0
4736
Газета История Интернет-версия

24.11.2022 20:31:00

Не братоубийство, а гражданская война

Объективную историю России еще предстоит написать

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: история, россия, ссср, гражданская война


история, россия, ссср, гражданская война При советском строе матрос Железняк и его соратники были героями, а сегодня отдельные историки выдают их за бандитов. Репродукция картины «Бронепоезд под командованием матроса Железнякова А.Г.». 1917–1919 гг. МКУ «Еланский историко-краеведческий музей»

Встреча президента России Владимира Путина с историками и религиозными деятелями прошла в московском Манеже. Глава государства сказал: «История нашей страны непрерывна... Мы должны рассматривать ее в целом, со всеми порой крайне сложными и даже противоречивыми периодами. Для государства, власти, общества, граждан крайне важны объективные, полные знания о нашем прошлом… Ведь отечественная история, культура – это база национальной идентичности, нашего менталитета, традиционных ценностей, воспитания подрастающих поколений и, что крайне важно, основа российской государственности».

О РАЗНОВИДНОСТЯХ ЛЖИ

В чем разница между обычной и наглой ложью? Ложь обычная – когда власть скрывает от народа в спецхранах важные документы и найденные археологами артефакты. Так страна и весь мир находятся в неведении относительно событий прошлого. А наглая ложь – когда власть объявляет, что дважды два пять, а всех инакомыслящих отправляет куда следует. Пример: 11 марта 1801 года гвардейцы убили императора Павла I. Кто его убил и как, знали все образованные россияне. Тем не менее убийство было засекречено, а официально объявлено, что Павел I «скончался от апоплексического удара». 104 года в российских светских салонах, студенческих аудиториях и на кухнях обывателей смеялись над секретом Полишинеля. А выражение «апоплексический удар табакеркой» стало фразеологизмом.

Потребовалась революция 1905 года, чтобы Николай II признал факт убийства Павла. Кстати, этот монарх очень любил Павла и открыто признавался в неприязни к Петру Великому. Оценка деяний наших правителей должна происходить по единому стандарту: польза для России. А личная жизнь или соблюдение «прав человека» должны отойти на задний план. Иначе Петр I станет садистом, а Екатерина II – потаскушкой.

Но Полтава, строительство Петербурга и Балтийского флота на весах истории перевесят массовые казни Петра и даже катание его на свиньях. А Екатерина вернула России Правобережную Украину, присоединила Крым и Новороссию, построила десятки больших городов и Черноморский флот. Так что темы садизма первого и похотливости второй следует отдать беллетристам. Повторяю: отдать беллетристам, но никак не засекречивать.

О МОНУМЕНТАХ И ПЕРЕГИБАХ

Об ошибках правителей можно и нужно писать. Это прекрасно понимают в Китае: «В деятельности товарища Мао было 70% правильного и 30% ошибок». И по всему Китаю продолжают стоять памятники Мао.

Сразу после отречения Николая II началось уничтожение символов самодержавия – гербов с двуглавыми орлами, памятников царям и генералам и т.п. Большевики, придя к власти, решили кардинально переписать всю русскую историю.

Нарком просвещения Анатолий Луначарский, выступая в сентябре 1918 года перед учителями, заявил: «Преподавание истории в направлении создания народной гордости, рационального чувства должно быть отброшено; преподавание истории, жаждущей в примерах прошлого найти хорошие образцы для подражания, должно быть отброшено».

Советский поэт Джек Алтаузен писал:

Я предлагаю Минина расплавить,

Пожарского. Зачем им пьедестал?

Довольно нам двух лавочников славить,

Их за прилавками Октябрь застал.

Случайно им мы не свернули шею.

Я знаю, это было бы под стать.

Подумаешь, они спасли Расею!

А может, лучше было б не спасать?

Вообще-то подобное свойственно всем революциям. Разрушая прогнивший режим, революционеры входят в экстаз. Вспомним про Великую французскую революцию 1789 года – там все было куда круче. Большевики хоть не додумались до культа «великого разума» и не так нещадно реформировали календарь.

В 1793 году толпа санкюлотов ворвалась в аббатство Сен-Дени, где покоились французские монархи. Первой вскрыли могилу Генриха IV. Ему оторвали голову и стали играть ею в мяч. А потом кто-то забрал ее в качестве сувенира. Нашли череп только в 2010 году. Принадлежность его королю была подтверждена экспертизами.

Но время революционных перегибов во Франции быстро прошло. И в середине XIX века по всей стране спокойно стояли памятники и Генриху IV, и Наполеону.

Отношение Франции к своей истории иллюстрируют названия боевых кораблей: линкоры «Республика», «Наполеон», «Дантон», «Мирабо». А с другой стороны – линкор «Ришелье», броненосцы «Карл Великий», «Анри IV» и др. Причем монархические и республиканские названия чередовались, и не было ни одного переименования – как у нас, когда крейсер «Молотов» в 1957 году переименовали в «Славу». Моряки-черноморцы хохотали: «Вячеслава Михайловича разжаловали в Славу».

В СССР в 1930-х годах перегибы тоже частично ликвидировали. Вот, к примеру, отношение к Петру Великому. В 1918 году группа леваков убрала памятник Петру в Петрозаводске. В 1930-х годах убрали леваков, а памятник вернули. В ноябре 1941 года финны заняли Петрозаводск и опять сбросили Петра с пьедестала. Финнов выгнали, а памятник вернули на место.

А в Выборге в 1918 и 1941 годах финны дважды сбрасывали Петра с пьедестала. В 1940 и 1944 годах финнов вышибали из Выборга и вновь ставили Петра на пьедестал.

Думается, если бы в 1910-х годах Алексей Толстой написал роман «Петр Первый», а режиссер Владимир Петров снял одноименный фильм, то Николай II их бы запретил.

О БРАТСКОЙ ЛЮБВИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Искажение истории дорого обходится России. Пример – трактовка Гражданской войны. 70 лет большевики утверждали, что Гражданская война – это борьба классов. А теперь либеральные политики и профессора называют ее «братоубийственной войной».

Любопытный перл: «Никакая гражданская война невозможна без предваряющей ее потери национального чувства единства, взаимной любви и ощущения ценности национальной целостности и мировоззренческой идентичности». Жаль, что этих строк не читали французы. Вот бы они потешились. Французские и русские аристократы в течение 500 лет считали крестьян своими братьями. Бояре и дворяне по-братски 500 лет жили за счет крестьян, секли их, насиловали их жен и дочерей.

Ну а после 1861 года русские помещики стали паразитами вдвойне. Они жили за счет труда батраков, обрабатывавших их земли. И если бы Александр III и Николай II не влезали в рыночные отношения в деревне, то капитализм уже к 1905 году выставил бы из барских усадеб 95% помещиков.

Но цари поддерживали помещиков на плаву. В 1885 году Александр III учредил Дворянский земельный банк – только для потомственных дворян. Субсидировался банк за счет госбюджета. Помещики получали ссуды в размере 75% стоимости их поместий, пусть даже заложенных или перезаложенных в другом банке. Ох, с каким удовольствием я заложил бы сейчас все свое имущество на 66 лет – а потом мои правнуки отказались бы от наследства!

Александр III и Николай II щедро дарили помещикам суммы от 50 до 500 тыс. руб. Промотавшийся помещик обращался к царю, помещица – к царице. Формально деньги давались из личных средств императора. Но затем в течение недели министр финансов был обязан возместить эту сумму из какой-либо статьи бюджета.

Я примерно подсчитал, сколько средств шло на содержание и охрану царя и великих князей. Получилась сумма, соразмерная с расходами на содержание Черноморского флота в 1894–1904 годах. Для Николая II было построено четыре трехэтажных дворца – два в Ялте и по одному в Беловежской пуще и Петергофе. Царь хвалился, что у него в личном пользовании свыше 50 автомобилей. Морских яхт у него было больше, чем у всех монархов Европы, вместе взятых. Для царя строились специальные железные дороги, по которым ездил он один.

О СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И ВОЖДЕ ПРОЛЕТАРИАТА

Так что, Гражданская война была формой классовой борьбы? И начали ее большевики? Летом 1915 года Ленин написал брошюру «Социализм и война», где выдвинул лозунг превращения империалистической войны в гражданскую. Но советские историки признавали, что брошюра «попала в Россию в очень ограниченном количестве». А чем далее занялся Ленин? Весь 1916-й и два месяца 1917 года он писал статьи о рабочем движении в Западной Европе – и ни одной статьи о России. Даже в переписке ничего не писал о предстоящей революции. О свержении самодержавия и приходе к власти Временного правительства Ленин узнал из швейцарских газет.

1 марта 1917 года в Петрограде создан Совет рабочих и солдатских депутатов, причем без единого большевика. 3–4 марта в Кронштадте матросы убили около 200 офицеров вместе с командующим Балтфлотом адмиралом Непениным. А затем установили советскую власть. Задолго до Октябрьской революции вся власть в Кронштадте была в руках Совета матросских, солдатских и рабочих депутатов. Он взял под контроль все заводы и мастерские на острове, ввел восьмичасовой рабочий день, отделил церковь от государства и т.д. А вождь мирового пролетариата? Он еще в Цюрихе и не в курсе кронштадтских дел.

9 апреля Владимир Ильич в числе 29 эмигрантов садится в «пломбированный вагон». Среди его попутчиков – представители разных движений, включая Анжелику Балабанову, которая с 1904 года была близкой подругой Бенито Муссолини.

Проезд через Германию – настоящая измена? Да нет, это рутинное дело. Скажем, в 1915 году через Германию и Швецию проехал член Государственного совета профессор Максим Ковалевский. В Петрограде его ожидала торжественная встреча, в которой принял участие Павел Милюков.

Через 20 дней после отъезда Ленина в поезд в Цюрихе сел лидер меньшевиков Юлий Мартов и тоже поехал в Петроград через Германию. Но Мартова никто не обвинял в измене.

И вот Ленин пересекает шведско-русскую границу в Торнео. И кто его встретил? Офицеры британской разведки. Они не только обыскали приехавших, но даже при досмотре раздели Ильича. Спецоперация МИ-6 против вождя мирового пролетариата? Нет, опять рутина. Николай II давно согласился на контроль британской разведкой всех въезжающих в Россию – русских и иностранцев.

О ЧЕТЫРЕХ ВОЙНАХ ПОД ВЫВЕСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ

С 1991 года у нас возводят на пьедестал командующих белыми армиями – Колчака, Деникина, Врангеля. И даже ставят им памятники.

Но Западнорусской добровольческой армии и ее командующему генерал-лейтенанту Авалову не повезло. Под командованием князя Авалова было 50 тыс. солдат и 140 самолетов. Для сравнения: у барона Врангеля – тоже около 50 тыс. солдат и 34 аэроплана. Но Врангель был всегда в почете и у большевиков, и у либералов. Первые именовали его «черным бароном», а вторые – «героем России». А князя Авалова приказано забыть. И все потому, что барон воевал с большевиками, а князю заниматься этим было недосуг. Он бил эстонских и латышских националистов и поддерживавших их англичан и французов. Потому деяния барона при желании можно подогнать как под классовую борьбу, так и под братоубийственную войну. А как же Западнорусская армия? Где у нее классовая ненависть или братская любовь к эстонцам или англичанам? Князь Авалов не вписывается ни в большевистские, ни в либеральные сказки.

И он такой не один. Неужели Украинская Народная Республика вела классовую борьбу с поляками? А как насчет десятка мелких войн на Кавказе между азербайджанцами, армянами, грузинами, осетинами, абхазами и турками в 1918–1921 годах? У них что – классовая борьба или братоубийственная война?

На самом деле в 1917–1922 годах в России шли четыре (!) войны:

1. Крестьянская война, начатая еще весной 1917 года. К 7 ноября 1917 года большая часть помещичьих земель была отнята крестьянами, а усадьбы – сожжены. В 1918–1921 годах крестьяне с переменным успехом воевали как с белыми, так и с красными.

2. Война национальных окраин за расчленение России. К 7 ноября 1917 года националисты поставили под ружье до миллиона человек.

3. Война интервентов за расчленение России и создание на ее территории «незалежных» государств. Кроме того, интервенция была классическим «походом за зипунами». Все белогвардейские армии формировались на территориях, занятых интервентами.

4. Война белых и красных.

Почему белые только на четвертом месте? Элементарная статистика. Максимальное число солдат во всех белых армиях, вместе взятых, в любой момент Гражданской войны не превышало 300 тыс. человек. А в Красной армии весной 1919 года было 3 млн человек, а весной 1920-го – 5 млн.

В апреле–ноябре 1920 года против Врангеля действовало от 70 тыс. до 150 тыс. красноармейцев. А где же остальные? Воевали с финнами в Карелии, стояли в «завесах» на границе с прибалтийскими лимитрофами. На Западном фронте воевали с польской армией, в Закавказье – с грузинами, в Средней Азии – с басмачами. А на Дальнем Востоке шла война с японской армией. По моим подсчетам, в боях белых с красными с обеих сторон убито около 15% всех погибших в Гражданскую.

Все это было известно и ранее и по фрагментам никем и никогда не оспаривалось. А собранное вместе – приговор теориям о классовой борьбе и «братоубийственной» войне.

В заключение хочется пожелать, чтобы двадцатитомная история России не делалась келейно, как при большевиках и либералах. Подготовили раздел – выставляйте в интернет на всеобщее обсуждение. Иначе этот двадцатитомник послужит не делу единения, а дестабилизации общества.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В начале были реки

В начале были реки

Отечественное судоходство от Петра Великого и далее

0
707
Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
538
Современник и даже соучастник

Современник и даже соучастник

Юморист и биограф Александр Хорт дотошно и подробно изучил творческий и жизненный путь Надежды Тэффи

0
641
А из нашего окна…

А из нашего окна…

История восьми романов литераторов с Москвой

0
190

Другие новости