0
846
Газета Идеи и люди Интернет-версия

21.11.2001 00:00:00

Казнить нельзя помиловать?

Игорь Копытов

Об авторе: Игорь Копытов - журналист.

Тэги: россия, автомобилестроение, конструктор


Почему мы делаем лучшие в мире самолеты и ракеты - и посредственные автомобили? Почему у нас каждый ребенок знает имена авиационных и космических конструкторов - Туполев, Микоян, Королев, - но не знает ни одного имени конструктора автомобильного? Почему нет у нас своих "фордов", "пирелли", "рено", "опелей"? Как и куда вообще "ехать" дальше отечественному автопрому - раствориться в западном или продолжать поддерживать пусть несовершенное и в чем-то архаичное, но зато свое автомобилестроение?

Автомобиль в России появился практически одновременно со знаменитым "Даймлер-Бенц", но судьба ему была уготована другая. Из-за огромных расстояний и отсутствия дорог бурного развития автомобилестроения не получилось - даже в 1915 г., когда вся Европа уже ездила на автомобилях, Россия оставалась гужевой, имея почти 33 млн. (!) лошадей. Замечательных конструкторов у нас было немало. Яркий пример - морской офицер Борис Луцкой, работавший с Даймлером. Самый мощный в мире судовой двигатель, самый большой в мире самолет - его детища. Но Луцкой работал в Германии. Множество новаторских конструкторских решений Луцкого воплотилось потом в предшественнике "Мерседеса", но разница между русским и немецким гениями была в том, что один патентовал свои (и чужие) изобретения, а второй был гуленой и щедрой душой. Один вошел в историю, а второй закончил свои дни в тюрьме. Указывать ли здесь - "кто есть ху"?

Еще один эпизод, не из столь далекого прошлого, ярко иллюстрирует отношение к автопрому в нашей стране со стороны власть предержащих. Вспомним двадцатилетней давности призыв генсека КПСС к ВАЗу "стать законодателями мировой автомобильной моды". Известно, что если собрать девять беременных женщин на первом месяце, то ребенок все равно не родится. Даже если собрать в кучу лучших наших автомобильных конструкторов и завалить их деньгами, "Мерседес" они не переплюнут, потому что пропасти на путях сознания, конструкторской мысли, технологии не перепрыгиваются в одночасье.

Как жить дальше? Может быть, не изобретать велосипед? Не напрягаться изо всех сил, а понастроить в России американские, европейские, японские автозаводы и жить "как все"? Не получится, потому что их машины у нас покупать некому - они для другого жизненного уровня. Остается либо выпускать свои дешевые, но зачастую некачественные машины (плохими они стали после того, как мы "нюхнули" иномарок, а до этого годами стояли за этими машинами в очередях, а потом на них ездили десятилетиями и радовались), либо убрать таможенные барьеры и ездить на дешевом импортном "секонд-хенде", похоронив российский автопром. Беда второго варианта не в том, что Россия превратится в гигантское утилизационное предприятие, а в том, что миллиарды накопленных нами долларов потекут не в родную промышленность, а на Запад, улучшая их жизнь, а не нашу. Поэтому оптимальный вариант - третий, тот самый, который и предлагает правительство: поднять планку таможенных пошлин на иномарки до той отметки, которая бы ослабила конкуренцию отечественному автопрому - он нужен не только живой, но и прибыльный. А зачем он нужен? Даже школьник знает, что автомобильная отрасль страны - локомотив всей ее промышленности в силу быстрой ликвидности и большой "денежноемкости" ее продукции. Если наш автопром исчезнет, то выпуск промышленной продукции сократится на 10%, встанут десятки заводов-поставщиков, останутся без работы более 40 млн. человек.

Сможем ли мы (и когда?) делать хорошие автомобили? Сможем, но не скоро. И качество, и комфорт, и цена наших автомобилей будут расти пропорционально росту наших доходов, нашего жизненного уровня, пропорционально прибыли автозаводов и тому эффекту, с которым этой прибылью менеджмент и руководство заводов распорядятся.

А почему бы президенту или премьеру не взять да выступить с обращением к народу - ведь "таможня" затрагивает интересы миллионов, - где разложить все по полочкам, объяснить, что сегодняшнее "право выбора" дешевой иномарки или нового отечественного автомобиля обернется завтрашним кризисом отечественной промышленности. Что на самом деле повышение пошлин и есть настоящая забота о своем народе: завтра он должен жить лучше, чем сегодня.

Повышение пошлин - необходимое, но недостаточное условие для настоящего подъема уровня и качества наших автомобилей. Если правительство после повышения таможенных пошлин и дальше будет обирать наши автозаводы до последней нитки, если менеджмент заводов не научится мыслить и работать по-современному, если заработанные автозаводами средства будут разворовываться или тратиться неэффективно, то пропасть между нашими машинами и западными останется навсегда┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1975
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2967
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2344
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2345

Другие новости