После событий 11 сентября 2001 г. глобальная экспансия США развернулась такими темпами, что говорить о некоей антитеррористической операции, разработанной всего за месяц после терактов, просто бессмысленно: даже обывателю сложно отделаться от мысли, что все действия были давно и четко спланированы - система ждала только "времени Ч" для начала этой беспрецедентной стратегической операции.
Россия, уставшая от внутренних проблем с терроризмом, уже 12 сентября полностью поддержала США в необходимости проведения ответных действий по искоренению "мирового зла" - терроризма и одной из первых вступила в антитеррористическую коалицию. Но надежда на "индульгенцию" в решении чеченской проблемы растаяла менее чем через месяц после начала активной фазы операции в Афганистане: в западной прессе российское сотрудничество в рамках борьбы с террором расценивается не иначе как "попытка скрыть варварства, чинимые российскими военными в Чечне". Настало время посмотреть на реалии "обновленного" мира. А они далеко не радостные.
По имеющейся информации, во всех случаях эскалации напряженности в ряде регионов Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии и на Кавказе, имевших место в последнее время, четко прослеживается определенная последовательность событий, которая соответствует применению технологии управления кризисом, разработанной на Западе в начале 80-х гг. и отраженной в полевых уставах американских ВС FM-100-20 1990 г. и FM-100-23 1994 г.
Детальный анализ развития обстановки на территории бывшей Югославии позволил выделить в событиях того периода элементы этого подхода:
- объединение разрозненных политических сил, выступающих против существующего легитимного правительства;
- создание объединенного руководства оппозицией;
- разработка выгодной для субъекта управления системы корпоративных взглядов на будущее развитие страны;
- формирование стратегических, оперативных и тактических целей оппозиции;
- разработка программы, обосновывающей деятельность оппозиции и обещающей населению страны улучшение жизненных условий после свержения существующего правительства;
- выработка организационных и оперативных методов работы оппозиции;
- подрыв уверенности лидеров правительства в своих силах и в лояльности (преданности) силовых структур государственному руководству;
- завоевание поддержки ведущих социальных групп;
- расширение международной поддержки оппозиции при одновременной изоляции существующего правительства от дипломатической, экономической и особенно военной помощи других государств;
- открытая дестабилизация обстановки в стране, поощрение мародерства, терроризма и др. с целью посеять среди населения страны панику и недоверие к правительству;
- организация смены власти путем военного мятежа, "демократических" выборов или другим путем;
- поддержание в государстве противоречий с целью недопущения стабилизации обстановки и утраты контроля над действиями марионеточного руководства.
Такая концепция обычно реализуется как стратегия "управляемого хаоса", построенная на межэтнических или религиозных конфликтах.
Учения в Польше -
сценарий югославский
На фоне глобальной антитеррористической кампании, проводимой США во многих регионах мира, развернулась вторая фаза широкомасштабных учений объединенных сил НАТО, получившая название "Strong Resolve-2002". Она проходит с 1 по 15 марта на территории Норвегии и Польши - в непосредственной близости от границ Белоруссии и России. В учениях принимают участие военнослужащие 18 стран НАТО и государств - участников программы "Партнерство ради мира", в том числе Литвы, Латвии, Эстонии, Австрии, Болгарии, Финляндии, Словакии, Словении, Швеции, Украины, Узбекистана и Ирландии. Кроме того, приглашены наблюдатели из 50 государств.
Общая численность личного состава, принимающего участие в учениях, достигает 40 тыс. человек. Это крупнейшие маневры сил НАТО со времен югославского конфликта. Характерно, что предусмотренная сценарием учений исходная военно-политическая обстановка характеризовалась обострением отношений между двумя бывшими республиками одного (в прошлом единого) государства, "имеющими неоднородный этнический состав населения". Руководство одной из этих республик готовилось применить силу для защиты национального меньшинства в другой республике с пересмотром существующих государственных границ. Согласно сценарию, ситуацию усугубляет активизация в приграничном районе преступных и террористических групп. В этих условиях многонациональные силы вводятся на территорию страны, которой угрожает агрессия, и способствуют урегулированию межэтнических разногласий.
Сегодня мы можем наблюдать дальнейшее развитие событий по "кризисному управлению". Не надо быть большим специалистом в области оценки военно-политической обстановки, чтобы догадаться, какая из стран стоит за определением "одно в прошлом единое государство, имеющее неоднородный этнический состав населения", - это Россия.
Когда ждать развязки?
Учения сил НАТО накладываются на серьезное обострение обстановки на постсоветском пространстве. Так, представитель госдепартамента США Ричард Баучер, недавно посетивший Белоруссию, заявил, что у Вашингтона есть неопровержимые доказательства причастности Минска к продаже оружия террористам.
Продолжается укрепление позиций США и их западных союзников в Центральной Азии. В декабре 2001 г. в комитете по международным отношениям сената США был создан специальный подкомитет по Центральной Азии и Кавказу. На его открытии Элизабет Джонс заявила: "С Центральной Азией мы взаимодействуем серьезно и на долгосрочной основе". И хотя Пентагон уверяет Россию, что оставаться на долгосрочной основе в Центральной Азии США не собираются, что они признают приоритет России в этом регионе, реальность гораздо прозаичнее: в настоящее время на территории ряда государств Центральной Азии разворачивается активное военное строительство.
Практически одновременно с входом американских войск в Центральную Азию растет напряженность в Молдавии. Обостряются разногласия между различными политическими силами в Крыму. В этом же контексте следует рассматривать появление американских военных в Грузии. Вашингтон и Тбилиси разыгрывают карту "Аль-Каиды", чтобы оправдать излишнее военное присутствие США в зоне российских интересов. Одновременно Запад пытается подыграть России, с тем чтобы очередное расширение НАТО не оказалось для нее слишком болезненным. Несколько дней назад появились сообщения, что высказанные британским премьером Тони Блэром предложения о "качественно новых отношениях" НАТО и России, сделанные им около трех месяцев назад, только сегодня получили одобрение со стороны всех девятнадцати членов альянса. Однако сразу после этого британская "The Financial Times" опубликовала открытое письмо генерального секретаря НАТО лорда Робертсона, в котором он ясно дал понять, что Россия никогда не сможет стать полноправным членом альянса.
В этой ситуации уместно вспомнить, чем обернулась предыдущая волна расширения блока: с началом агрессии против Югославии России было отказано в предоставлении воздушного пространства для пролета самолетов с целью доставки гуманитарных грузов. В той ситуации мы на себе ощутили достоинства решения руководства Североатлантического блока, согласно которому необходимо было сначала принять в НАТО Польшу и Венгрию, а уже потом нанести удар по Югославии.
Нас ждут
территориальные потери
В столь сложной и динамичной обстановке российское военно-политическое руководство серьезно проигрывает в информационно-пропагандистской кампании, обеспечивающей операцию США по переустройству мира.
Многие решения принимаются либо с серьезным опозданием, либо без должного анализа возможных последствий. К таким решениям можно отнести недостаточно просчитанное решение о сокращении российских баз на Кубе и во Вьетнаме, которое оказалось на редкость "кстати" для американцев, лишив Россию весомой доли оперативной информации о развитии "антитеррористической" операции, а обещанного взамен десятка спутников наблюдения нет даже в арсенале.
К разряду таких решений можно отнести и поспешные заявления министра обороны РФ о "невозможности, даже гипотетически, присутствия войск НАТО в Центральной Азии". А последние события в Грузии стали откровением даже для президента, в чем он сам признался на саммите глав СНГ.
Такая ситуация может привести к тому, что уже осенью текущего года, после очередного раунда расширения НАТО, Россия будет вынуждена смириться с потерей Калининградской области.
Сейчас еще есть время, чтобы России не стать "одним в прошлом единым государством, имеющим неоднородный этнический состав населения", но это время катастрофически тает.