поэта и трибуна Всеволода Емелина

0
4047
Зачем химику Кант

Зачем химику Кант

Андрей Мартынов

О философии вне философии

0
1238

Другие новости