0
1117
Газета Идеи и люди Интернет-версия

27.07.2004 00:00:00

Труба упущенных возможностей

Андрей Фролов

Об авторе: Илья Сергеевич Сергеев - независимый эксперт.
Андрей Львович Фролов - научный сотрудник ПИР-Центра.

Тэги: афганистан, сотрудничество, газопровод


афганистан, сотрудничество, газопровод Пока в Афганистане редки приметы индустриальной эпохи. Но ситуация может измениться.
Фото Reuters

В последнее время Афганистану в мировых СМИ уделяется все меньше внимания. Несмотря на падение режима талибов, находящимся в стране коалиционным войскам во главе с США и Великобританией так и не удалось стабилизировать обстановку даже вокруг Кабула. Можно говорить о том, что после отстранения талибов от власти и уничтожения большей части руководства «Талибана» ситуация стала еще менее предсказуемой, чем прежде. И если раньше Афганистан назывался в числе государств-изгоев, то теперь многие склонны говорить о том, что он превратился в сплошную «черную дыру», лоскутную страну, где без следа исчезают деньги, техника и оружие.

Однако, несмотря на столь безрадостную картину афганского настоящего и отсутствие у этого государства видимых политических перспектив, выгодное положение Афганистана по-прежнему приковывает к нему внимание ведущих мировых держав. Кроме России. Судя по тому, что в российских государственных СМИ тема Афганистана, по сути, никак не освещается, можно сделать вывод, что у Российской Федерации нет стратегических интересов в Афганистане. Так ли это?

Фактически начиная с середины XIX века, с того, что потом с легкой руки Редьярда Киплинга стало называться «Большой Игрой», Афганистан представлял для нашего государства если не источник опасности, то как минимум причину для беспокойства. Последние годы не изменили этого положения: так, в Афганистане производится 20% всего героина, который потом направляется в том числе и в Россию, а через Россию – в Европу.

К тому же, если Российская Федерация стремится сохранить свое влияние в Центрально-Азиатском регионе, ей необходимо внимательнее относиться к афганским проблемам. Наконец, Афганистан – одна из немногих стран, имеющих внешний долг перед Россией. Речь идет о 2 млрд. долл., которые СССР в 70–80-х гг. вложил в строительство инфраструктуры и дорог, в поставки вооружений.

При этом, при всей нестабильности политической обстановки в Афганистане, там живут и здравствуют амбициозные международные проекты, связанные прежде всего с географическим положением государства и с возможностью использовать его территорию для транзита грузов и полезных ископаемых, прежде всего нефти и газа.

В первую очередь речь идет о дорогостоящем проекте прокладки трансафганского газопровода для транзита газа из Туркмении в Пакистан. Его история уходит своими корнями в 1960-е гг. Советский Союз после вывода своих войск из Афганистана был готов поддержать многосторонний проект с вовлечением в него СССР, США, Франции, Ирана, Пакистана и Китая, однако по каким-то причинам Соединенные Штаты не выразили готовность к тесному сотрудничеству с Советским Союзом и до 1996 г. о проекте вообще старались не вспоминать.

В 1996 г. американская компания Unocal и бразильская компания Bridas проявили интерес к строительству выгодной газовой артерии и с этой целью начали сотрудничество с движением «Талибан». Однако в то время проект не получил необходимой поддержки. Инвестиции в него сдерживались прежде всего отсутствием всяких гарантий со стороны лидеров движения. А в таких условиях деньги не готовы были вкладывать даже самые рисковые бизнесмены.

Идея «повисла в воздухе», однако от нее не отказались. И хотя сам проект неоднократно ставился под сомнение, уже в конце 2003 г. о трубопроводе заговорили вновь.

В начале 2004 г. идея создания ветки от туркменского газового месторождения Довлетабад (запасы которого превышают кладовые Пакистана более чем в 3 раза) до пакистанского порта Мултан через Афганистан, кажется, вновь обрела очертания. Сапармурат Ниязов и Хамид Карзай подписали межправительственное соглашение о строительстве газопровода: 1460 км трубы будут стоить инвесторам 2,5 млрд. долл. Предполагалось, что только от транзита газа Афганистан будет получать ежегодно 300 млн. долл.

Поддерживая эту идею, в начале 2004 г. Азиатский банк развития (АБР) заявил о готовности выделить средства для строительства подземных газовых хранилищ в Пакистане. Как отмечали официальные лица АБР, эти хранилища будут использоваться для обеспечения стабильной работы будущего газопровода.

В настоящий момент этот стратегический проект остается без российского участия, а Афганистан – без российского не то что влияния, но даже внимания. Судя по косвенным данным, при дальнейшей реализации проекта газопровода заинтересованные стороны постараются обойтись без российского участия. В связи с этим возникает вопрос: для чего Российской Федерации необходимо обеспечить свое влияние на Афганистан и гарантировать соблюдение там своих интересов?

Прежде всего, как уже отмечалось, это внешний долг Афганистана России. В стране (в особенности на севере) до сих пор сохраняется инфраструктура, построенная советскими специалистами. Она требует ремонта. Афганистану необходима сельскохозяйственная техника. То, что ему готовы предложить американские, японские и немецкие компании, слишком дорого и зачастую не подходит для суровых афганских условий. Экономика Афганистана, которая, надо думать, еще нескоро избавится от определения «опиумная», требует дешевых и надежных орудий труда, которые способна предоставить Российская Федерация, особенно принимая во внимание тот факт, что в стране еще есть специалисты, обучавшиеся в советских вузах и знакомые с российской техникой.

Говоря о трансафганском газопроводе, необходимо также учитывать, что ему потребуется обслуживание, инфраструктура, которая уже была построена советскими специалистами. Но российское руководство в силу своей собственной бездеятельной политики рискует утратить всякую инициативу в решении афганских проблем и в восстановлении своего влияния в этой стране. И дело здесь не только в активном противодействии со стороны американских советников и компаний, действующих в Афганистане.

Как с сожалением отмечают те, кто знаком с обстановкой в стране, в деятельности российских представителей и сотрудников ряда российских компаний, находящихся в Афганистане, полностью отсутствует всякая координация действий, которая особенно необходима, учитывая тамошние непростые условия и отношение к русским компаниям со стороны оккупационных властей. Робкие попытки российского руководства принять участие в восстановлении афганского государства, похоже, не принесли результатов. Широко разрекламированная в 2002 г. миссия МЧС успехом не увенчалась, а те средства, которые выделялись на афганские проекты Министерства по чрезвычайным ситуациям, не оставили заметного следа в экономике страны. Более того, сами афганцы, хотя они и настроены дружелюбно по отношению к российским специалистам (при этом, например, в Кабуле отношения между местными военными и оккупационными силами оцениваются как напряженные и даже враждебные), подчеркивают, что Россия не внесла своего вклада в послеталибское возрождение Афганистана.

И это несмотря на то, что ряд российских компаний (прежде всего «Роснефть» и «Машиноимпорт») достаточно активно действуют на афганской территории, реализуя совместные российско-афганские проекты. Однако усилия отечественных компаний – капля в море, особенно если учитывать активную и даже порой агрессивную политику американских компаний в стране.

В этой связи следует упомянуть сферу военно-технического сотрудничества (ВТС) между двумя странами, которая дает основания для сдержанного оптимизма. Известно, что Россия долгое время поддерживала вооруженные формирования Северного альянса поставками вооружений и военной техники. По признанию министра обороны РФ Сергея Иванова, только в 2001 г. объем помощи составил 30–40 млн. долл. (отметим, что именно на этот период приходится пик противостояния движения «Талибан» и Северного альянса). Интересно, что независимые эксперты оценивают российские поставки в 2001 г. в 200–300 млн. долл. Отмечалось также, что ряд поставок оплачивался Соединенными Штатами.

По весьма скупым сведениям, в настоящее время Россия обучает незначительное число афганских военнослужащих, а также на безвозмездной основе поставляет запасные части и горюче-смазочные материалы для техники советского/российского производства. Однако даже в области ВТС, где позиции России традиционно сильны, наблюдается сильная конкуренция со стороны ряда стран не только Восточной Европы и СНГ, но и, например, Индии. Последняя предложила свою помощь в обучении афганских пилотов управлению истребителями МиГ-21.

Несмотря на ряд локальных успехов России на земле Афганистана, остается фактом следующее обстоятельство: американские компании вкладывают гораздо больше средств в восстановление инфраструктуры, чем российское правительство. Так, к примеру, только на реконструкцию шоссе Кабул–Кандагар–Герат США и их партнеры потратили 180 млн. долл., тогда как, по данным Министерства экономического развития и торговли, российская помощь Афганистану в 2002 г. незначительно превысила сумму в 30 млн. долл.

Даже при таких скудных инвестициях можно было бы рассчитывать на получение заказов на восстановление объектов, построенных советскими специалистами, но к работе над этими проектами иностранные советники предпочитают привлекать компании из Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана и даже Чехии, но не из Российской Федерации.

К сожалению, приходится констатировать: Россия стремительно теряет остатки влияния в Афганистане. В первую очередь это связано с отсутствием четкой позиции всех заинтересованных государственных органов. Кроме того, сказывается и привычная ситуация отсутствия средств и желания нести риски и гарантировать контракты российских компаний во все еще нестабильной стране.

Реализация проекта трансафганского газопровода поможет стабилизировать обстановку в Афганистане. Политическое участие России в этом проекте позволит ей сохранить свои позиции в Центральной Азии, обеспечить интересы своей национальной безопасности, а кроме того, и это особенно важно, свои экономические интересы. Было бы непростительной ошибкой потерять Афганистан снова, причем на этот раз потеря может стать безвозвратной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1265
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
898
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1047
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1059

Другие новости