0
862
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.04.2001 00:00:00

Кадры мешают все

Александр Гагин

Об авторе: Александр Владимирович Гагин - директор веб-издательства "НТВ-портал. ком", входящего в субхолдинг "Мемонет", шеф-редактор журнала "Интернет".

Тэги: интернет, перспектива


ИНТЕРНЕТ - это, с одной из сторон, огромное сообщество людей, подключенных к глобальной компьютерной сети. Глобальные сети были, в общем-то, и до Интернета, но именно эта сеть заслужила право писаться с большой буквы, поскольку обладала качествами, позволившими ей привлечь и вовлечь огромное количество не худших представителей рода человеческого. Нулевая стоимость тиражирования и простота производства электронных документов уничтожили пропасть между публикатором информации и ее потребителями, сделав каждого способным выполнять издательские функции. Неудивительно, что самые активные, творческие и незанятые из них тратили на это все больше и больше времени, и со временем Интернет стал для них предметом профессиональных занятий. Собрав уже какое-то количество нетривиальных персонажей на старте, Сеть в дальнейшем привлекла своим бурным развитием предприимчивых людей и авантюристов разного толка. Наконец, вырастая в инвестиционную пирамиду, Интернет подтянул самых оптимистичных и готовых на риск финансистов. Таким образом, новая индустрия стала скопищем самых разнообразных персонажей, вкупе представляющих собой один из самых интересных и перспективных кадровых источников. По крайней мере, убежденность в последнем неоднократно выражалась разными людьми.

И действительно, если искать тому фактические подтверждения, то можно сравнить долю расходов на оплату труда людей в он-лайновой и любой другой индустрии: здесь она окажется принципиально выше. Другое место, где зарплаты съедали бы подавляющую часть бюджета, найти весьма сложно. Или же возьмите критерии оценки развивающейся компании инвесторами: нигде не уделяется такого внимания и не придается такой ценности руководящей команде, как в Интернет-индустрии. Но вот вопрос - это ли свидетельство кадровой ценности Интернета или же, наоборот, признак его неблагополучия: что здесь как нигде нужны супертруженики, и их как раз сильно не хватает.

Контраргументы к теории кадрового резерва обнаруживаются с не меньшей легкостью, как и аргументы. Возьмем, скажем, дальновидцев из ФЭПа, практическую применимость глобальных воззрений которых нынче сложно оспорить. Один из руководителей этой организации, Марат Гельман, на закате буйного 1998 года говорил мне в интервью (http://inter.net.ru/13/36.html), что "есть небанальный тезис, что именно кибер-элита может стать основой для контрэлиты страны".

Изложу его посыл вкратце: для того чтобы структура общества и его управления сменились, нужны новые люди, без советской ментальности, и они должны прийти резко, снаружи, чтобы не быть адаптированными старой системой, но уже должны сформировать в своем окружении свою систему, для чего достаточно долго должны оставаться незамеченными. И этими людьми как раз могли бы стать деятели Интернета. Однако за прошедшие два с половиной года событий либо изменений, которые бы подтвердили правомерность такой теории, не было. В этом, конечно, можно видеть результат усилий ФЭПа, который собрал вокруг себя все соответствующие потенциалы и активнее стал внедрять их в нынешнюю систему - вместе с собой и модифицируя ее. Но есть и другое объяснение - зародыш новой элиты в Интернете был и сам по себе довольно слаб, да еще и оказался затоптан суматохой инвестиционных игр вокруг он-лайна.

Впрочем, рано делать выводы. Может быть, прошедший год на пути Интернета и его кадров был, если уместно воспользоваться фотографическими терминами, "проявителем". А теперь, когда в отсутствие разливанных бюджетов реальная эффективность стала цениться еще выше, чем до них, как раз и выделится та самая элита, те самые специалисты, и придет время "закрепителя", и тогда уже можно будет не бояться света.

Подтверждается ли подобная модель всамделишными событиями?

Действительно, в этом году будут активно начинать работать учебные центры, специализирующиеся на подготовке Интернет-специалистов: некоторые таковые уже действуют и запускаются новые, - скажем, учебный центр, входящий в группу компаний Артемия Лебедева. И можно быть уверенным, что в течение года это направление будет активно развиваться, - особенно, если существующие учебные заведения покажут свою успешность. А они должны добиться этого - ибо в кризисных для Интернет-рынка условиях опыта, сообразительности и умения выражаться может оказаться недостаточно для удачного трудоустройства, а профильные курсы превратятся в хорошую приправу для ровного резюме. С другой стороны, рост общественного интереса к Сети - вещь страшно инерционная, как ни один другой из связанных с ней процессов. Никакие среднесрочные кризисы, бурно обсуждаемые внутри индустрии, не испортят отношения к ней снаружи, откуда учебные центры должны набирать существенную долю своих клиентов.

Однако эти центры смогут готовить, в первую очередь, технологов - вряд ли им удастся достичь больших успехов в подготовке менеджеров, особенно если речь вести не об управлении данными, а о менеджменте людей, процессов, производств и финансов. А проблема именно в них.

Во всяком случае, такое мнение, что хороших технологов хватает, а вот с менеджерами беда, высказали за последнее время многие руководители производящих Интернет-компаний: и Аммосов, и Лебедев, и Черкашин (http://inter.net.ru/pn/20feb01.html). И действительно, менеджер-самоучка - персонаж куда как более экзотический, чем, скажем, программист-самоучка.

А кадровое ядро Интернета интересно именно менеджерами и продюсерами - как наиболее независимыми относительно конкретной индустрии специалистами. Поэтому рискну предположить, что это самое ядро может сложиться двумя путями: первый - если таковые менеджеры сначала придут снаружи в Интернет, второй - если самодеятельные онлайновые лидеры начнут учиться. Приток, впрочем, уже и происходил, и продолжается. А вот с обучением сложнее - это вопрос не пары месяцев, а скорее пары лет. Что для динамики развития Интернета слишком большой срок. Тем не менее это практически неизбежно. Другое дело, останутся ли они в российском Интернете вообще, если уж получат качественное бизнес-образование. Или хотя бы в России и в Интернете? В конце концов в этом новом деле нужны были такие качества, как универсализм, творческое начало и способность увлекаться. И ни одно из них не требуется специально для Интернета: человек-оркестр нужен в любом резко растущем из нуля деле. Так что вопрос только в том, найдутся ли такие дела, отличные от Сети.

Подытоживая, повторюсь: идея Интернета как кадрового резерва или источника новой элиты не оказалась столь реалистичной, как этого бы нам хотелось. Впрочем, точку ставить еще слишком рано, и перспективу открывают развивающиеся процессы обучения Интернет-специалистов. Поэтому: учиться, учиться и учиться, как завещал Ленин. Наверное, он и Интернет предвидел.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
799
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
441
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2696
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2128

Другие новости