0
979
Газета Идеи и люди Интернет-версия

16.02.2002 00:00:00

Туркменбаши приоритетов не меняет

Тэги: туркменистан, ниязов


К своим 62 годам Сапармурат Ниязов достиг многого. Успел наработать 17-летний стаж руководителя республики. Сумел привести Туркмению к обладанию статусом единственного в мире государства, чей нейтралитет подтвержден специальной резолюцией Генассамблеи ООН. Добился такой динамики развития экономики страны, когда на рубеже веков вчерашняя сырьевая окраина империи вышла в мировые лидеры по приросту ВВП. Превратил захолустный Ашхабад в одну из самых красивых в регионе столиц. Наконец, получил от народа не имеющее аналогов в современной политической системе право исполнять полномочия президента без ограничения срока.

Особенности национального лидерства

В конце декабря 1999 г. на совместном заседании Народного совета и Совета старейшин Туркменистана Сапармурату Ниязову было предоставлено право исполнять полномочия президента без ограничения срока. Сам Ниязов, естественно, просчитывавший вероятность неоднозначной реакции прежде всего за пределами страны на подобное развитие событий, тем не менее не стал ему препятствовать. Закрепление за собой властных полномочий тогда уже не являлось для Ниязова первоочередной задачей - их у него, надо понимать, и так было достаточно, поэтому данный шаг был призван скорее олицетворять неизменность и необратимость избранного курса.

Сегодня безальтернативность президентства Ниязова выглядит вполне естественной, особенно на фоне схожих тенденций в соседних республиках бывшего СССР, и воздействие внешних обстоятельств, переместившее Туркменистан с периферии мировой политики в ее эпицентр, похоже, лишь упрочило позиции Туркменбаши. Огромный ресурсный потенциал этой страны вкупе с выгодным географическим расположением сулит в перспективе Туркменистану весьма многообещающую роль в региональных, а возможно, и в мировых экономических процессах. И потому для имеющихся и потенциальных партнеров Туркменистана внутриполитическая стабильность, обеспечиваемая вот уже десять лет во многом благодаря твердости Ниязова и им олицетворяемая, выступает в нынешних условиях гарантом реализации их планов долгосрочного присутствия в стране и безопасности вложений в ее экономику.

Думается, далеко не случайно буквально в последнее время целый ряд зарубежных компаний заявили о своем желании развивать партнерство с Ашхабадом. Одна только корпорация "ИТЕРА", по словам ее президента Игоря Макарова, в течение нескольких лет планирует инвестировать в проекты нефтегазового комплекса Туркмении 200-300 млн. долл.

К числу безусловно сильных сторон Ниязова относится его знание народной психологии и умение улавливать настроения в обществе. Начав недавно серьезную борьбу с коррупцией в государственном аппарате, он устраивает разносы провинившимся чиновникам не кулуарно, а публично, с показом по телевидению на всю страну. Не боясь обвинений в популизме, туркменский президент может делать "царские" подарки в виде дополнительного месячного содержания всем работающим, в том числе и в частном секторе, гражданам, студентам, пенсионерам и многодетным матерям.

За годы своего правления (а включая советский период, Ниязов возглавляет Туркменистан уже 17 лет) он смог выстроить жесткую вертикаль власти, будучи глубоко убежденным в том, что только такая система в состоянии обеспечить стабильное, бесконфликтное и благополучное существование государства, по крайней мере в переходный период. На это время Туркменистан сосредоточивается на решении задач промышленного развития, создании прочного экономического фундамента для последующего рывка вперед. Отвлекаться же на игры в плюрализм, искусственное взращивание декоративных политических партий, по мнению Ниязова, является непозволительной роскошью.

Оппозиция играет "черными"

Власть Ниязова в Туркменистане действительно всеобъемлюща, а авторитет непререкаем. Даже самые убежденные его критики признают, что альтернативы Ниязову нет. Во многом декоративная оппозиция, вот уже почти десять лет представленная 68-летним бывшим министром иностранных дел Туркменистана Авды Кулиевым, слаба. Некоторое оживление в рядах оппозиционеров, связанное с недавним переходом в ее ряды еще одного высокопоставленного чиновника, экс-посла в Китае Бориса Шихмурадова, похоже, постепенно сходит на нет. При этом маргинализированность оппозиционеров объясняется не столько тем, что, находясь за рубежом, "страшно далеки они от народа" в буквальном смысле, сколько уязвимостью их личного политического бэкграунда. Рекрутируемую по преимуществу из отставленных за коррупцию чиновников (случай с Шихмурадовым не исключение) оппозицию население воспринимает скорее как партию бывших начальников, нежели в качестве идейных борцов с режимом. Россия, где в основном базируются оппоненты Ниязова, также не проявляет особого интереса к их деятельности, что вполне объяснимо в свете новых прагматичных отношений, складывающихся между Москвой и Ашхабадом в последнее время

Вообще же надо признать, что оппозиция, выражаясь шахматным языком, сегодня играет "черными", в том числе и в своей критике тех или иных шагов официального Ашхабада. Это относится и к нынешнему туркмено-российскому сближению, и к поддержке Туркменистаном антитеррористической операции в Афганистане, и к эволюции Ашхабада в принципиальном вопросе определения статуса Каспийского моря. Заядлый шахматист, Ниязов опережает своих оппонентов даже в таких доселе невыгодных для себя и потому особенно любимых ими позициях, как состояние русского языка и свобода выезда из страны, подписав недавно с Россией межправительственное соглашение о создании в Ашхабаде совместной туркмено-российской школы и издав указ об упразднении с 1 января 2002 г. системы выездных виз. И в стране, и за ее пределами оба события были восприняты как знаковые.

Но главное, пожалуй, не в тактических поражениях оппозиции, а в том, что она проигрывает стратегическую перспективу. Ниязов делает ставку на молодых, смело доверяя им рычаги государственного управления. На руководящих постах в ключевых сферах - топливно-энергетической, банковской, внешней политики - сегодня стоят 30-40-летние. Сформировавшиеся как топ-менеджеры за 10 лет независимости, имеющие крепкие национальные корни и европейское образование, они составляют тот резерв, которому суждено обеспечить преемственность курса. Это интеллектуальная и технократическая элита, мыслящая современными категориями, прагматики, связывающие будущее своей страны со стабильным и бесконфликтным продолжением реформ, полноценной интеграцией Туркменистана в мировую экономическую систему в первую очередь посредством вывода его огромных углеводородных ресурсов на международные рынки.

Газовый Клондайк

По оценкам американской геологоразведочной компании "Джеофизикэл", только разведанные запасы природного газа в Туркменистане превышают 23 трлн. кубометров, что составляет около трети мировых; перспективными на газ являются порядка 80% туркменской территории. Из открытых 144 газовых месторождений добыча ведется пока только на 34. Страна буквально захлебывается в газе, поэтому строительство международных трубопроводов является главной задачей долгосрочной экономической стратегии, сулящей Туркменистану поистине колоссальные выгоды. К настоящему времени помимо исправно работающего вот уже не первый год так называемого "северного" трубопровода, проходящего по территории России, действует построенный в 1997 г. 200-километровый трубопровод в соседний Иран. Но это все же проект локального масштаба, реализованный на двусторонней основе, и туркменское руководство рассматривает его лишь в качестве первого шага на пути осуществления своей концепции строительства географически многовариантной системы экспортных трубопроводов с участием крупнейших международных инвесторов. Потенциально самый перспективный проект - к портам Индийского океана через территорию Афганистана - все последние годы был осложнен неопределенностью ситуации в этой стране. Сейчас, похоже, планы по его осуществлению реанимируются. По крайней мере побывавшая недавно с визитом в Ашхабаде помощник госсекретаря Соединенных Штатов Элизабет Джонс прямо заявила о поддержке администрацией США данного проекта.

В целом же Туркменистан в лице его лидера Сапармурата Ниязова, похоже, не видит необходимости в каких-либо резких корректировках своего внешнеполитического курса. Приоритеты остаются теми же. Имея международно признанный статус нейтрального государства и располагаясь географически на стыке евразийских путей, Туркменистан видит и умело предлагает себя в качестве одной из несущих опор моста в налаживании экономического сотрудничества между государствами Центральной Азии, Ирана, Индостанского полуострова и европейскими странами, Россией, СНГ. Отсюда - реализуемая уже не первый год политика "открытых дверей", упор на интенсивное развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, активное привлечение инвестиций, совокупный объем которых за 10 лет независимости превысил 23 млрд. долл. Нынешние тенденции, связанные с постепенной стабилизацией политической обстановки в регионе и планами по его интегрированию в мировую экономическую систему на совершенно новой основе, похоже, подтверждают обоснованность избранного Туркменистаном курса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1719
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2682
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2036
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2029

Другие новости