0
734
Газета Идеи и люди Интернет-версия

14.01.2004 00:00:00

Сумерки в конце туннеля

Константин Микульский

Об авторе: Константин Иванович Микульский - член-корреспондент РАН.

Тэги: выборы, политика, демократия, путин, последствия


Пройдет лет сто, и в сознании общества события конца 80-х - начала 90-х г. XX века будут однозначно восприниматься как Великая антикоммунистическая революция, открывшая России и другим социалистическим странам путь к восстановлению общих для мировой цивилизации социально-экономических основ общественной жизни, в принципе адекватных возможностям и потребностям ХХI века. Сейчас же отдаленные перспективы не радуют, зато остро воспринимаются социальные потери 90-х гг. Российское общество переживает специфическую переходную фазу развития от "коммунистического социализма" к социализируемому капитализму современного типа. Этой промежуточной фазой в России стал особый тип капитализма - капитализм асоциальный, криминально-бюрократический. Цивилизовать его можно только путем целеустремленных глубоких преобразований революционного характера. А для этого должны сформироваться необходимые общественные силы, их идеология и стратегия.

Итоги парламентских выборов не сняли с повестки дня многовариантность перспектив развития России. В этих условиях особенно важно, чтобы избранный государством политический курс не отклонялся от вектора, направленного на формирование эффективной экономики, социально справедливых общественных отношений, политической демократии. В необходимости такого курса нужно убедить и широкие слои населения, и особенно элиту.

Путину как высшему должностному лицу повезло стать президентом именно в России. Идея единоначалия доминирует в представлениях россиян о нормальной государственной власти. Для них привлекательна ситуация, когда они полностью вверяют власти свою судьбу. Не случайно партии, победившие на выборах, более или менее откровенно выступали под лозунгом "Поддержим политику Путина, а какой она будет - определит он сам".

Но если говорить о реформаторской миссии, то Путину нелегко быть президентом России. Именно в деле реформирования страны он не может получить активную, деятельную поддержку народа. Народ может быть пассивным объектом реформ, "созерцать их со стороны", подчиняться, но в целом еще не может выступить силой, непосредственно включившейся в преобразования, своими поступками двигающей их вперед. И, следовательно, не может оказать активную политическую и моральную поддержку президенту. А потому существует очевидная зависимость президента от консерватизма элиты. Легко побороть кучку, по существу, беззащитных олигархов, но исключительно трудно вовлечь в русло социально-экономических и особенно политических прогрессивных преобразований бюрократический класс вместе с однотипным с ним "политическим классом", зачастую испытывающим неприятие многого из того, что жизненно важно для страны.

Приходится констатировать, что в России в отсутствие дееспособных демократических секторов политического спектра движение к реальной демократии и социальной рыночной экономики возможно только с помощью власти. А это автоматически предполагает в той или в иной мере ее авторитарный характер. Механизмы авторитаризма уже налицо или отлаживаются. По существу, созданы необходимые условия для жесткого контроля государства над политической жизнью. Судьбоносный для России вопрос: какой вектор общественного развития изберет авторитарная власть - к консервации существующего порядка вещей и даже к его усугублению, или к формированию гражданского общества?

Можно полагать, что президент сознает безальтернативность утверждения в России свободной рыночной экономики с ограниченным объективными потребностями государственным регулированием, то есть реализации в тех или иных масштабах идей современного либерализма. Но экономическая политика подвержена изменениям в зависимости от доминирующего вектора влияния политических сил и экономических обстоятельств.

Еще сложнее в политической сфере. Отношение элиты к демократизации общественной жизни зачастую довольно негативно. Цель элиты - закрепить политический статус-кво (что не исключает внутриэлитной борьбы за власть). Поэтому элите нужно слабое государство там, где она интенсивно обогащается, вольно обращается с законом, но сильное государство там, где ей нужно предотвратить сопротивление общества, отстоять свои привилегии.

Пока ни благоприятный политический ресурс - высокий авторитет президента, ведущая роль его администрации при формировании государственной политики, ни благоприятный экономический фактор - относительно высокий рост ВВП не используются в должной мере для продвижения реформ. Внимание власти сосредоточено скорее на дальнейшем укреплении ее политических позиций. В решении же социально-экономических и общественно-политических проблем власть систематически запаздывает. А разновекторность развития - строительство либеральной экономики в сочетании с тормозящим влиянием авторитаризма на демократические процессы - может нанести России непоправимый ущерб.

Если из нынешней, во многом неустойчивой переходной ситуации окончательно вырастет устойчивая социально-экономическая система кланово-бюрократического капитализма с авторитарным политическим строем, со сформированной государством партийной системой, не ориентированной на динамизм общества, и пассивностью основной массы населения, то это будет означать историческое поражение России. Тем более многие масштабные проблемы страны, в том числе проблема экономического роста, имеют тенденцию к обострению.

Преодолеть российский асоциальный криминально-бюрократический капитализм не помогут ни "восстановление справедливости" путем разгрома какого-либо олигарха или снижения прибыльности нефтяных монополий, ни национализация каких-либо предприятий, ни усиление государственного вмешательства в экономику, осуществляемого при нынешнем состоянии государственного управления. Как нынешний тип капитализма в России создавался под прямым воздействием государства или при его попустительстве, так и начинать оздоровление сложившейся в стране социально-экономической системы необходимо с преобразований государственного механизма. И в этой связи не может не вызывать озабоченность затягивание даже первых шагов давно назревшей административной реформы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Анастасия Башкатова

Коллекция как напоминание о принадлежности к западноевропейской цивилизации

0
1940
Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Анастасия Башкатова

Семь из десяти россиян доверяют производителям из братской республики

0
2270
Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Михаил Сергеев

Чиновники мегарегулятора наблюдают за сокращением своего влияния на экономику

0
3328
На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

Данила Моисеев

Консерваторы слишком дискредитировали себя, но и лидер лейбористов не самый заслуживающий доверия политик

0
2477

Другие новости