Для снабжения действующей армии использовался гужевой транспорт. Фото © РИА Новости
Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года с наших тяжелых поражений, но закончилась 2 февраля 1943-го полной победой Красной армии, разгромом и капитуляцией фашистских войск, государственным трауром в Германии.
ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА
После зимней победы под Москвой весной и летом 1942-го последовал ряд поражений советских войск, особенно тяжелых под Харьковом и в Крыму. В Новгородской области, в Демянске немцы успешно деблокировали свою 100-тысячную группировку. Но даже в этой их победе, как оказалось, сидел росток будущего сталинградского разгрома.
Главные цели летнего наступления Германии – северокавказская, затем бакинская нефть. Другая цель – Сталинград, крупный промышленный центр со знаменитым тракторным, то есть танковым заводом. Важным было и стратегическое положение: один бросок от Сталинграда на Ростов сразу отсекал всю кавказскую группировку немцев. Имя Сталина, носимое городом, тоже упоминалось как идеологическая цель.
Знаменитый приказ № 227 («Ни шагу назад!») помог вернуть дисциплину в РККА, замедлить отступление и остановить его. Но – уже в Сталинграде.
23 августа 4-й флот люфтваффе провел разрушительную бомбардировку города: убито более 90 тыс. человек, уничтожено более половины зданий. В 16.00 ударная группировка немцев прорвалась к Волге, к вечеру немцы подошли к Сталинградскому тракторному. Танки здесь выпускались, даже когда на заводе шли бои. Несколько раз немцев отражали выходившие из ворот цеха танки без боекомплекта и экипажа – в них сидели только заводские механики.
Сражение на руинах Сталинграда стало самым ожесточенным в истории войн. Бои за «дом сержанта Павлова» шли 58 дней и обошлись немцам стократно дороже, чем захват всей Дании. Часто противников разделяла стена, этаж, лестничная площадка.
ОКРУЖЕНИЕ И РАЗГРОМ
Невероятный героизм советских солдат приковал 6-ю армию к руинам Сталинграда, позволив нашей Ставке собрать резервы и разработать план выдающейся операции. Решающая заслуга в ее разработке принадлежит маршалам Жукову и Василевскому.
Контрнаступление стало неожиданным для немцев, отупело считавших метры до Волги и дни до окончательной победы в Сталинграде.
Мощная артподготовка 19 ноября перевернула страницу истории. К исходу первых суток наши войска вклинились во вражескую оборону на 30 километров. 23 ноября Сталинградский и Юго-Западный фронты замкнули кольцо окружения, 330 тыс. гитлеровцев оказались в котле.
И тут немцев подвел пример их весенней удачи. Окруженная под Демянском их группировка успешно снабжалась по воздушному мосту. Паулюсу приказали оставаться в Сталинграде, ожидая налаживания воздушного моста и прорыва извне. Но немцы не учли нашу способность быстро учиться на ошибках. Действиями советских 8-й, 16-й и 17-й воздушных армий вражеский авиамост был подорван.
10 января началась операция «Кольцо». Донской фронт генерала Рокоссовского рассекал и уничтожал окруженную группировку Паулюса. Силы Сталинградского фронта генерала Еременко и Юго-Западного фронта генерала Ватутина защищали внешний обвод «кольца». 2 февраля состоялась историческая капитуляция.
ЗАРУБЕЖНЫЕ БОЛЕЛЬЩИКИ
Мировой резонанс был огромен. Французский писатель Жан Ришар-Блок утешал своих земляков по радио: «Парижане! Первых трех дивизий, которые проникли в Париж в июне 1940 года и осквернили нашу столицу, трех немецких дивизий – 100-й, 130-й и 295-й – не существует больше! Они уничтожены под Сталинградом! Русские отомстили за Париж!»
Бельгийское правительство, тоже в изгнании, вещало: «6-я армия исчезла под Сталинградом, взятие которого было хвастливо обещано Гитлером. У бельгийцев есть особая причина радоваться ее уничтожению: именно этой армии было поручено вторгнуться в их страну… Теперь они лежат под русскими снегами за тысячи миль от наших границ».
Восторженные телеграммы от Рузвельта, «Меч почета» от британского короля и арии «евроболельщиков» можно вспоминать долго. Но интереснее другое поздравление. 7 ноября 1942 года пришла телеграмма из Китая от Мао Цзэдуна:
«С большой радостью приветствую годовщину Октября. Я уверен, эта годовщина явится поворотным пунктом... Красная армия в боях под Сталинградом показала всему миру образцы народного героизма... Победа над фашизмом является делом не только определенным, но и недалеким. Задача китайского народа в том, чтобы напрячь все усилия и разбить японский фашизм».
Написано это было за 12 дней до исторического контрнаступления.
ПОДВИГ ПУТЕЙЦЕВ
Огромную роль в Великой Отечественной войне сыграли советские путейцы, транспортная сфера. Их подвиг 1941 года – эвакуация советской промышленности – стал самым первым стратегическим поражением Германии, крахом плана «Барбаросса». Ведь этот план включал захват или уничтожение промышленных предприятий запада СССР. Но эти предприятия, вывезенные на восток, заработали уже на рубеже 1941–42 годов и стали полным опровержением гитлеровского плана.
Если быстрая доставка на фронт огромного количества войск, вооружения, боеприпасов в определенной мере была «штатной задачей», то беспрецедентная эвакуация на Восток почти трети страны, да еще в условиях вражеского господства в воздухе, не предполагалась никакими мобилизационными планами.
Вячеслав Молотов писал: «Из подвигов советского народа особо выделяется беспримерный подвиг в мировой истории. Эвакуация! На сотни и тысячи километров, в ужасных условиях, удалось быстро переместить в тыл фактически целую промышленную страну, миллионные массы людей… Где это еще могло быть возможным? Только у нас и благодаря советским железнодорожникам!»
На долю железнодорожного транспорта пришлось во время войны 83,8% всех перевозок, в том числе 70,5% воинских. В феврале 1942 года в составе Государственного комитета обороны (ГКО) был образован транспортный комитет, а Центральное управление военных сообщений выполняло функции штаба этого комитета.
На железных дорогах стали практиковать одностороннее движение, пакетный график движения, сдваивание составов, метод «живой блокировки» на перегонах, пропуск поездов с ходу через загруженные станции либо в обход их. Если до войны паровозная бригада обычно водила эшелоны на определенном участке (плече), то в военное время она сопровождала поезд до места назначения. Машинисты водили эшелоны за тысячи километров, месяцами находясь в дороге.
В связи с эвакуацией части железнодорожных предприятий и переводом их на выпуск оборонной продукции сократился выпуск паровозов из капремонта. Ремонт стали производить не по плану, а по фактическому состоянию. Участие железнодорожников в боевых действиях вызвало большие потери квалифицированных специалистов. Их заменяли порой женщины и подростки, обучаясь прямо на рабочих местах.
Вместе с ходом войны изменялись и задачи советских путейцев. 3 января 1942 года для развития контрнаступления под Москвой ГКО принял постановление «О восстановлении железных дорог». В составе Наркомата путей сообщения (НКПС) создали Главное управление военно-восстановительных работ. Личный состав спецформирований НКПС был переведен на военное положение. Темпы работ были ускорены. Всего в 1942 году восстановлено 4012 км главного пути и 607 км вторых путей.
СПАСИТЕЛЬНАЯ РОКАДА
В битве под Сталинградом огромную роль сыграло форсированное строительство железных дорог стратегических направлений. В их числе знаменитая Волжская рокада: линия Свияжск-Сызрань-Саратов-Сталинград.
Рокада (от фр. rocade «объездная дорога») – железная дорога, проложенная параллельно линии фронта для перегруппировки войск и их снабжения. К лету 1942 года все железные дороги к Сталинграду на правом берегу Волги были перерезаны и строительство рокады стало жизненно необходимым.
Волжская рокада, уникальная в истории войн по протяженности (978 км) и по скорости строительства (шесть месяцев), сначала обеспечила эвакуацию населения и промышленности из Сталинграда, а затем служила для переброски и сосредоточения войск, боеприпасов, техники. Пропускная способность ее достигла 22 пар поездов в сутки.
На первом этапе было вывезено 30 тыс. вагонов зерна и 26 тыс. вагонов с заводским оборудованием, ранеными, беженцами, спасено 400 тыс. человек. На втором этапе, как писал маршал Жуков, «Волжская рокада обеспечила резервами и вооружением всю Сталинградскую битву». С 1 июля 1942-го по 1 января 1943-го было доставлено 3269 оперативных и 1052 снабженческих эшелонов: в среднем 1099 вагонов в день.
Возглавил строительство рокады генерал-майор Федор Гвоздевский. После назначения начальником управления Волгожелдорстроя он определил оптимальный вариант прокладки: вдоль долины реки Иловли и нескольких других рек. Так был минимизирован объем земляных работ, обеспечена заправка паровозов водой. А строила рокаду сформированная под Оренбургом 46-я железнодорожная бригада полковника Шишкина. Ее фронтовой путь прошел от Сталинграда через Донбасс, Польшу, Чехословакию, Венгрию, Германию.
С построенных до войны участков БАМ-Тында и ветки Известковая-Ургал снимали рельсы и мостовые фермы. Они легли на шпалы Волжской рокады. Вывозили и провода, телеграфные аппараты, семафоры. Открытие движения планировалось 1 декабря 1942-го, но первые поезда на отдельных участках пошли уже 11 сентября, а вся линия принята в эксплуатацию 1 ноября, через шесть месяцев после начала стройки.
Еще одно обстоятельство делало строительство рокады подвигом: непрерывные бомбежки, разрушавшие пути и здания. Всего за время битвы на железные дороги Сталинградского направления было совершено 60 тыс. вражеских налетов, сброшено более 90 тыс. бомб, разрушено 737 км главных и 500 км станционных путей. Но в ходе исторической битвы нашим войскам был доставлен требуемый объем грузов.
АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕ БЫЛО
Темы Сталинграда и транспортной сферы неожиданно сомкнулись, когда отмечался один из прошлых юбилеев великой битвы. Редакторы телепрограммы «Посткриптум» попросили меня ответить на гипотетический вопрос: каким был бы ход войны и мировой истории в случае сдачи Сталинграда? Интерес был вызван в основном зарубежной аудиторией: там много любителей альтернативной истории. В интернете тоже немало альтернативных изысков, карт и схем – было бы время читать.
Но исходный аргумент и альтернативщиков, и серьезных экспертов вполне реален: сдача Сталинграда означала перерезание Волги, единственной (нефтепроводов не было) линии снабжения нефтью. Что в тогдашней «войне моторов» означало поражение СССР.
Я привел одно веское свидетельство о степени решимости народа и планах правительства СССР в период Сталинградской битвы. По всему восточному берегу Волги рылись «нефтеямы»: рвы и запруды. Овраги замыкались земляными насыпями и заполнялись сырой нефтью.
Танкеров не хватало, и в районе Баку железнодорожные составы уходили в море и тянулись буксирами. Легкая нефть плюс сталь цистерн в сумме давали удельный вес, примерно равный воде Каспия. Полупогруженный состав тянули до Астрахани и вновь ставили на рельсы. Фото такого каравана в море мне передал директор Центрального музея железнодорожного транспорта Владимир Митиленко.
Экологический урон от приволжских «нефтеям», должно быть, превысил весь урон, понесенный Европой за годы «героического сопротивления» Гитлеру. Но это был реальный аргумент: капитуляция не планировалась и в случае отрезания от бакинской нефти.
Рассказ о цистернах в море и нефтеямах имел продолжение. В 2017 году я читал доклад на конференции в Белгородской области, на Прохоровском поле. Вели ее губернатор Евгений Савченко и сенатор Николай Рыжков, премьер эпохи СССР, а до того – гендиректор завода «Уралмаш». И на нефтяном сюжете меня неожиданно прервал Рыжков: «Не только на Волге устраивали нефтеямы! Мы в Свердловске только на субботниках в 1960-х годах ликвидировали одну такую прямо у нашего завода!»
Такой получился финальный штрих к Сталинградской битве и альтернативным историям.
комментарии(0)