0
1173
Газета Идеи и люди Интернет-версия

27.06.2003 00:00:00

Мировая фундаменталистская революция и как с ней бороться

Евгений Ихлов

Об авторе: Евгений Витальевич Ихлов - политолог.

Тэги: ислам, терроризм, революция


За последние годы сложился ряд мифов о "восточном" по своим цивилизационным корням терроризме - исламском (арабском, чеченском, палестинском и т.д.) и японском. Мне представляется необходимым оспорить некоторые из них.

Прежде всего: не существует, на мой взгляд, такого самостоятельного фактора, как международный исламский терроризм. Поэтому принятая ныне тактика всемирной антитеррористической операции в основе своей ущербна: вместо причин явления она уделяет основное внимание следствиям.

Исламский терроризм - это определенный этап мировой исламской революции, которая началась летом 1978 года в Иране. Сегодня "революция Хомейни" переживает острый кризис и способна действовать наступательно только в форме терроризма. Если мы хотим победить его, то надо противостоять этой фундаменталистской революции, вынудить "революционные режимы" отказаться от поддержки терроризма. Вспомним ситуацию середины 1920-х: тогда не было угрозы буржуазному миру от самостоятельных акций Коминтерна, а была новая стадия мировой коммунистической революции, начавшейся летом 1917 года в Российской империи. Решительная политика Запада быстро заставила ленинцев отказаться от подрывной деятельности. Известный сегодня уже больше по политическим триллерам "международный", а на самом деле арабско-"левацкий" терроризм 70-х также не был самостоятельным движением, но лежал почти исключительно в русле советской стратегии борьбы за международное господство (в тесных рамках "разрядки"). Как показала история, во всех этих случаях теракты (спецоперации) - это скорее признак острого кризиса революционного (наступательного) процесса, чем очередная стадия успешной идейно-политической экспансии.

Терроризм есть принятие на себя частными лицами (и организациями) тех методов политического насилия, которые считаются исключительной прерогативой государства и при этом выпадают из общественных представлений о допустимом. Поэтому о терроризме невозможно говорить в эпохи, когда у государства (точнее, у правительства, у центральной власти) нет монополии на вооруженные силы и правосудие. Заговоры и тираноубийства - с античных времен и до конца Средневековья - это вовсе не терроризм в современном восприятии, но привычный метод политической борьбы. Точно так же войны феодальных владык - отнюдь не гражданские войны, а герилья и "благородные разбойники" - это вовсе не "освободительное партизанское движение". Взятие в заложники знатных представителей побежденного племени - явление, характерное для большинства времен и народов. Точно так же геноцид и массовый угон населения в рабство (часто перераставший в этноцид) составляли обычай войны тысячелетиями.

Только европейский XVIII век - с его подчеркнуто правильными, правовыми, "галантными" "войнами королей" и деидеологизацией европейских конфликтов - привел к отказу от традиции расправы над мирным населением, в том числе от казней заложников. Отношение к частному политическому насилию меняется с появлением европейского бюрократического абсолютизма, четко разграничившего публичную сферу и гражданское (точнее, мещанское) общество. Поэтому заложничество - угроза уничтожения мирных людей (из категории, заранее определенной как "виноватые") во имя политических целей - приобретает свой современный смысл только тогда, когда институализируется государственный терроризм. С этого момента государство начинает выступать как "педагог террористов". Государственный терроризм был создан якобинцами, которые ввели институт "подозрительных", сознательно запугали своих оппонентов массовыми репрессиями. Террор - это всегда репрессии против тех, кто не может оказать немедленного адекватного сопротивления. Ставшее всемогущим, но и правовым, то есть внушившее подданным определенное представление о минимуме гражданских прав, европейское государство позволяет себе карательные акции против непокорных и казни политических оппонентов. В этих условиях сражающиеся с государством общественные силы (особенно если у них нет демократических возможностей мирно противостоять политике государства и власть имущих) считают себя вправе вести с государством "общественную войну", судить и казнить "врагов общества".

Там, где терроризм существует в незападном мире, он представляет собой продукт достаточно сильного влияния западных идей. То же самое относится к заложничеству как форме политического терроризма. Впервые в современной истории метод "заложничества" и "коллективного наказания" (в нынешнем понимании) в качестве инструмента правительственной политики был применен около ста лет назад дважды: 1) европейскими державами, которые разгромили Китай в 1901 году, в ответ на восстание "боксеров" против иностранцев (это тогда кайзер Вильгельм II дал напутствие германским войскам при погрузке их на суда в Киле: "Ведите себя, как гунны") и 2) царским правительством, которое инспирировало еврейские погромы или попустительствовало им, прямо требуя от евреев под угрозой массовой гибели соплеменников отказаться от революционной и демократической деятельности. Первый классический расстрел заложников (включая женщин, детей и стариков) произошел в августе 1914 года в бельгийском Лувене, когда войска кайзера "подавили в зародыше" городскую партизанскую войну (после того, как наступающие германские колонны были обстреляны из охотничьих ружей). "Ответным" со стороны Антанты актом гостерроризма стали военные еврейские погромы и депортации 1915-1916 годах, организованные в Галиции в прифронтовой полосе великим князем Николаем Николаевичем ("в ответ" на "еврейский шпионаж", который был объявлен причиной поражения российской армии). В том же 1915 году был подготовлен проект указа святого великомученика Николая II о массовой депортации этнических немцев на Волгу и дальше. Таким образом, с точки зрения царских властей, два этноса (немцы и евреи) попали в категорию "подозрительных". Широчайший размах заложничества, введенного большевиками, только повторил то, что применяли европейцы в колониях, кайзеровская армия - в Бельгии и Польше, а царизм - в своей стране.

"Частный терроризм" радикально изменился после Второй мировой войны. Раньше его объектом были сановники или иные представители государства. Отныне он приобретает характер "коллективного наказания" населения - за поддержку режима, за политическую пассивность и т.п. Таким образом, "общественные террористы" приняли тактику террористических государств, особенно СССР и Третьего рейха.

Вновь подчеркну, что государственный терроризм - это сугубо западный феномен, потому что только Запад знал идею тоталитаризма (полной реконструкции социальной жизни с помощью репрессивной мощи государства, включая массовую чистку "подозрительных" социальных и этнических групп). Поэтому даже самый яростный антизападный - исламистский - терроризм является использованием чисто западных политических технологий. Именно огромное значение, которое приобрел терроризм в практике революционного исламского фундаментализма, лучше всего свидетельствует о достаточно глубоко зашедших процессах проникновения западной цивилизации в культуры исламского мира.

"Частный" политический терроризм с захватом заложников был "изобретен" в конце 60-х годов палестинцами - самым вестернизированным слоем арабского общества. Этот метод - вершина тоталитарно-террористической доктрины о "наказании" социума, равнодушного к "справедливой борьбе". Но "частный терроризм" всегда лишь копирует государственный, усваивает его приемы.

Сегодня стали привычными тезисы о "размывании" государственного суверенитета в ходе глобализации и о необходимости международной борьбы с терроризмом. Но такая борьба - как и борьба с мировым большевизмом - приведет к успеху только в том случае, если будет сопровождаться морально-политической победой Запада над силами мировой фундаменталистской революции. А морально-политическая и правовая победа возможна только при одновременном категорическом запрете на мировом уровне всех форм террора (государственного и общественного), включая любые насильственные формы "коллективного наказания". Большевизм тоже был повержен только после того, как Запад начертал на своем знамени приоритет прав человека.

Естественно, борьба с международным терроризмом требует создания абсолютно легитимной "мировой жандармерии", которая будет пресекать любой террор (и прежде всего государственный), любое коллективное наказание беззащитных. Выполнение же жандармских функций "явочным порядком" со стороны англо-американской коалиции, как это было в случае с Ираком, выглядит в глазах многих как равноаморальное состязание двух преступных силовых команд.

Современный терроризм - это действительно проявление конфликта культур, но конфликт тут происходит внутри самой мусульманской цивилизации - в форме усвоения ею "западной" революционно-утопической идеи. Исламским странам надо помочь пройти кризисный период. Призывы к тотальной конфронтации с исламским миром только интенсифицируют терроризм. Европейские террористы 70-х охотно провоцировали авторитарные тенденции в Германии и Италии, им нужны были полицейские репрессии против системной радикальной оппозиции - чтобы столкнуть ее в революционное подполье, как это случилось 100 лет назад в России.

Абсурдна международная антитеррористическая коалиция, в рамках которой имперские державы - с молчаливого согласия западных демократий - подавляют сепаратистов методами государственного терроризма, тем самым лишь раздувая террор "снизу". Необходима коалиция стран, помогающих исламским народам изжить болезненные явления, - не "санитарный кордон", но новый глобальный план Маршалла.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
1944
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
1924
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
1771
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
1367

Другие новости