0
706
Газета Идеи и люди Интернет-версия

20.02.2003 00:00:00

Российский транспорт - десять лет без реформ

Тэги: минтранс, жкх, реформы


Сегодня понятно даже школьнику: замороженные трубы и целые поселки на севере страны - это прямое следствие того, что о реформе ЖКХ пока только говорят. Веерные отключения электричества - следствие того, что реформа электроэнергетики пока еще в стартовом состоянии. Но вот когда мы, замерзая на остановке, не можем дождаться автобуса или пытаемся выбраться из какой-нибудь глубинки в город на перекладных, светлая мысль о том, что в нашей с вами стране есть еще и Министерство транспорта, приходит в голову далеко не каждому.

Жизнь меняется, а транспортная система страны - остается практически такой, какой была десять лет назад. О реформах ЖКХ, электроэнергетики мы читаем и слышим практически каждый день. Но то, что сегодня страшно садиться в наши самолеты, автомобильные дороги - постоянная тема для анекдотов, большая часть морского и речного флота ржавеет в доках, а понятие "загородный транспорт" стало почти виртуальным, - известно всем и без сообщений в прессе. Разработка и реализация государственной транспортной политики, программ развития транспортного комплекса, проведение в транспортном комплексе структурной перестройки - это задачи Министерства транспорта Российской Федерации, так записано в положении об этом министерстве. Но ни о каких реформах в этой области никто, никогда, ничего не слышал.

Десять лет в своих докладах, записках и прочих документах министерство повторяет те или иные идеи по поводу создания надлежащих институциональных, налоговых, таможенных и прочих условий для обновления транспортной системы страны, повышения ее конкурентоспособности. Но дальше идей дело не идет.

Разумеется, национальному Министерству транспорта нет нужды покупать суда, автомобили, самолеты. Его обязанность - разработать концепцию и программу проведения структурных реформ в отрасли, доказать своим коллегам в правительстве и Государственной Думе необходимость радикальных изменений в транспортном хозяйстве страны.

К сожалению, за последние десятилетие самый большой успех в деятельности Минтранса - строительство нового здания министерства взамен сгоревшего корпуса бывшего Минморфлота на Лубянской площади.

С началом экономических реформ на отечественную сеть дорог вышел принципиально другой трафик: и по структуре, и по размерам. Либерализация внешней торговли привела к резкому увеличению автоперевозок. Но, к сожалению, сегодня на наших дорогах в большинстве своем не отечественные фуры. При импорте транспортных средств, подъемно-транспортного оборудования, запасных частей более трети инвестиций транспортные предприятия должны перечислить в бюджет. Так, например, при покупке автопоезда для международных перевозок и ввозе его на территорию России автотранспортник должен заплатить еще около 70% цены в виде налогов, пошлин, акцизов. При получении автомобиля на условиях лизинга суммарные фискальные выплаты превышают первый лизинговый платеж. При этом отечественная промышленность ("КамАЗ", "ЗИЛ") таких автомобилей не выпускает и в ближайшее время выпускать не будет.

В результате, по данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) и таможенной статистики, на фоне шестикратного увеличения объема автомобильных перевозок внешнеторговых грузов доля российских перевозчиков в освоении этого объема сократилась с 75 до 25%.

Конечно же, у Минтранса были более важные задачи и масштабные планы, нежели защита интересов отечественных перевозчиков. Но они почему-то не реализованы до сих пор. Попытка создания знаменитого когда-то "контейнерного моста" от восточных портов через Транссиб и далее в Европу окончилась всего лишь пиаровской демонстрацией.

Не так давно многие стали свидетелями телевизионного диалога между министром транспорта и владельцем одной из крупнейших нефтяных компаний. Нефтяной магнат выразил недоумение тем, что, приобретая новейшие танкеры в Германии для последующей постановки на баланс компании и под российский флаг, он, раньше чем перевезти первую тонну нефти, получает от государства вместо благодарности полную программу фискальных изъятий.

Министр ответил в том духе, что его ведомство работает над проблемой учреждений так называемого "второго (международного) морского реестра". Но разговоры об этом реестре идут тоже десять лет. А российские суда продолжают уходить под иностранные флаги.

Речной флот, пережив номинальные реформы в эпоху массовой приватизации, законсервировался на следующие десять лет. Авиация потеряла все десять лет, отведенных ИКАО для подготовки к выполнению норм шумности. И те же десять лет были потеряны для структурных преобразований. Организация движения в городах и общественный городской транспорт и вовсе остались советскими. Это мы видим каждый день, как бы ни добирались на работу - в своей машине или на автобусах и троллейбусах. Нет реформ - нет порядка. Но если социальные последствия торможения реформы ЖКХ уже всем известны, то пассивность Минтранса - это социальная мина замедленного действия. И рвануть может в любой момент.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1036
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2885
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1622
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1988

Другие новости