0
1535
Газета Идеи и люди Интернет-версия

17.06.2003 00:00:00

Табачный акциз: кому вершки, кому корешки

Тэги: табак, акциз, самойленко


На сегодня в мире существует три системы ставок на подакцизные товары. Первая - ставка налога устанавливается в денежном выражении на единицу товара. Это может быть 1000 штук сигарет, 1 литр алкогольной продукции или бензина. Такие ставки называются "специфическими" и применяются широко в мире. Вторая система основана на ставке, устанавливаемой в процентах от цены товара, и может применяться как к розничной цене товара, так и к отпускной цене производителя. Такие ставки называются "адвалорными", и в мире их применение неуклонно сокращается. Третья, так называемая смешанная, система объединяет две предыдущие: ставка налога устанавливается как в денежном выражении на единицу товара, так и в процентах от цены.

Сторонниками ставки налога, зависящей от цены изделия, как правило, являются производители более дешевых товаров - ведь ее применение увеличивает ценовой разрыв между их продукцией и однотипной продукцией конкурентов, более дорогой из-за ее лучших потребительских свойств. А это, в свою очередь, ведет, как показывает мировой опыт, к переделу рынка в пользу более дешевых товаров, что дает дополнительные прибыли их производителям, но далеко не всегда - государственной казне.

Как же разделила эта проблема наших табачников?

Сторонников смешанной системы возглавляет международная компания "British-American Tobacco" (BAT), которая в свое время приобрела московскую фабрику "Ява", а вместе с ней и право на одну из самых популярных у курильщиков старшего поколения марок сигарет. К BAT примкнули российские владельцы ряда табачных фабрик, выпускающих сигареты средней и низкой ценовой группы.

Им противостоит группа компаний, в состав которой вошли такие международные гиганты, как "Philip Morris" (PMI) и "JT International" (JTI). Эти компании, инвестировав в табачную отрасль России сотни миллионов долларов и построив новые фабрики, стали ведущими производителями сигарет в стране. Их поддерживает ряд российских компаний, считающих специфическую систему экономически более обоснованной.

Впервые подобное противостояние наблюдалось в 1996 году, когда законодатели решили перейти от адвалорных к специфическим ставкам акцизов. Противники этого перехода (те же самые, что сегодня ратуют за смешанную систему) предрекали тогда, что специфическая система "приведет к полному банкротству российских производителей сигарет, сотни людей окажутся на улице, а сигаретные бунты опять охватят всю Россию".

В реальности все обернулось с точностью до наоборот. В табачную отрасль пришли миллионные инвестиции, возникли новые фабрики, существующие модернизированы, появились новые рабочие места. И сегодня Россия не только полностью обеспечивает себя табачными изделиями (импорт в последние годы не превышает 1,5%), но и может ежегодно экспортировать до 70 млрд. штук сигарет. Выиграл и бюджет страны: с 1996 по 2002 год доходы от табачных акцизов увеличились в долларовом эквиваленте в три раза! Отмена ставок, устанавливаемых в процентах от цены, сделала невозможными схемы, при которых эта цена в целях уменьшения налога сознательно занижалась. В результате, согласно данным МНС РФ, сбор табачных акцизов за период с 1996 по 2002 год вырос с 37,3 до 100%. При этом расходы на администрирование специфической системы ежегодно снижались.

Однако, несмотря на столь очевидную эффективность специфической системы, с января нынешнего года табачные акцизы у нас взимаются по смешанным ставкам. Их сторонники убеждали законодателей перейти на них разными доводами.

Прежде всего ссылались на европейскую практику. Однако при детальном рассмотрении стало ясно, что предлагаемая (а ныне действующая) смешанная ставка, в которой адвалорная часть рассчитывается от отпускной цены производителя, принципиально отличается от европейской, где та же часть устанавливается от розничной цены. А это значительно затрудняет контроль за надлежащей уплатой налога и соответственно увеличивает расходы на администрирование. Кроме того, с лета прошлого года в странах ЕС установлена единая для всех типов сигарет общая ставка акциза, которая не может быть меньше, чем 64 евро на 1000 штук сигарет. Не думаю, что кто-либо из российских политиков осмелится предложить ставку акциза в размере 45 рублей на пачку сигарет, включая самые дешевые, только потому, что такая ставка действует в Европе.

Европейская модель табачных налогов вообще мало подходит странам с переходной экономикой. Так, после введения Польшей в 2000 году смешанной системы нелегальный оборот сигарет в этой стране резко возрос и достиг 17% от общего потребления, а доходы бюджета упали на 5% при росте доли акциза в цене с 54 до 68%. Видимо, учитывая этот негативный опыт, страны Балтии попросили при вступлении в ЕС сохранить за ними право применять специфическую ставку на определенный переходный период - до 10 лет - и достигли полного понимания у руководителей стран - членов Союза.

После того как стало очевидно, что к европейскому опыту апеллировать не удается, сторонники смешанной системы заговорили о ее якобы большей (в сравнении со специфической) социальной справедливости. Дескать, при смешанной ставке потребители более дорогих сигарет будут платить больше налогов, чем те, кто имеет низкие доходы и курит дешевые сигареты. Честно говоря, для меня не очень понятно, как связаны между собой желание предложить потребителю свои дешевые сигареты вместо более дорогих, выпускаемых конкурентом, и социальная справедливость.

Смешанная ставка, в которой адвалорная часть рассчитывается от отпускной цены производителя, до сих пор применялась только на Филиппинах. За годы ее применения падение акцизных поступлений нарастало катастрофическими темпами, и, когда в 1996 году бюджет недополучил 12,5% запланированных акцизов, терпение правительства лопнуло - с 1997 года в этой стране действует специфическая система. Основной недостаток системы налога, связанной с ценой производителя (этот недостаток и проявился на Филиппинах), заключается в том, что она дает полностью законную схему снижения налоговой нагрузки при сохранении, а иногда даже и увеличении прибыли. Достигается это путем создания между фабрикой и розничной торговлей промежуточной структуры, которая, как правило, является стопроцентной дочерней фирмой производителя и на которую возлагаются все вопросы реализации готовой продукции, маркетинга, управленческих функций и т.д., а также перебрасывается основная часть прибыли. Таким образом, отпускная цена производителя резко "снижается", вместе с тем снижается и налог, а прибыль компании остается без изменений.

Некоторые депутаты российского парламента высказывали подобные опасения при обсуждении вопроса об изменении системы сбора табачных акцизов. Однако их голоса услышаны не были, и с 1 января 2003 г. в России вступила в силу смешанная система ставок акциза, адвалорная составляющая которого рассчитывается исходя из отпускной цены производителя. Итоги первых месяцев текущего года неутешительны.

За I квартал 2003 года в федеральный бюджет поступило 1 млрд. 180 млн. руб. акцизов на табачные изделия в качестве текущих платежей, что составляет только 52,4% к поступлениям за тот же период прошлого года. Правда, за первые месяцы этого года поступило и 2 млрд. 231,1 млн. руб. задолженности по акцизам за прошлый год, что позволило сторонникам новой системы заговорить о росте платежей по сравнению с прошлым годом. Действительно, общий объем поступлений акцизов составил 3 млрд. 411,1 млн. руб., что больше, чем в предыдущем году, на 51,5%. Однако ставка акциза увеличилась на 70%, и налицо явное отставание собираемости налога. Аналогичная картина сложилась и в апреле, когда поступление налога составило только 85,5% от запланированного. То есть уже сегодня можно говорить о том, что выполнить задание по сбору акциза на табак Министерству по налогам и сборам будет крайне сложно.

Теперь посмотрим, что произошло с ценами.

Как ни странно, по данным независимых аналитиков, цены на сигареты наиболее распространенных марок выросли в пределах 4-5%, за исключением сигарет, выпускаемых поборниками социальной справедливости. Так, "Ява" по сравнению с минувшим декабрем подорожала примерно на 10%, а "Прима" - на 8-9%. Интересно, что еще в прошлом году некоторые парламентарии предупреждали, что основная нагрузка от повышения акцизов при введении смешанной системы ляжет на сигареты низкой ценовой группы, в первую очередь на те, что без фильтра.

Итак, что мы имеем? С одной стороны - специфическая система табачных акцизов, простая в управлении, предсказуемая по объемам поступлений в бюджет, обеспечивающая высокую собираемость налога, проверенная за годы ее применения в России и привычная как производителям, так и контролирующим органам. С другой стороны - смешанная система налога, имеющая адвалорную составляющую, основанную на отпускной цене производителя, позволяющая без особых затрат и усилий снижать причитающийся к уплате акциз, весьма трудная в прогнозировании поступлений в бюджет, не обеспечивающая к тому же их необходимых объемов.

Если абстрагироваться от противостояния двух групп производителей, а подумать, что лучше для казны, вывод очевиден: следует вернуться к специфической системе. Кстати, с аналогичной рекомендацией выступили и эксперты МВФ, представившие детальный анализ налогового законодательства правительству России. Прислушаются ли к ним - покажет будущее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1501
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1711
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1815
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4148

Другие новости