Торжественный запуск нового тематического поезда метро «Великие полководцы». Фото агентства «Москва»
Государственный комитет обороны (ГКО) СССР был образован с 30 июня 1941 года и ликвидирован 4 сентября 1945 года. Именно ГКО как чрезвычайный высший государственный орган в течение 1525 дней обладал всей полнотой власти на огромной территории Советского Союза. В стране не могло возникать сколько-нибудь значимых политических, военных или хозяйственных вопросов, которые не попадали бы в поле зрения ГКО.
ЕДИНЫЙ ОПЕРАТИВНЫЙ ЦЕНТР
Инициатор создания ГКО нарком внутренних дел Лаврентий Берия отметил два порока, характерных для властных структур как на союзном уровне, так и на уровне субъектов советской федерации, краев, областей, городов и сел.
Этими пороками, которые стали особенно нетерпимыми с первых дней Великой Отечественной, были разобщенность и ведомственность. Берия предложил альтернативу: единый оперативный центр, руководство которого держит руку на пульсе при возникновении всех опасных либо чувствительных ситуаций.
Произошло кардинальное переформатирование властных структур. ГКО не делился властью с теми органами, которые руководили страной согласно Конституции 1936 года. Обязательность указаний ГКО не имела никаких изъятий для не входивших в его структуру органов. То есть для РККА и ВМФ, а также для органов, официально представлявших советскую и партийную власть или управлявших народнохозяйственным комплексом. Все граждане СССР обязаны были исполнять указания ГКО без всяких «но» и «если». Вышедшие из недр ГКО документы автоматически приобретали силу закона.
За 1525 дней существования ГКО в его составе практически не было случайных людей, не горевших желанием нести огромный груз ответственности. Конечно, деятельность их историками оценивается по-разному, особенно если брать в расчет не только военный, но и довоенный и послевоенный период. Но нет никаких оснований исключать их из числа творцов и организаторов Победы.
С первого до последнего дня ГКО в его состав входили секретарь ЦК ВКП(б), председатель Совета народных комиссаров (СНК) СССР и нарком обороны Иосиф Сталин, нарком иностранных дел Вячеслав Молотов, секретарь ЦК ВКП(б) Георгий Маленков, нарком внутренних дел Лаврентий Берия. Сталин неизменно возглавлял ГКО, а Молотов был его заместителем. Берия с мая 1944-го занимал пост еще одного заместителя председателя ГКО.
Членами ГКО были зампредседателя СНК СССР маршал Климент Ворошилов (до ноября 1944-го), первый зампредседателя СНК Николай Вознесенский, зампредседателя СНК Анастас Микоян, зампредседателя СНК, нарком путей сообщения Лазарь Каганович (все с февраля 1942 года), замнаркома обороны Николай Булганин (с ноября 1944 года), нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов (с февраля 1945 года). Все руководители и члены ГКО были связаны с его структурными подразделениями: комиссиями, комитетами, бюро.
В одной публикации трудно осветить вклад каждого из этих деятелей в решение задач, вставших перед страной во время войны. Поэтому остановимся только на некоторых ключевых фигурах и задачах.
СТАЛИН И РОЖДЕНИЕ ГКО
Реакция Сталина на начало войны неоднократно описывалась – в частности, в мемуарах Георгия Жукова и Анастаса Микояна.
Жуков писал, что 22 июня в 4.30 утра он с маршалом Тимошенко явился в Кремль доложить обстановку, Сталин был бледен и очевидно растерян. После доклада спрашивал, не провокация ли это немецких генералов, и утверждал: «Гитлер наверняка не знает об этом». Позднее в кабинет вошел Молотов и сообщил, что германское правительство объявило войну. Но и тогда Сталин, по словам Жукова, «видимо, еще надеялся как-то избежать войны».
Микоян рассказывает, что Сталин находился в подавленном состоянии, отказался выступить с речью к народу по случаю начала войны, препоручив эту миссию Молотову. После падения Минска 29 июня и тяжелого разговора с Жуковым вождь уехал на Ближнюю дачу и заперся, никого не принимая и не отвечая на телефонные звонки. Когда на следующий день около 17.00 к нему явилась делегация (Молотов, Берия, Маленков, Ворошилов, Микоян и Вознесенский), первой мыслью Сталина было, что соратники пришли его арестовать.
Соратники, однако, пришли просить его вернуться к власти и возглавить новый чрезвычайный орган управления. Там же, на Ближней даче, был создан Государственный комитет обороны и распределены первоначальные обязанности между его членами.
Журнал записи лиц, принятых Сталиным в его кремлевском кабинете, косвенно подтверждает эти сведения. В ночь на 29 июня у него были Берия и Микоян, которые покинули кабинет около 1.00 ночи. Записи за 29 и 30 июня отсутствуют, а возобновляются они лишь 1 июля.
Сталин и до войны обладал практически абсолютной властью. Но с созданием ГКО он получил и формально неограниченные полномочия.
Надо отдать ему должное: он в целом успешно реализовал огромный военно-политический и административно-распорядительный потенциал власти в интересах достижения стратегической цели – победы в войне.
Что, разумеется, не отменяет ответственности Сталина за ошибки и преступления предвоенных лет. Как и за неудачное планирование конкретных военных операций. Впрочем, вопросы военной стратегии относились уже к ведению Ставки Верховного главнокомандования, ГКО ими не занимался.
СОРАТНИКИ
Начиная с лета 1941 года задача, поставленная перед Георгием Маленковым, выглядела так: обеспечить РККА танками всех типов, создать фундамент для победы советской стороны в «войне моторов». И Маленков довольно быстро продвинулся в данном направлении. Когда Молотов в 1943 году перенял от Маленкова кураторство танковой промышленности, вопрос о ликвидации превосходства вермахта по танкам уже утратил актуальность.
Позднее в сферу кураторства Маленкова вошел не менее важный сегмент производства – авиационная промышленность. Предусматривалось и кураторство «штатов минометных частей». На заводах возросли ключевые экономические показатели, в боевых частях улучшилось качество подготовки личного состава.
Бывший нарком обороны Климент Ворошилов направил свою деятельность в ГКО на военно-мобилизационную работу. Ни одна часть, ни одно соединение не формировались без его ведома. И его деятельность на этом посту принесла гораздо больше пользы, чем непосредственное командование фронтами в начальный период войны.
Председатель Госплана Николай Вознесенский до 1943 года был сконцентрирован на перебазировании и работе предприятий оборонной промышленности. С 1943 года ему вменили в обязанность курировать также состояние дел в черной и цветной металлургии, нефтяной и химической промышленности. Это был огромный объем полномочий и обязанностей даже в чисто техническом отношении, и Вознесенский с ним справлялся.
Нарком внешней торговли Анастас Микоян проявил себя в ГКО как прирожденный снабженец. Все время пребывания на своем посту он искал и находил оптимальные варианты вещевого и продовольственного снабжения РККА.
Нарком путей сообщения Лазарь Каганович был сконцентрирован на воинских перевозках. Во многом способствовал успешному функционированию военно-промышленного комплекса СССР в годы войны. Благодаря скоростному формированию поездов, безотцепочному ремонту вагонов, вождению тяжеловесных составов, отправлению сдвоенных поездов ему удалось в короткие сроки осуществить эвакуацию промышленных предприятий и граждан СССР на восток. Председатель Транспортного комитета ГКО добивался рационального распределения грузопотоков, держал в голове имевшиеся резервы, стремился по максимуму их мобилизовать.
БЕРИЯ И ОПЕРАТИВНОЕ БЮРО
Зловещую репутацию Лаврентия Берии как руководителя НКВД и генерального комиссара госбезопасности отмыть невозможно. Но его роль как организатора обороны СССР в Великой Отечественной войне должна быть отмечена.
С первых дней существования ГКО весьма полезной оказалась управленческая деятельность Берии. Ему удалось в начальный период войны преодолеть хроническое недовыполнение промышленностью планов производства многих видов вооружений. Берия в короткие сроки наладил тесное взаимодействие с наркомом минометного вооружения Петром Паршиным, наркомом боеприпасов Борисом Ванниковым, наркомом танковой промышленности Вячеславом Малышевым.
С 1943 года Берия одновременно с производством вооружений занимался формированием авиаполков. Нужно было еще до переброски на фронт решить организационные проблемы, заниматься вопросами оплаты труда пилотов и т.п. С конца 1944 года Берия был сконцентрирован на атомном проекте. По убеждению многих историков, он внес решающий организационный вклад в превращение СССР в ядерную державу.
Говоря о роли Берии в ГКО, следует обязательно упомянуть о главном структурном подразделении этого органа – оперативном бюро. Возглавляя оперативное бюро, Берия занимался объединением и координацией действий всех структурных подразделений ГКО.
За 1525 дней существования ГКО Берия был инициатором принятия без малого 2500 решений и постановлений. По этой части с ним никто в ГКО не мог сравниться.
КРУГ ВОПРОСОВ
А всего за свою историю ГКО принял 9971 постановление и распоряжение. Историк Михаил Захарчук исследовал, как они появлялись на свет.
Сначала «вносился вопрос» или «появлялось мнение» у кого-нибудь из членов ГКО либо других представителей высшей партийной и хозяйственной номенклатуры. Проблему обсуждали в узком кругу. Затем Сталин или кто-то из его соратников подключали к решению вопроса специалистов. «Проработка» вопроса порой затягивалась на недели и даже месяцы. Но при этом не было случая, чтобы поднятая на ГКО проблема кем-то торпедировалась, как-то сворачивалась или «терялась в необъятном бюрократическом механизме той поры».
Следует обратить внимание на градацию указанных постановлений. Их можно разделить на семь групп. В скобках дана доля в процентах в общем массиве постановлений.
В первой группе сформулированы пути перестройки военной экономики, увеличения производства военной техники, вооружений и боеприпасов (28%).
Во второй группе излагаются принципы военно-мобилизационной работы и формирования новых частей и соединений для действующих РККА и ВМФ (19%).
Третья группа состояла из двух блоков: 1) проблемы стратегического руководства действующей армией и флотом; 2) военно-кадровые вопросы (18%).
В четвертой группе формулируются требования относительно управления государством, ужесточения внутренней политики, укрепления дисциплины и правопорядка в СССР (12%). В пятой группе решаются вопросы эвакуации и перебазирования промышленности на восток (10%). В шестой группе дается морально-политическая оценка всенародной помощи фронту (7%).
Наконец, седьмую группу можно озаглавить «Разные вопросы» (5%). Например, специалисты по экономической истории с пользой для себя прочтут постановления по вопросам железнодорожного транспорта и трудовой мобилизации. Внимание военных историков привлекут постановления по вопросам противовоздушной обороны Москвы и Ленинграда, Можайской линии обороны, отпуска продовольственных пайков для РККА и ВМФ. Специалистам по межнациональным отношениям дадут богатую пищу для размышлений постановления о переселении советских немцев.
ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Историки отмечают, что отдельного административного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).
Однако в выполнении постановлений и решений ГКО неоценимую роль сыграли уполномоченные этого органа. У них была возможность связаться со Сталиным за считаные минуты при нахождении в разных уголках СССР. Связывались, разумеется, только тогда, когда требовалось срочное вмешательство председателя ГКО.
Постоянные уполномоченные действовали с июля по декабрь 1941 года, а временные уполномоченные – с июля 1941-го до конца войны. Первая группа насчитывала около 100 человек. Представителей второй группы было в десятки раз больше. Уполномоченные выезжали на места не только ради контроля субъектов хозяйствования либо учреждений неэкономического профиля, но и для оказания конкретной помощи.