0
7114
Газета История Интернет-версия

02.03.2023 17:49:00

Об Игоре Сикорском: мифы хороши, а правда лучше

Многие легенды о выдающемся авиаконструкторе не имеют оснований

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: сикорский, авиация, история, история авиации


сикорский, авиация, история, история авиации Легендарный самолет «Илья Муромец». Фото со страницы Музея авиации и космонавтики Сан-Диего в Flickr

25 мая 2019 года вся Украина торжественно отметила важную дату в своей истории – 130-летие со дня рождения Игоря Васильевича Сикорского. Президент Украины Владимир Зеленский заявил: «Ровно 130 лет назад в Киеве родился «отец вертолетов» – знаменитый украинец Игорь Сикорский. Он является блестящим примером инноватора. Уверен, что Сикорский всегда будет вдохновлять новых украинских изобретателей не только в Киевской политехнике (политехнический институт), которая носит его имя, но и по всей Украине, которая ежегодно обогащает мир новыми талантами».

Это не первое подобное высказывание украинских политиков. Так, экс-президент страны Петр Порошенко называл авиаконструктора «выдающимся украинцем, который навсегда изменил мир авиации».

31 августа 2019 года в Киеве перед входом в аэропорт имени Игоря Сикорского мэр Виталий Кличко открыл памятник Игорю Сикорскому. Именем его названы Киевский политехнический институт и Авиакосмический музей. В октябре 2011 года в Киеве улица Танковая был переименована в улицу Сикорского. Есть улицы Сикорского и в ряде других городов, включая город Алешки Херсонской области, контролируемый российскими войсками.

Игорь Сикорский был щирым украинцем, в чем он сам в 1936 году признался в письме историку Василию Галичу: «Мой род чисто украинского происхождения, из села Киевской губернии, где мой прадед и прапрадед были священниками».

Эта фраза постоянно смакуется незалежными историками. А вот продолжение ее на Украине обычно не приводится: «Однако мы считаем себя по происхождению русскими, из определенной части России, рассматривая украинский народ как интегрированную часть России так же, как Техас или Луизиана являются интегрированной частью Соединенных Штатов».

ПОЧЕМУ ОН УЕХАЛ

Увы, российские историки-«наперсточники» могут дать фору киевским. Вот вам перл из российских СМИ за 17 марта 2022 года: «Игорь Сикорский – потерянный гений русского народа. Он покинул родину, поскольку его признали политическим предателем».

В Википедии указана причина отъезда Сикорского из России – якобы его предупредил «один большевик»: «Я видел приказ о вашем расстреле». Фамилия большевика не приводится.

А вот реальные факты. 18 февраля 1918 года Сикорский выехал через Мурманск в Лондон. К этому времени новообразованная ЧК еще никого не расстреливала, да и ни в какой антибольшевистской деятельности Сикорский замечен не был. Мало того, восемнадцатилетняя жена Сикорского Ольга, урожденная Симкович, связалась с большевиками и вскоре стала функционером среднего звена.

18 февраля 1918 года Игорь Сикорский бежит, бросив в Киеве своего тяжелобольного отца (он умрет через год) и беременную жену Ольгу. Через две недели после отъезда мужа Ольга родит дочь Татьяну.

Предположим, Сикорский ненавидел большевиков. Так почему бы ему не податься к Петлюре или Деникину? А в Архангельске его бы взяли «на ура» в «Британо-славянский воздушный корпус». Там состояли на вооружении новейшие английские самолеты, летавшие вдвое быстрее аппаратов Сикорского. А в тылу Деникина была и производственная база для конструирования и строительства самолетов, в том числе авиазаводы «Анатра» в Одессе и Симферополе.

Но Игорь Иванович мечтал о конструировании новых машин, о славе и деньгах. А воевать? К Сикорскому вполне подходит песенка из кинофильма «Корона Российской империи»:

«Извините, мсье конструктор, чем стареть,

Может, лучше за Россию умереть?

Ради чести и престижа, не шучу?»

Он ответил: «Что я, рыжий?

Не хочу!»

ЗНАМЕНИТЫЙ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»

Бесспорно, Сикорский был талантливым конструктором. Но его заслуги гиперболизированы конъюнктурщиками.

Первый самолет Сикорский построил в 1910 году. Это был биплан С-1 с двигателем всего в 15 лошадиных сил. А слава пришла к Игорю Ивановичу, когда 23 декабря 1913 года поднялся в воздух его четырехмоторный самолет «Илья Муромец».

Увы, это была лишь минутная слава. Деревянный биплан с четырьмя двигателями представлял собой тупиковую ветвь в развитии авиации. Магистральным направлением стали цельнометаллические монопланы Юнкерса 1915–1918 годов. По этому пути пошел и Туполев, создавший первый советский цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1.

«Илья Муромец» последнего выпуска (1916) имел взлетный вес 5500 кг, бомбовую нагрузку до 500 кг. Четыре мотора «Бедмор» мощностью по 160 л.с. каждый позволяли ему развивать максимальную скорость 130 км/ч. Дальность полета составляла 540 км.

Германский бомбардировщик «Linke-Hofmann» R1 имел взлетный вес 12 300 кг, бомбовую нагрузку 8 т, четыре мотора «Даймлер» по 260 л.с., максимальную скорость 132 км/ч.

В 1914–1917 годах было построено 66 самолетов «Илья Муромец» разных модификаций, из них военные приняли 61 аэроплан. Увы, только из-за технических неполадок вышли из строя и были списаны 20 машин.

С началом войны все «Муромцы» свели в Эскадру воздушных кораблей. Впервые «Муромцы» приняли участие в боях в 1915 году. Всего в 1915–1917 годах было совершено около 400 боевых вылетов, примерно по 10 вылетов в месяц.

Эскадра сбросила на неприятеля 65 т бомб. Много это или мало? Только одна германская КG3 (Kampfgeschwader – боевая эскадра), имевшая на вооружении двухмоторные бомбардировщики Gotha G.IV, в 1918 году совершила 22 ночных налета на Лондон, сбросив на город 85 т бомб.

БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА «МУРОМЦЕВ»

В 1915 году мудрые генералы решили превратить «Илью Муромца» в истребитель «Цепеллин», снабдив его пушечным вооружением. Сначала на «Муромец» установили 37-мм корабельную пушку Гочкиса. При весе 100 кг она давала на земле максимум 10 выстрелов в минуту. Расчет состоял из двух человек – наводчика и заряжающего. Рассев был огромным: на дистанцию в километр – 200–250 м. Пара испытательных полетов, и пушку списали.

Через несколько недель в Эскадру доставили 47-мм пушку полковника Гельвиха. Она представляла собой 47-мм ствол пушки Гочкиса с отрезанной казенной частью. При выстреле снаряд летел вперед, а тяжелая гильза – назад. Пушка Гельвиха была скорее лабораторным макетом, нежели боевым орудием. Но идея богатая! Безоткатная пушка по схеме с инертной массой.

Нормальным вооружением «Муромца» были пистолеты «Маузер», 25-зарядная автоматическая винтовка Мадсена и пулемет «Льюис». В 1916 году в Эскадру поступило несколько пулеметов Виккерса (тот же «Максим», но с воздушным охлаждением) и американских пулеметов «Кольт-Браунинг» М1885/1914. Максимальное вооружение «Муромца» – шесть пулеметов.

В мае 1917 года Эскадра практически распалась. Командующий эскадрой Михаил Шидловский и сам Игорь Сикорский бежали. Вскоре брошенные на земле самолеты были захвачены гайдамаками, которые использовали их корпуса на топливо: «Та вин липше горит».

В 1918 году ни красные, ни белые на «Муромцах» не летали. Лишь белополяки сделали один полет на трофейном «Муромце».

Большевики пытались реанимировать эскадру «Муромцев». Две машины воевали в 1919 году с Деникиным под Орлом и Белгородом. Два «Муромца» воевали с Врангелем и в августе-сентябре 1920 года произвели шесть вылетов. Последний боевой вылет «Муромца» состоялся 16 сентября 1920 года.

21 марта 1919 года в Будапеште была провозглашена Венгерская Советская Республика. Ленин приказал Реввоенсовету установить воздушное сообщение с Венгрией, поскольку сухопутное было невозможно. Но для дальних перелетов в Красной армии использовали не хваленые «Муромцы», а пять германских и австрийских самолетов (два «Бранденбурга» и три «Эльфауге» LV6-C.V.), захваченных на Украине при отступлении немцев.

АМЕРИКАНСКАЯ КАРЬЕРА СИКОРСКОГО

В 1924 году Сикорский в США изготовил деревянный биплан S-29 по типу «Муромца», но с двумя американскими двигателями «Либерти».

В 1934 году Сикорский спроектировал четырехмоторную «летающую лодку» S-42 «Клипер». Всего построено 10 экземпляров. В 1936–1944 годах по разным причинам погибло шесть «лодок» S-42. В 1942 году Сикорский создал четырехмоторную «летающую лодку» S-44. Построено три «лодки», одна разбилась.

Как видим, с самолетами у Сикорского в США было негусто. Зато он создал несколько типов вертолетов – S-47, S-61, S-65 и др.

Однако вертолетчиком № 1 в США стал Франк Николас Пясецкий. Первый его вертолет PV-2 взлетел 11 апреля 1943 года. За ним последовали знаменитые вертолеты H-21, CH-46 «Си Найт», СН-47 «Чинук» и др.

А почему в России никто не знает о Пясецком? Ведь его семья была выходцами из России. Да потому что его семейство бежало из России в числе семимиллионной эмиграции, драпанувшей от Николая II в 1894–1914 годах. А в 1918–1922 годах из России от Ленина, Деникина, Петлюры и Махно бежало менее миллиона человек.

Тысячи выдающихся людей из непризнанной семимиллионной волны у нас и знать не желают. Зато немногочисленные успешные деятели так называемой «первой волны» эмиграции (1918–1922) возведены на пьедестал.

ОКОЛОАВИАЦИОННАЯ МИФОЛОГИЯ

В СССР и особенно в демократической России «Муромец» Сикорского сделали главным «брендом» Российской империи. Увы, у 65 изготовленных «Муромцев» российскими были только фанера и полотно. Моторы, авиационные пулеметы и прочее были импортными.

Я не хочу принизить инженерные способности Сикорского. Если бы у него в 1914–1917 годах были германские авиадвигатели и «крылатый металл» алюминий, допускаю, что он бы сделал моноплан-бомбардировщик почище Юнкерса.

А считали ли Сикорского в СССР политическим предателем? Беру с полки книгу Вадима Шаврова «История конструкции самолетов в СССР до 1938 года» (М., 1978, тираж 25 тыс. экземпляров). Самолету «Илья Муромец» уделена 21 страница. Множество фотографий «Муромца» и отдельно фото Игоря Сикорского.

Могу привести список из нескольких десятков отечественных и переводных книг, посвященных иностранной авиатехнике. Там подробно и вполне объективно рассказано обо всех без исключения самолетах и вертолетах Сикорского. А в 1957 году Игорь Иванович бросил авиастроение и ударился в религиозную мистику.

Советские граждане имели достоверные и полные данные о самолетах и вертолетах Сикорского. После 1991 года принципиально новой информации о конструкциях его машин не поступало.

В Советском Союзе даже был «умеренный культик» Сикорского. В 1979 году на экраны вышел двухсерийный фильм Даниила Храбровицкого «Поэма о крыльях» о жизни Андрея Туполева и Игоря Сикорского. Последнего играл обаятельнейший Юрий Яковлев. В этом фильме Сикорский в 1920-х годах восхищается успехами Страны Советов, а в середине 1930-х встречается и обнимается с Туполевым, приехавшим в командировку в США.

На самом деле уже в 1919 году в Париже Сикорский вошел в «Совет Национального и Демократического блока русских политических организаций», где представлял «Лигу верных». На заседаниях блока он выступал с позиций ярого антикоммуниста и убежденного монархиста. Одно время даже исполнял обязанности секретаря русского правительства в изгнании. В Америке Сикорский стал членом «Союза русских государевых людей имени великой княжны Киры Кирилловны», штаб-квартира которого находилась в Париже.

В 1927 году Сикорский представляет «императору Кириллу» план нападения на СССР. Он предлагает построить 25 самолетов S-35, разместить их в Болгарии и оттуда забрасывать диверсантов в СССР, а также бомбить обычными и химическими бомбами советские города. У «царя Кирюхи» (выражение великого князя Николая Николаевича) было большое желание напасть на СССР, но денег на самолеты не нашлось.

Мифология порой приносит временный успех конъюнктурщикам, а позже становится бедой для страны. К сожалению, у нас этого до сих пор не поняли. А о Сикорском, Пясецком и Туполеве пора перестать рассказывать сказки и честно раздать «всем сестрам по серьгам». Как? Посмотрите для начала книгу Шаврова. 


Читайте также


В начале были реки

В начале были реки

Отечественное судоходство от Петра Великого и далее

0
743
Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
539
Современник и даже соучастник

Современник и даже соучастник

Юморист и биограф Александр Хорт дотошно и подробно изучил творческий и жизненный путь Надежды Тэффи

0
672
А из нашего окна…

А из нашего окна…

История восьми романов литераторов с Москвой

0
194

Другие новости