После перемещения и реконструкции субмарина «Ленинский комсомол» открыта для всех желающих осмотреть ее внутренние отсеки. Фото с сайта www.mil.ru
Под завершение 2023 года любителям истории отечественного флота преподнесли подарок. Открылась для посещения обновленная экспозиция военно-исторического музея на острове Котлин, где центральное место занимает 107-метровая субмарина К-3.
Согласно сообщению Министерства обороны РФ от 27 декабря, днем ранее первые посетители уже познакомились с внутренними отсеками «первой в СССР атомной подводной лодки (АПЛ) К-3 «Ленинский комсомол». Причем отсеки «восстановлены с максимальным приближением к историческому облику». Утраченные позиции корпусного насыщения (порядка 20%) заменены подлинными историческими артефактами с других кораблей. Среди редких исключений – реакторный отсек. Оригинал полностью вырезали, а впоследствии поставили новую цилиндрическую секцию корпуса с муляжами атомных реакторов.
КРОПОТЛИВАЯ РАБОТА И НЕЛЕГКАЯ ЛОГИСТИКА
Ксения Шойгу, руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов», отметила, что внутренняя отделка подлодки К-3 стала логическим завершением создания военно-исторической экспозиции. Она открылась полгода тому назад, когда в Кронштадте проводился Международный военно-морской салон. Разработкой мемориальной экспозиции К-3 занимался коллектив ленинградских специалистов, в настоящее время известный как конструкторское бюро «Малахит».
Посетивший церемонию открытия обновленной музейной экспозиции генеральный директор «Малахита» Владимир Дорофеев выразил удовлетворение тем фактом, что «Ленинский комсомол» удалось сохранить для потомков. Это не просто слова: лодка долгое время находилась в отстое, и тогдашнее флотское командование ввиду нехватки средств и огромной начальной сметы по превращению ее в корабль-музей было готово приступить к разделке корпуса на металл.
Однако в феврале 2019 года вышло поручение российского президента Владимира Путина о создании в Кронштадте рекреационного кластера «Остров фортов». Затем последовала кропотливая работа по реализации сложнейшего инженерно-логистического проекта по передислокации корпуса К-3 с ремонтного завода «Нерпа» в Мурманской области на остров Котлин. Для этого корпус субмарины пришлось разрезать пополам с последующим соединением в Кронштадте. Восстановленный объект 23 июля осмотрели Владимир Путин и Александр Лукашенко; пояснения президентам России и Белоруссии давала Ксения Шойгу.
БОЛЬШОЙ СБОР ПОДВОДНИКОВ
Напомним, что в прошлом году отмечалось 65-летие отечественного атомного подводного флота. Датой его рождения можно считать 17 декабря, когда был подписан приемный акт по атомной подводной лодке (АПЛ) К-3 «Ленинский комсомол», и над головным кораблем проекта 627 был поднят военно-морской флаг.
К 65-летию создания подводного атомного флота и 72-й годовщине образования Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища (СВВМИУ) был приурочен «большой сбор» отечественных подводников. В мероприятии приняли участие заместитель командующего Черноморского флота (ЧФ) по военно-политической работе контр-адмирал Вячеслав Родионов, представители городских властей Севастополя, выпускник СВВМИУ, начальник Севастопольского филиала Нахимовского военно-морского училища контр-адмирал запаса Андрей Шишкин, первый заместитель ректора Севастопольского государственного университета Денис Ярыгин, начальник военно-учебного центра СевГУ капитан 1 ранга Сергей Иванищев, председатель Региональной общественной организации «Севастопольский совет ветеранов-подводников» капитан 1 ранга в отставке Виталий Манторов. Присутствовал большой отряд офицеров-ветеранов атомного подводного флота, в том числе выпускников СВВМИУ, и многие десятки курсантов ВУЦ и студентов СевГУ.
Контр-адмирал Родионов подчеркнул огромную важность и значение атомного подводного флота – важнейшей составной ядерной триады России, который стоит на страже мирной жизни нашего народа, выступает надежным гарантом нашей безопасности. «Глубоко символично, – отметил адмирал, – что в преддверии этой важной даты, 11 декабря в отечественном ВМФ произошло знаменательное событие: сразу два грозных ракетоносца заступили на службу Отечеству – «Император Александр III» и «Красноярск».
Со знаменательным событием военных моряков и корабелов поздравил президент Владимир Путин, лично присутствовавший на торжественной церемонии подъема военно-морских флагов на атомных подводных крейсерах.
Уточним, что «Император Александр III» – седьмой корабль в серии стратегических ракетоносцев класса «Борей», а крейсер «Красноярск» – четвертый корабль в серии многоцелевых атомных подлодок класса «Ясень».
«Это воистину сила и мощь нашего государства, и сегодня прекрасный повод вспомнить, с чего и как начинался наш могучий атомный подводный флот, – сказал далее Родионов. – В стенах, где мы сейчас находимся, готовили элиту атомного флота, тех, кто грамотно эксплуатировал ядерные энергетические установки, кто первым вступал в бой за живучесть атомоходов, когда возникали аварии или нештатные ситуации».
Выпускников СВВМИУ всегда отличали высокий профессионализм, отличная специальная подготовка и интеллигентность, они были и остаются настоящими мастерами своего дела. Подготовку они получили именно в Севастополе. «Во-первых, потому, что здесь была совершенная учебно-материальная база, которой не имело ни одно другое училище ВМФ, включая и иностранные государства, – пояснил адмирал. – Во-вторых, здесь собран прекрасный профессорско-преподавательский состав – генератор флотского интеллекта».
Как отметили другие участники собрания, выпускников СВВМИУ по праву можно назвать становым хребтом атомного подводного флота страны.
«Создание К-3 было национальной задачей – на ее решение работали 35 институтов, более 20 конструкторских бюро, около 100 промышленных предприятий Советского Союза, – рассказал контр-адмирал в отставке Евгений Кобцев. – Необходимо было догнать американский военный флот, имевший к тому времени уже две атомные субмарины».
Поставленная задача была решена ценой колоссальных усилий. Конструкторско-инженерный подвиг проектантов продолжили строители атомоходов, а приумножили его наши доблестные подводники.
Выступавшие подробно поведали о том, с какими трудностями, в условиях беспрецедентных мер секретности, шло ускоренное строительство первенца отечественного атомного флота. Разговор также шел о системе подготовки специалистов-подводников, славных традициях учебных заведений ВМФ России.
СЕВЕРОДВИНСК – СЕВАСТОПОЛЬ
За свою историю производственное объединение «Севмаш» в Северодвинске передало отечественному флоту 140 подводных атомоходов. Завод дал жизнь кораблям, установившим рекорды подводной скорости, глубины погружения, подводного водоизмещения. Атомные ракетоносцы, созданные в Северодвинске, стали основой морской составляющей российских сил ядерного сдерживания.
Председатель постоянного комитета Законодательного собрания города офицер запаса Евгений Дубовик вручил благодарственное письмо спикера города председателю региональной общественной организации ветеранов и выпускников «Севастопольской Голландии», капитану 3 ранга в отставке Александру Сергунину. А тот, в свою очередь, вручил медали «65 лет атомному подводному флоту» контр-адмиралу в отставке Евгению Кобцеву, офицерам в отставке Анатолию Катвалюку, Константину Аникевичу и Александру Скидану.
Аналогичными медалями были награждены еще несколько подводников. Среди них – в прошлом командир АПЛ, а затем командир дивизии атомных подлодок контр-адмирал запаса Игорь Федоров. Бывший командир тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения – самой большой в мире АПЛ капитан 1 ранга запаса Андрей Жиделев (потомственный подводник; его отец контр-адмирал Аркадий Жиделев командовал дивизией атомоходов). Капитан 1 ранга запаса Федор Берсенев. Кавалер ордена Ленина капитан 2 ранга в отставке Анатолий Романов – в прошлом замполит АПЛ, участник похода подо льдами. Капитан 1 ранга в отставке Николай Храпонов – участник семи боевых служб.
АЛЬМА-МАТЕР ВОЕННО-МОРСКИХ ИНЖЕНЕРОВ
На большом сборе подводников говорили не только о прошлом (без которого, как известно, нет будущего). Речь также шла о продолжении славных традиций СВВМИУ и на другие актуальные темы. С интересным докладом выступил студент пятого курса Роман Саркисян. А Юлия Омельчук рассказала о современном Институте ядерной энергии и промышленности, который располагается в архитектурном творении Александра Венсана.
Одно из крупнейших в свое время зданий не только России, но и Европы служило сначала Севастопольскому морскому кадетскому корпусу. Затем, с 1951 года по 1992-й, здесь располагалась кузница военно-морских инженеров.
За время своего существования Севастопольское ВВМИУ произвело 38 выпусков офицеров-инженеров военно-морского флота (1956–1992). Всего было выпущено более 11 тыс. офицеров, среди них три героя Советского Союза (капитаны 1 ранга Иван Морозов, Станислав Самсонов, Петр Осипенко) и три Героя Российской Федерации (вице-адмирал Олег Белавенцев, капитаны 1 ранга Анатолий Рымарь, Андрей Воскресенский).
Торжества завершились посещением музея «Севастопольская Голландия», осмотром территории, аудиторий, лабораторий. Блестящий доклад сделал в тот день хранитель бесценных фондов музея капитан 3 ранга в отставке Николай Филимонов. Он же провел несколько экскурсий по музею альма-матер.
ВЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ
Список мировых рекордов отечественного атомного флота озвучил контр-адмирал запаса Игорь Федоров. Он отметил, что многие из этих достижений до сих пор остаются непревзойденными: никто другой в мире не в состоянии продемонстрировать лучшие показатели, хотя некоторым рекордам уже не один десяток лет.
Самое глубокое погружение атомной подводной лодки. АПЛ К-278 «Комсомолец» под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского 4 августа 1985 года установила абсолютный мировой рекорд погружения, достигнув глубины 1027 м.
Стрельба на максимальную дальность. Атомный подводный крейсер «Омск» 14 сентября 2019 года установил рекорд при стрельбе крылатыми противокорабельными ракетами «Гранит» – 332,52 км.
Самая большая в мире АПЛ с водоизмещением 23 200 т, размерами сравнимая с девятиэтажным домом. Ею стала ТК-208 проекта 941 разработки конструкторского бюро «Рубин» (руководил темой генеральный конструктор Сергей Ковалев). Строительство велось на «Севмаше», крейсер-гигант сдали в эксплуатацию в 1981 году.
Самая быстроходная в мире атомная подводная лодка. Ею стала К-162 проекта 661 – носитель крылатых ракет с подводным стартом. Она установила рекорд скорости в 44,7 узла 18 декабря 1970 года.
Единственный в мире залп 16 межконтинентальных баллистических ракет выполнил К-407 «Новомосковск». Атомный подводный крейсер стратегического назначения 6 августа 1991 года впервые в истории подводных ракетоносцев выпустил залпом весь боекомплект.
Российские подводники, получая новейшие атомоходы, готовы в любой момент сокрушить любого агрессора, если тот рискнет посягнуть на суверенитет и границы нашего государства. Готовые выполнить свою миссию, моряки-подводники несут нелегкую службу на морских просторах, ходят подо льдами Северного Ледовитого океана.