Немецкие офицеры занимались практическим решением «еврейского вопроса» в концлагере Дахау. Фото Федерального архива Германии
Согласно принятому определению, Холокост – «политика нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и массовому уничтожению евреев в 1933–1945 годах. Нацисты использовали в своей терминологии понятия «всеобщее» и «окончательное решение еврейского вопроса». Под первым они понимали полное изгнание евреев из Германии. Под вторым – поголовное уничтожение еврейского народа».
Гитлеровский рейх, напав 22 июня 1941 года на СССР, перешел к «окончательному решению еврейского вопроса». В 1941 году Советский Союз был «самым еврейским» государством мира. Если в 1939 году в СССР проживало около 3 млн евреев, то к 22 июня 1941 года за счет присоединения Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины, Литвы, Латвии и Эстонии еврейское население СССР увеличилось на 1,9 млн и достигло 4,9 млн человек. «Чуть ли не половина жертв Холокоста… погибла на территории СССР», – отмечал российский исследователь Павел Полян.
МАНИАКАЛЬНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ
Уничтожение евреев было одной из главных целей нацистов во Второй мировой войне. Оно продолжалось даже когда Красная Армия находилась в 80 км от центра Берлина. Последний эшелон с евреями в концлагерь Терезиенштадт был отправлен 27 марта 1945 года с берлинской железнодорожной станции Грюневальд.
29 апреля 1945 года, накануне самоубийства Гитлер, не желая быть «главным действующим лицом в поставленной евреями пьесе» или «экспонатом в московском зоопарке», писал в политическом завещании: «Это неправда, что я или кто-то другой в Германии хотели войны в 1939 году. ОКОНЧАНИЕ НА СТР. 14
Ее хотели и ее развязали исключительно те международные государственные деятели, которые или были еврейского происхождения, или работали в интересах евреев». Завещание заканчивалось словами: «Я обязываю руководство нации и подчиненных прежде всего к неукоснительному соблюдению расовых законов и к беспощадному сопротивлению мировому отравителю всех народов – международному еврейству».
Связь между нападением Третьего рейха на СССР и «окончательным решением еврейского вопроса» давно выявлена в историографии, отмечающей, что «невозможно разорвать два криминальных аспекта гитлеризма: массовые убийства европейских евреев и войну, которая велась ради «жизненного пространства на Востоке».
Построение «тысячелетнего германского рейха» было невозможно без «окончательного решения еврейского вопроса». Нацисты считали евреев «главным препятствием созданию Великой Германии». Вторая мировая война, по определению израильского ученого Йегуды Бауэра, была «войной против евреев в самом серьезном смысле слова».
Российский исследователь Илья Альтман отмечал, что в 1941 году гитлеровский рейхсминистр восточных территорий Альфред Розенберг в декларации «Народы Советского Союза» подчеркивал, что одним из основных условий национального и государственного «возрождения» этих народов является «окончательная ликвидация еврейства». Тезис о «засилье» евреев должен был стать главным в нацистской пропаганде. «Показательно, – пишет Альтман, – что все публичные выступления Гитлера и его ближайших соратников содержали нападки на «мировое еврейство» и «жидо-большевизм», а также прямые угрозы физического истребления евреев».
ПРИКАЗ НЕ НУЖЕН
Но письменного приказа Гитлера о физическом уничтожении евреев как народа не было. Питерский историк Олег Пленков задается вопросом: почему рейхсфюрером СС Гиммлером не был истребован у Гитлера приказ о массовых убийствах евреев? Ответ прост: «Не нужно было никаких приказов: все происходило само собой, в соответствии с внутренней логикой развития нацистского режима. Только в 1942 году Гитлер пять раз упоминал об «окончательном решении еврейского вопроса»: 1 января, 30 января, 24 февраля, 30 сентября и 8 ноября. Если Гитлер гордился желанием как можно скорее решить «еврейский вопрос», то Гиммлер твердил о долге, о тяжелых моральных условиях, об ужасной участи эсэсовцев, вынужденных тащить на себе бремя массовых убийств».
Современный немецкий исследователь Герхард Хасс, изучая причины, побудившие Гитлера напасть на СССР, доказал существование неразрывной связи между «войной на Востоке» и «окончательным решением еврейского вопроса». Не случайно 31 июля 1941 года, в момент победной эйфории нацистского режима в связи с успешным развитием «Восточного похода», рейхсмаршал Герман Геринг направил шефу Главного управления имперской безопасности Рейнхарду Гейдриху письменную директиву «осуществить всестороннюю организационную и материальную подготовку к окончательному решению еврейского вопроса в зоне германского влияния в Европе».
Как отмечал историк из Фрайбурга (ФРГ) Герд Юбершер, «систематическое, плановое, индустриальное уничтожение более чем шести миллионов европейских евреев в гетто и лагерях смерти на востоке Европы – неотъемлемый компонент развязанной Германией Второй мировой войны. Тем более тяжким преступлением является активное участие соединений вермахта и их командования в гитлеровской «истребительной войне» в Восточной Европе».
ПЛАНЫ НАПАДЕНИЯ И ОККУПАЦИИ
25 июня 1940 года, на третий день после подписания перемирия с Францией в Компьене, начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии (ОКХ) генерал-полковник Франц Гальдер получил указания от Гитлера и главнокомандующего сухопутными войсками генерал-фельдмаршала Вальтера фон Браухича приступить к разработке плана вторжения в СССР. 28 июня в ОКХ рассматривались «новые задачи» по применению «ударной силы на Востоке». 30 июня Гальдер записал в служебном дневнике: «Основное внимание – на Восток».
Подготовка планов германской агрессии против СССР велась в течение полугода; были разработаны разные варианты: «План «Фриц», «Оперативный проект «Восток», «Этюд Лоссберга», «План «Отто». 13 и 14 декабря в штабе ОКХ состоялась дискуссия, которая, по словам Гальдера, способствовала выработке единой точки зрения. Проекты были сведены в единый документ – «Директиву № 21» Верховного главнокомандования вермахта (ОКВ).
18 декабря Гитлер подписал эту директиву и дал ей кодовое название «Вариант Барбаросса». «Директива № 21» излагала общий замысел и содержала исходные указания по ведению войны против СССР. Помимо этого основополагающего документа, план агрессии включал в себя директивы и распоряжения Верховного главнокомандования и Главных командований видов ВС по стратегическому сосредоточению и развертыванию, материально-техническому обеспечению, подготовке театра военных действий, маскировке, дезинформации. И другие документы, в том числе экономического характера.
Согласно экономическому разделу плана нападения на СССР (кодовое название «Ольденбург» и «Директива по руководству экономикой во вновь оккупированных восточных областях» – «Зеленая папка» Геринга) предусматривалось «Россию грабить, но грабить эффективно».
В декабре для Гиммлера был подготовлен документ под названием «Еврейский вопрос». Главный раздел его назывался «Решение еврейского вопроса» и предусматривал «переселение из европейского экономического пространства на другую, еще не отведенную территорию 5,8 млн евреев». Профессор Вольфганг Бенц, много лет возглавлявший Центр изучения антисемитизма при Техническом университете Берлина, считал этот документ свидетельством того, что в декабре 1940-го, в канун подписания плана «Барбаросса», уничтожение евреев было уже запланировано; оно ни в коем случае не было результатом развития событий на Восточном фронте в 1941 году.
Осенью 1941 года Министерство Восточных территорий Розенберга подготовило «Коричневую папку», содержавшую «принципы гражданского управления в оккупированных восточных районах». Предлагалось рассматривать Советский Союз как распущенный. «Вследствие этого» нацистский рейх брал на себя всю полноту власти «в интересах населения» – разумеется, немецкого.
Как отмечал Розенберг, Гиммлер «хочет быть на Востоке полностью самостоятельным и говорит об особых заданиях фюрера». Какие это были «особые задания», свидетельствует концепция Генерального плана «Ост». План предусматривал «переселение» от 30 до 45 млн славян и «германизацию» европейского Востока вплоть до Урала в течение 30 лет.
Но сначала следовало уничтожить евреев. В документе «Замечания и предложения по Генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС» от 27 апреля 1942 года сказано: «Только если учесть, что примерно 5–6 млн евреев, проживающих на этой территории, будут ликвидированы еще до выселения, можно согласиться с упомянутой в плане цифрой в 45 млн местных жителей не немецкого происхождения».
Итак, план «Ост» сочетался с «окончательным решением еврейского вопроса»: на Ванзейской конференции 20 января 1942 года речь шла об уничтожении 11 млн европейских евреев.
ЛИЦЕНЗИЯ НА УБИЙСТВО
ОКВ уже в марте 1941 года заявило о своем согласии с тем, что рейхсфюрер СС будет «самостоятельно и под личную ответственность» выполнять «особые задания фюрера» в районе боевых действий сухопутных войск.
13 мая за подписью генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля были приняты директивы ОКВ «О применении военной подсудности в районе Барбаросса». Документ гласил: «За действия, совершенные личным составом вермахта и обслуживающим персоналом в отношении вражеских гражданских лиц, не будет обязательного преследования даже в тех случаях, когда эти действия являются военным преступлением или проступком».
6 июня была утверждена директива Кейтеля «Об обращении с политическими комиссарами», известная как «Приказ о комиссарах». Приказ гласил: «Изобретателями варварских азиатских методов борьбы являются политические комиссары. Поэтому против них нужно со всей строгостью принимать меры немедленно... Если они будут захвачены в бою или окажут сопротивление, их, как правило, следует немедленно уничтожать… Это относится к комиссарам всех званий и занимающим любую должность». Этот приказ стал своего рода «лицензией на безнаказанные убийства» и одновременно инструкцией по их осуществлению.
Как подчеркивал немецкий историк Феликс Рёмер, в инструкции ОКВ говорилось: «Каждый, кто взглянул в лицо любого красного комиссара, узнает, что такое большевизм. Мы бы оскорбили животных, если бы отыскали их черты в этих еврейских рожах».
В вермахте насаждался демонический образ «жида-политрука». Нацистская листовка для красноармейцев гласила: «Бей жида-политрука – рожа просит кирпича». Тираж ее насчитывал 160 млн экземпляров.
В оперативном приказе № 8 от 17 июля 1941 года начальник Главного управления имперской безопасности Гейдрих поставил задачу: «Прежде всего следует выявлять: всех крупных государственных и партийных работников… всех бывших политкомиссаров Красной армии… руководящих хозяйственных работников, советско-русских интеллигентов, всех евреев, всех лиц, которые установлены как подстрекатели или фанатичные коммунисты». В приказе первоочередное значение уделялось уничтожению коммунистических активистов, а уничтожению евреев – второстепенное, но в устных указаниях, по свидетельству командира айнзацгруппы «Д» Отто Олендорфа, акценты менялись местами.
ВОЙНА НА УНИЧТОЖЕНИЕ
При подготовке «войны мировоззрений» против СССР имелось в виду нечто большее, чем ее военно-техническое планирование. На совещании командного состава 30 марта 1941 года Гитлер не оставил никаких сомнений в том, что речь идет о «борьбе на уничтожение».
В приложении № 2 к инструкции по развертыванию и боевым действиям по «плану Барбаросса» для 4-й танковой группы генерала Гёпнера от 2 мая говорилось: «Война против России является важнейшей частью борьбы за существование немецкого народа. Это давняя борьба германцев против славян, защита европейской культуры от московско-азиатского нашествия, отпор еврейскому большевизму. Эта борьба должна преследовать цель превратить в руины сегодняшнюю Россию, и поэтому она должна вестись с неслыханной жестокостью».
22 июня Гитлер в выступлении по германскому радио оправдывал агрессию против СССР происками «еврейско-большевистского правительства Москвы»:
«Немецкий народ! Национал-социалисты!.. Уже более двух десятилетий еврейско-большевистское правительство из Москвы пытается разжечь огонь вражды не только в Германии, но и во всей Европе. Не Германия пыталась привести в Россию свое национал-социалистское мировоззрение, а именно еврейско-большевистские правители в Москве непрестанно предпринимали попытки навязать нашему и другим европейским народам свое господство... Последствиями деятельности такого режима во всех странах был лишь хаос, нищета и голод... В этот момент происходит сосредоточение и развертывание военных сил такого объема и размаха, которого до сих пор не видел мир... И да поможет нам Бог в нашей борьбе!»
Провал гитлеровского блицкрига, основанного на плане «Барбаросса», и конечное поражение нацистской Германии и ее сателлитов были связаны не столько с недостатками военного планирования, сколько с преступной авантюристичной стратегией Гитлера и его генералов, которые вели на Востоке войну на уничтожение «неполноценных рас» и завоевание жизненного пространства для «высшей расы».
Но германские нацисты просчитались. Вопреки Холокосту еврейский народ выжил и взялся за оружие. В Красной армии сражались более полумиллиона евреев – 167 тыс. офицеров и 334 тыс. солдат. Иначе говоря, в Красной армии в годы войны служил каждый четвертый советский еврей, считая всех – мужчин и женщин, детей и стариков.
Нацисты не смогли сломить волю советских народов, их жизненную силу. В лице СССР гитлеровцы столкнулись с противником, территория, население, экономический и военный потенциал и воля к сопротивлению которого намного превосходили германскую территорию, население, военно-экономическую мощь рейха и боевой дух вермахта. Война с нацизмом стала Отечественной для всех советских народов.
комментарии(0)