0
1373
Газета Идеи и люди Интернет-версия

18.06.2002 00:00:00

Главное оружие против терроризма

Тэги: хасбулатов, образование, чечня, терроризм


- Руслан Имранович, как известно, одна из основных проблем сегодняшней Чечни в том, что целое поколение детей просто не училось. Каков, на ваш взгляд, может быть выход из этого страшного положения?

- Положение действительно страшное. Ведь чеченцы всегда отличались тем, что даже глубокие старики прекрасно объяснялись по-русски, народ говорил на русском языке без акцента. И вот теперь выросло поколение молодежи, которое не знает русского языка!

- Да оно не только русского языка не знает - у него нет элементарных знаний вообще...

- Вот именно, для чеченцев русский язык долгие годы был основным способом включения в мировую культуру, в интеллектуальную и духовную жизнь мировой цивилизации. В последние десять лет подрастающее поколение для всего этого потеряно практически полностью. И если сейчас не спохватиться, не остановить войну, не включить эту молодежь в сферу образования и культуры, из этих ребят выйдут боевики, которые не просто будут Чечню взрывать, они взорвут весь Северный Кавказ, выкинут оттуда армию. Вот что угрожает России - потеря всего Северного Кавказа. Я уже устал предупреждать, писать, говорить об этой страшной угрозе┘

Выход здесь, как мне представляется, следующий. Надо организовать по всей Чечне высшие учебные заведения на государственной основе с бесплатным обучением, открыть филиалы лучших московских, ростовских, питерских вузов. А тех, кто не получил аттестата зрелости, надо вовлекать в систему также бесплатного образования в школах и колледжах, сделать среднее образование в Чечне по-настоящему обязательным. Специально готовить педагогические кадры для работы с подростками 14-17 лет, которые окончили 2-3 класса┘

- Или вообще не ходили в школу┘

- Да, есть и такие - и они не должны чувствовать себя психологически ущербными. Это очень большая работа: ведь в Чечне уже 20-30 тысяч таких подростков - целая армия! Государству гораздо выгоднее готовить из них студентов, специалистов, чем если они через год-два станут боевиками без образования, без угрызений совести: жестокими, не ориентирующимися ни на какие моральные нормы. Министерства образования РФ и Чечни должны заняться этим очень серьезно.

- Ваша концепция образования в Чечне, если не ошибаюсь, направлена на то, чтобы в первую очередь готовить для республики управленцев и экономистов?

- Да. В 1990 году, когда я был депутатом российского парламента от Грозного, мы даже планировали на государственном уровне открыть в Чечне филиал Плехановской академии с двумя основными факультетами - общеэкономическим и управления. К сожалению, тогда это кончилось┘ войной. А ведь именно такие специалисты в Чечне сейчас очень нужны. Вспомним - ведь в Грозном был Нефтяной институт, один из лучших в Союзе. Его выпускники в свое время осваивали татарскую, башкирскую, потом сибирскую нефть. И сегодня, когда я бываю на Ближнем Востоке, нередко встречаю там земляков, выпускников Грозненского нефтяного института: они работают консультантами министерств нефтяной промышленности стран этого региона. А сейчас от Грозненского нефтяного не осталось камня на камне - даже фундамента нет. Тяжелая артиллерия, танки все сровняли с землей.

Так что Чечне сегодня очень нужны и инженеры, и менеджеры. Нужны, к примеру, и специалисты, занимающиеся использованием горячих источников - их в Чечне множество, а земля в республике прекрасная, здесь можно выращивать овощи круглый год. Как, например, в Исландии - в начале 90-х я направил туда группу специалистов из Грозного, они привезли прекрасные результаты, но их осуществлению тоже помешала война┘

- Насколько я знаю, в концепции образования Чечни всегда использовался менталитет чеченского тейпа. Какова его роль сейчас?

- Да, в прошлом, в мирное время, тейп мог многому научить. Однако в годы "демократии" эта проблема во многом стала искусственной: слишком много политических и прочих спекуляций базировалось на том, к какому тейпу принадлежит человек - хотя в каждом из 417 городов, станиц и аулов Чечни живут представители практически всех тейпов.

Я вот, например, по тейпу - харачой. Мое родовое село - Толстой-юрт (где жил знаменитый чеченец Садо, друживший с великим русским писателем-графом). Сейчас там 10 тысяч жителей, среди них - представители практически всех тейпов (а не только харачоевцы). Так что, я уверен, не стоит сегодня заигрывать с этими давно отжившими отношениями, которые сегодня никто ни при каких обстоятельствах не восстановит. Интересно, что и московская пресса в свое время подхватила эту чепуху - мол, вот этот деятель из такого тейпа, а тот - из сякого.

Сейчас в Чечне, да и на всем Кавказе прислушиваются, к счастью, не к тейповым характеристикам, а к авторитету человека. Я чувствую себя одинаково уютно в самых разных регионах Чечни - и не только в Чечне, но и в Дагестане. У меня дома часто бывают не только чеченцы, но и дагестанцы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, грузины и армяне - представители многих народов, озабоченных восстановлением мира на Кавказе и в Закавказье.

- Вернемся к программе образования для Чечни. Сейчас, насколько я знаю, там будет использована перспективная международная модель индивидуального обучения через интернет?

- Да, это как раз новейшие информационные технологии, которые позволят каждому человеку, имеющему провалы в образовании, обучаться у себя дома, за компьютером: она идеально подходит для Чечни, поскольку позволяет овладевать знаниями в сегодняшних совершенно немыслимых условиях, сложившихся в республике. Самыми различными знаниями - от элементарных школьных и до вузовских. Осуществляет эту работу для Чечни Московский открытый гуманитарный университет, где разрабатываются компьютерные программы по разным курсам и тематикам обучения, а также специальные методики обучения в условиях разрухи, когда нет возможности быстро создать необходимую учебную базу. По интернету, сидя у себя дома, чеченская молодежь сможет слушать лекции, которые читаются в Москве, просматривать информационный материал, участвовать в практических занятиях.

- И это станет фактически главным оружием против терроризма?

- Внешне звучит, конечно, несколько наивно, но на самом деле так оно и есть. Ведь история человечества доказала: гуманизм и просвещение неразлучны. Не случайно сегодня существует понятие "глобального мира" - взаимосвязанного, взаимопроникающего, когда в самые дальние уголки земного шара проникают глобальные ценности. Вести войны в этих условиях - уже совершенная дикость и варварство. Так что сегодня в Чечне надо добиться того, чтобы люди думали не об оружии, а о знаниях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1852
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1470
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1638
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1471

Другие новости