Юрий Яров.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
С первых, очень робких шагов СНГ и по сей день различные стратеги предрекали ему неминуемую и бесславную кончину. С экранов телевизоров и со страниц самых разных изданий, то затихая, то вновь поднимаясь до заоблачных высот, постоянно гремит заупокойный хор, к которому не раз присоединялась и уважаемая мною "Независимая газета", информируя общественность, что Содружество вновь тихо умирает. А оно, вопреки всем прогнозам, все еще живет и действует.
И одна из причин долголетия СНГ, на мой взгляд, состоит в том, что оно основано на началах суверенного равенства всех его членов, в нем нет ни старших, ни младших. Кроме того, не следует забывать, что на СНГ легла сложнейшая и очень важная историческая миссия - сформировать основы новых межгосударственных отношений на постсоветском пространстве, которые учитывали бы интересы всех и каждого в отдельности.
Не раз говорилось и писалось о том, что принятые в декабре 1991 года в Вискулях и Алма-Ате политические решения об образовании СНГ прервали процесс хаотического распада СССР и не дали выхода его разрушительной энергии. Они гарантировали координацию действий вошедших в Содружество государств, отсутствие которой грозило не только им, но и всему мировому сообществу трудно предсказуемыми последствиями. Именно с образованием СНГ стали отчетливо проявляться черты мирной, цивилизованной формы политического и экономического размежевания бывших союзных республик.
Какие бы контраргументы ни приводили оппоненты Содружества, они не могут отрицать очевидного: его создание обеспечило появление благоприятных условий для становления и укрепления новых суверенных государств, способствовало выбору каждым из них собственной модели политического развития, социально-экономических реформ и государственного устройства.
Конечно, это был не простой период в жизни сообщества. Он показал, что строительство СНГ - отнюдь не скорое и не легкое дело. Эйфория независимости породила стремление к противопоставлению понятий национальной государственности и межгосударственной интеграции. Они рассматривались нередко как несовместимые. Игнорировались традиционно тесные межреспубликанские связи. Их свертывание повлекло за собой повсеместный спад производства, снижение жизненного уровня людей.
В некоторых государствах укрепилось мнение, что можно приобщиться к мировому прогрессу, целиком полагаясь лишь на двусторонние межгосударственные отношения и не развивая широкие многосторонние связи. Нацеленность отдельных стран на приоритетность делового сотрудничества с государствами "дальнего зарубежья", а не внутри СНГ, тоже стала определенным тормозом в развитии взаимовыгодного сотрудничества.
К сожалению, не были использованы благоприятные возможности и открывавшиеся широкие перспективы в рамках СНГ, основанные на уже достигнутых договоренностях. В итоге многие проблемы в государствах остались нерешенными. В общественном сознании закрепилось мнение о низкой эффективности интеграции, о весьма малой отдаче от взаимосвязей стран СНГ.
В качестве аргумента часто используется миф о тысячах торжественно подписанных, но не востребованных документов, так и оставшихся простыми декларациями о намерениях. Да, за годы существования СНГ принято более тысячи правовых актов. Речь идет о документах, подписанных президентами либо премьерами, а не обо всех зафиксированных договоренностях, которыми, как правило, завершаются заседания различных советов, комитетов или комиссий. Кстати, на недавнем минском саммите главы государств и главы правительств по результатам инвентаризации признали прекратившими действие 358 международных договоров, соглашений и решений. Они либо выполнили свою функцию, либо на смену им пришли новые договоренности.
Характеризуя в общих чертах правовую базу СНГ, нельзя пройти мимо достаточно грамотного и, главное, оперативного решения множества насущных проблем, касающихся миллионов граждан, проживающих на просторах СНГ.
Важно подчеркнуть, что многие состоявшиеся в рамках СНГ, особенно в первый период, договоренности сделали практически незаметным для людей расчленение большой страны на части, позволили гражданам вести достаточно нормальную, без излишних ограничений жизнь. Это относится, в частности, к оперативно принятым решениям по почтовой связи и переводам, по разделу парка железнодорожных вагонов и радиочастот, договоренностям по полетам воздушных судов и движению железнодорожного транспорта, по признанию дипломов, свидетельств об образовании и квалификационных разрядов, а также согласованной работе электроэнергетических систем, безвизовому режиму перемещения граждан, признанию трудового стажа, пенсионному обеспечению и др.
Сразу же были урегулированы вопросы, обеспечивающие реализацию права людей на труд. Так, договорились, что трудовая деятельность осуществляется на основе заключенного с работодателем трудового договора (контракта), определяющего гарантии по социальному страхованию, социальному обеспечению, по возмещению работнику вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.
Огромные усилия по достижению конкретных договоренностей были приложены таможенными службами. Здесь необходимо было решать такие трудно сочетаемые задачи, как максимальная свобода движения товаров, рабочей силы и граждан, и одновременно пресечение злоупотреблений и обеспечение пополнения бюджетов новых стран. С трудом, но настойчиво добивались устраивавших всех типовых правил оформления перемещения товаров физическими лицами и таможенного контроля, а также правил по обустройству, оборудованию и обозначению двухканальной системы пропуска через границы Содружества. Были введены единые формы пассажирской и грузовой таможенных деклараций.
Продвижение Содружества по многим важнейшим отраслевым направлениям подкрепляется, а зачастую и предопределяется органами отраслевого сотрудничества.
Ритмично и очень профессионально работает Совет руководителей таможенных служб СНГ, оперативно решая весь огромный спектр задач, стоящих и постепенно возникающих в этой сфере. Развивались региональное торгово-экономическое сотрудничество и приграничная торговля, охватившие около 40 регионов стран СНГ.
На железнодорожном транспорте усилиями соответствующего совета удалось, исходя из принципа свободы транзита, отладить и практически применить базирующуюся на рыночных принципах методологию согласования тарифов на эти самые масштабные перевозки.
Работа над единим научно-технологическим пространством в СНГ под руководством Межгосударственного комитета по научно-технологическому развитию позволила не прервать совместные исследования ученых по важнейшим направлениям, рациональнее использовать научную и экспериментальную базу, свободно обмениваться научной информацией, осуществлять подготовку научных кадров, вести защиту интеллектуальной собственности. Под эгидой Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в СНГ было принято свыше 5 тыс. межгосударственных стандартов.
Необходимо придать импульс и другим сферам. В частности, это касается такой крупнейшей инфраструктурной отрасли, как энергетика. Там, представляется, появились хорошие возможности для продвижения вполне конкретных проектов. Страны с участием Электроэнергетического совета СНГ в 1998 году заключили новый договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетики, обеспечивающий большие преимущества при реализации системных эффектов их параллельной работы. Идет работа над энергосбережением - при участии ЕЭК ООН формируется специальная программа.
Структура отраслевых органов, а их сейчас действует около 90, изменяется применительно к реальным условиям - одни прекращают свое существование, другие, наоборот, лишь образуются. Созданная в СНГ в 1998 году Группа лизинговых компаний (российские, украинские, белорусские, киргизские) осуществила, например, ряд проектов по финансовому лизингу воздушных судов. На 1 ноября 2000 года стоимость оборудования (в т.ч. воздушных судов Tу-154, Як-42Д и др.), находящегося в лизинге, превысила 100 млн. долл.
В последний период появились симптомы активизизации интеграции в экономической сфере. Причем началась она "снизу" - в частности через сотрудничество межбанковских валютных бирж (международная ассоциация), страховщиков (общественный совет), национальных карточных платежных систем и т.п. При Исполкоме СНГ был создан Координационный совет по бухгалтерскому учету, уже принявший ряд важных решений. Объединили усилия счетные палаты СНГ. В ближайшее время будет создан Совет руководителей налоговых служб.
Нельзя не учитывать, что Содружество несет для нынешних поколений людей мощнейший морально-психологический потенциал, дающий надежду на единение и всестороннее сотрудничество. Люди оценивают это по снижению накала конфликтных ситуаций, развитию миротворчества, по объединению сил в борьбе с международным терроризмом и другим совместным мерам. Ведь благодаря Содружеству в сложное время погашены военные очаги на территории СНГ. Миротворческие силы СНГ сумели без участия ОБСЕ и других сил установить мир в Таджикистане, погасив конфликт сторон.
Ощущая реальную опасность международного терроризма, главы государств в Минске 1 декабря утвердили решение о формировании и начале функционирования антитеррористического центра.
А теперь давайте вспомним, с чего начинали все авторитетные межгосударственные сообщества, будь то Европейский союз или АСЕАН. Вошедшие в них страны в первую очередь позаботились о создании прочного правового фундамента, на который опирается сейчас их тесное взаимовыгодное сотрудничество. Правда, на эту непростую работу им понадобились десятки лет. И когда упрекают Содружество, что за девять лет сделано не так много, как хотелось бы, есть, видимо, резон напомнить биографию нынешнего ЕС. Начинали его участники экономическую интеграцию с создания трех отраслевых сообществ, на что им пришлось потратить 10 лет. Затем они долго и настойчиво шли к общему рынку, а сейчас продолжают формирование общего экономического пространства. Только через 30 лет они смогли договориться о согласованных шагах во внешней политике и в сфере безопасности, спустя 40 лет ввели безвизовый режим и через полвека обзаводятся общей валютой.
Серьезным достижением объединенной Европы явилось создание единого наднационального органа, каким стала Комиссия Европейского сообщества. Но случилось это на двадцатом году существования Союза. У СНГ такого резерва времени нет, потому оно вынуждено иногда спешить и принимать документы, для реализации которых благоприятные условия пока явно не созрели.
Особенно это заметно в сфере многостороннего экономического партнерства. Данной проблематики касается почти четверть всех правовых актов. По большому счету они призваны служить главному - созданию правовой основы для экономической стратегии государств на длительную перспективу с учетом их взаимных интересов и норм международного права. Проще говоря, формировать условия для проведения важнейших экономических преобразований и поэтапного создания общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. И дело конкретного государства - воспользоваться этим фундаментом или строить с чистого листа, начиная с собственного "нулевого цикла".
К сожалению, имея практически одинаковую стартовую нормативную базу, доставшуюся в наследство от бывшего СССР, молодые суверены по итогам нового законотворческого процесса не воспользовались дарованным им общим наследием, а, скорее наоборот, постарались закрепить существенные различия в экономической политике. Переход к рынку они осуществляли по различным сценариям и с разной степенью интенсивности, что отнюдь не способствовало углублению делового взаимодействия в рамках СНГ. Более того, в ходе реформ на экономическом пространстве Содружества образовались четыре региональных объединения: Союзное государство Беларуси и России, Евразийское экономическое сообщество (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация и Таджикистан), Центральноазиатское экономическое сообщество (Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия).
Их роль и значение можно оценивать по-разному: с одной стороны, как снижение уровня согласованности в рамках СНГ, с другой - как поиск новых, более тесных форм интеграции между странами. При этом нельзя не учитывать и тот факт, что за девять постсоветских лет сложилась новая политическая и социально-экономическая реальность. Как мы уже сказали, проведенные в бывших советских республиках преобразования утвердили их национальную государственность. Итогом либерализации экономики, внедрения во все сферы хозяйственной жизни новых институтов обозначились базисные контуры рыночного хозяйства, усилились тенденции к оживлению производства и постепенному экономическому росту.
Сошлемся на статистику за прошлый год и десять месяцев нынешнего. В 1999 году в среднем по странам СНГ валовый внутренний продукт увеличился на 2,9%, промышленное производство - на 7%, объемы продукции сельского хозяйства возросли на 2%, перевезено грузов предприятиями транспорта на 4% больше.
Положительные итоги минувшего года создали благоприятные условия для продолжения экономического подъема. За десять месяцев 2000 года ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в большинстве государств на 4-10%. В Азербайджане и Казахстане он увеличился на 10,5%, в Армении и Киргизии - на 4 %, в Белоруссии и на Украине - на 5%, в Таджикистане - на 8,3%, а в Грузии составил 99,8% от ранее достигнутого уровня. Промышленное производство увеличилось в среднем на 9,7% (полюса: Казахстан - 15,3% и Молдавия - 2,3%). На Украине этот показатель равен 11,9%, в Таджикистане - 10,4 %, в России - 9,8 %, в Белоруссии - 8,6%, в Киргизии - 7,9%, в Азербайджане - 6,3%, в Грузии - 6,2%.
Общий объем взаимной торговли стран СНГ за 9 месяцев 2000 года перешагнул за 43 млрд. долл., что на 39% превышает стоимостные показатели 1999 года, в т.ч. экспорта - на 41%, импорта - на 38%.
Обнадеживающая статистика зафиксирована и в социальной сфере. Номинальная заработная плата в большинстве государств постепенно возрастала, и в сентябре, исходя из официальных курсов валют, она соответствовала 101 долл. в Казахстане, 86 - в России, 65 - в Белоруссии, 46 - на Украине, 45 - в Азербайджане и 41 - в Армении. Самой низкой средняя зарплата была в Таджикистане - около 9 долл.
Как видим, отсутствие ярко выраженного статистического лидера, близость многих важнейших показателей, временное совпадение подъемов и спадов деловой активности подтверждают, что, спустя девять лет неустанного поиска собственного пути развития и наиболее подходящих деловых партнеров, между странами СНГ по-прежнему сохраняется глубокая экономическая взаимозависимость. Ряд стран Содружества "завязан" на поставки российских энергоресурсов. И уже большинство государств не может пока обойтись без емкого российского рынка для своих товаров, им никак не миновать транзита через территорию России в страны дальнего зарубежья.
В свою очередь и Россия остро нуждается в сотрудничестве с государствами СНГ. Эксперты подсчитали, что без тесного взаимодействия с партнерами из стран Содружества будет затруднено развитие 102 отраслей российской экономики. Высокая степень взаимозависимости связывает и другие страны альянса. Так, Туркмения удовлетворяет значительную часть потребностей Грузии в природном газе. Поставки из Узбекистана и Казахстана жизненно важны для экономики Таджикистана и Киргизии. Молдавия экономически неразлучна с Украиной и т.д.
Деловая привязанность стран СНГ друг к другу, а также растущее во многих государствах понимание того, что ориентация только на Запад может привести к дальнейшему ухудшению и деградации национальных структур, разрушению прогрессивных наукоемких отраслей, объективно способствуют экономическому сближению стран Содружества. Да и опыт многих региональных сообществ свидетельствует, что наиболее эффективно и полно использовать богатый потенциал государств можно путем поэтапного создания общего экономического пространства, где первый этап целиком посвящается строительству зоны свободной торговли, нормализации платежно-расчетных отношений, унификации налоговой и ценовой политики.
Эти и другие обстоятельства, видимо, и определили недавнее решение глав государств сосредоточить многостороннее взаимодействие государств в деловой сфере на реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года. Тем более что за истекшие годы принят объемный пакет документов, развивающих нормы этого правового акта. Всего за последнее время по проблеме формирования зоны свободной торговли принято более двух десятков документов, в том числе два - Протокол о правилах лицензирования импорта и Правила определения страны происхождения товаров - подписаны главами правительств на минском саммите 30 ноября с.г.
Лидеры большинства стран СНГ (за исключением Туркмении) справедливо считают, что к настоящему времени созрели необходимые экономические предпосылки для создания зоны свободной торговли. По их мнению, ее формирование позволит в перспективе обеспечить взаимный недискриминационный доступ на национальные рынки, стимулировать сотрудничество в пользу внутренних торговых, производственных и кооперационных связей, упростить и унифицировать таможенные процедуры, организовать эффективную информационную поддержку торгового обмена в рамках СНГ.
Распространение режима свободной торговли на все государства СНГ означало бы крупный сдвиг в реализации курса на экономическую интеграцию в рамках Содружества. Неоднократно провозглашавшийся принцип приоритетности взаимного сотрудничества в таком случае приобрел бы реальный международно признанный механизм торгово-экономического взаимодействия, вызвал дополнительные экономические стимулы для активизации деловых связей на пространстве СНГ.
К сожалению, приходится говорить лишь о первых шагах навстречу режиму свободной торговли. Его становление сталкивается со многими проблемами. Государства в одностороннем порядке вводят изъятия из режима, сооружают административные и фискальные препятствия, имеющие местный или региональный характер. Не спешат в государствах Содружества переходить к взиманию косвенных налогов по международному принципу "страны назначения товара", что сегодня является самым большим тормозом в реализации многосторонних договоренностей.
Не секрет, что введение полномасштабной зоны свободной торговли требует существенного обновления национальной нормативно-правовой базы и развития организационно-институциональных форм торгово-экономического сотрудничества, координации торговой политики в отношении третьих стран.
И здесь не без оптимизма можно отметить, что в торгово-экономических отношениях государств СНГ в последнее время происходит ряд существенных изменений, которые в целом приближают их к действующим нормам и правилам международной практики. Во-первых, заметно свернута система межгосударственных взаимосвязанных поставок продукции на эквивалентной основе, резко сократились масштабы государственных внешнеторговых операций.
Во-вторых, возросла роль косвенного государственного регулирования внешнеторговой деятельности через механизмы налогового, таможенного и валютного контроля.
В-третьих, в основном завершено формирование внешнеторгового механизма, основанного на ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта сырьевых товаров, применения протекционистского таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка.
В-четвертых, в результате последовательной либерализации внешнеэкономической деятельности торговые отношения более устойчиво развиваются на рыночных принципах, осуществляются непосредственно хозяйствующими субъектами, которые сами несут ответственность за выполнение заключенных контрактов и формируют новые отношения в новых условиях. Международными компаниями стали "Итера", "Газпром", Горьковский автозавод, "Ярославские моторы". Большую работу по восстановлению единой энергосистемы ведет российская компания "РАО ЕЭС".
Таким образом, к настоящему времени в государствах СНГ созрели необходимые экономические предпосылки для окончательного перехода к режиму свободной торговли. Остается завершить проведение государственных процедур, необходимых для вступления документов по зоне в силу (этого не сделали пока Грузия и Россия), решить проблему унификации системы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров и услуг, постепенно перейти к согласованной методологии и общему подходу к валютному регулированию.
Разумеется, зона свободной торговли сама по себе не решит всех проблем социально-экономического сотрудничества, как переходящих из вчерашнего дня, так и рождающихся в нынешнем движении. Несложно предвидеть, что по мере углубления интеграции на смену одним задачам будут приходить другие, не менее трудные. Это естественно. Как очевидно и то, что зона свободной торговли стимулирует не только товарообмен, но и взаимные связи в других сферах жизни государств. Она непременно вызовет подвижки в правилах перемещения граждан, их пребывания в других странах, в реализации права на труд. Принцип свободной торговли заставит национальные институты и ведомства по-иному взглянуть на проблемы, связанные с социальной защитой людей, проведением информационной политики, с множеством других вопросов, на первый взгляд к торговле вообще не имеющих отношения.
Конечно, было бы крайне наивным считать, что свободная зона станет панацеей от всех напастей. Но нельзя не видеть и непосредственной связи между развитием товарообмена и, скажем, укреплением взаимопонимания, между свободой перевозок и урегулированием спорных моментов в межгосударственных отношениях, с развитием долговременного сотрудничества в рамках СНГ и плавной трансформацией Содружества в эффективный международный механизм, основанный на общности и дополняемости экономик входящих в СНГ стран.
Как отмечалось на последнем саммите глав государств в Минске, сегодня в отношениях между странами Содружества крайне необходим разумный протекционизм, который позволял бы укреплять взаимные позиции на внутреннем рынке, аккумулировать реальные ресурсы для развития собственных отраслей и предприятий, чтобы они смогли занять достойное место в новой структуре мирового хозяйства. И не в качестве поставщиков дешевого сырья, а в составе крепкого регионального объединения, способного отстаивать интересы своих участников.
Если потенциал зоны свободной торговли начнет реализовываться в полной мере, то можно ожидать, что доля СНГ в мировой торговле, составляющая сейчас около 2%, будет более соответствовать потенциальным возможностям этого сообщества. Первые положительные симптомы уже появились: Россия приняла закон о переходе с 1 июля 2001 года на взимание косвенных налогов во взаимной торговле по принципу "страны назначения" товаров. Есть надежда и на то, что двусторонние переговоры, которые сейчас ведутся странами СНГ, постепенно снимут остроту проблем и с изъятиями из режима свободного товарообмена. В государствах все большее число людей приходят к пониманию, что реальное введение и успешное функционирование зоны свободной торговли, являющейся экономическим ядром Содружества, в принципе определит будущее СНГ в целом.
И еще об одной весьма важной для судеб интеграции стран СНГ проблеме. Не секрет, что экономика большинства постсоветских государств имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Причем доля топливно-сырьевых товаров и полуфабрикатов, жестко не привязанных к конкретным зарубежным потребителям, в экспорте всех стран СНГ в последнее время еще более возросла. По сути, для поставщиков совершенно безразлично, куда и кому продавать эти товары - их купят везде. К тому же покупатели из дальнего зарубежья, бесспорно, обладают определенными преимуществами - они, как правило, надежны, расплачиваются конвертируемой валютой, идут на долгосрочные контакты и даже готовы найти инвестиции на развитие близких им производств.
Нельзя не упомянуть и о так называемой транспортной составляющей, доля которой, особенно в 1996-1999 годах, резко возросла и достигла в экспортной цене, скажем, минеральных удобрений, химических товаров и металлопродукции 30%. В этой связи их производителям стало выгоднее отправлять подобный товар в географически более близкие к ним страны дальнего зарубежья.
Наконец, традиционные для государств Содружества экспортные товары - топливно-сырьевые и полуфабрикаты - наиболее подвержены влиянию конъюнктуры цен на мировых рынках, что заметно осложняет оценку условий торговли, зачастую приводит к сбою в сделках, влечет за собой большие экономические потери, накапливание взаимных долгов и прочие неприятности.
Преодолеть эти трудности можно за счет развития взаимной торговли, так как в ней доля продукции высокой переработки понемногу увеличивается и сейчас, например, в экспорте России в страны СНГ изделия машиностроения составляют уже 27%, тогда как во всем экспорте - менее 6%. Нельзя допустить отступления на рынках продукции высокой степени переработки, их постепенной миграции к западным компаниям. Вернуть их будет практически невозможно. Ведь уже через несколько лет все страны СНГ, включая Россию, столкнутся с глобальной проблемой - необходимостью практически полного обновления своего производственно-технического потенциала. Их вынудит к этому критический уровень изношенности основных фондов во всех странах.
И тогда упущенные рынки машинотехнической продукции обернутся настоящей бедой, все выгоды от ее продаж достанутся Западу. К тому же он получит фактически бессрочный тягальный контроль над реальным сектором экономики во всем СНГ.
Вывод: нужно быстро восстанавливать естественный внутренний рынок. В дальнем же зарубежье, как теперь это прекрасно известно, "чужих" производителей конечной продукции совсем не ждут.
В СНГ объективная основа для торгово-экономического взаимодействия пока полностью сохраняется - до 80% товаров стран Содружества потребляется в пределах его границ. Именно поэтому нужен разумный протекционизм в отношении взаимной торговли, стимулирующие торгово-экономические режимы - зона свободной торговли, таможенный союз и другие формы.
Так есть ли будущее у СНГ? По-разному отвечают на этот вопрос лидеры государств СНГ. Старейший из них - президент Азербайджана Гейдар Алиев, у которого, конечно же, есть немало поводов критиковать СНГ, возвратясь из Минска домой и оценивая перспективы Содружества, спокойно заметил, что "такие международные организации за год, два, за три года не формируются". Он уверен: "Главное - есть желание сотрудничать, есть необходимость сотрудничества". По его мнению, СНГ постепенно становится полезной организацией и от встреч формального характера переходит к более конкретным делам".
Естественно, что нет единого критерия оценки СНГ у аналитиков и простых жителей бывших советских республик. Но они сходятся в главном: мир неделим. И страны СНГ вольются в международное сообщество, пройдя непростой путь обретений и потерь.
Европа шла к своему экономическому союзу полвека. Многие годы формировалась зона свободной торговли в Северной Америке. Не в одночасье возникли мировые интеграционные объединения в Азии и Латинской Америке. Но и по сей день они вынуждены сообща преодолевать множество противоречий, чтобы шаг за шагом продвигаться к общим геостратегическим ориентирам.
Такого времени в запасе у стран СНГ нет. На рубеже нового тысячелетия, перед лицом нового исторического вызова они получили уникальную возможность обретения своего достойного места в мире. Критическое осмысление прожитых вместе лет, взаимные терпимость и доверие, совместное стремление к взаимоприемлемым решениям позволяют с оптимизмом смотреть в будущее на пороге наступающего года - года десятилетия Содружества Независимых Государств.