– Владимир Лукич, в каком направлении должно, по вашему мнению, идти нормативное регулирование отрасли связи? Какие законы необходимо разработать?
– В первую очередь я хочу отметить, что с принятием нового Закона «О связи» значительно ускорился процесс демонополизации телекоммуникационного рынка. На сегодня приоритетными должны стать законы, направленные на формирование единого информационного пространства и построение информационного общества. Государство обязано создать условия, чтобы все жители России вне зависимости от места их проживания имели доступ к современным средствам связи, включая интернет. Важно, что эти принципы нашли свою реализацию в новом Законе «О связи».
– А что будет с федеральными целевыми программами? В частности, с ФЦП «Электронная Россия»?
– Расходы на «Электронную Россию» в 2005 году значительно увеличены, ее реализация уже дает первые значимые результаты, прежде всего в области информатизации государственного управления и в развитии электронной торговли. Считаю, что программа очень нужна и у нее большие перспективы. Как сообщали многие СМИ, президент России Владимир Путин высоко оценивает значение «Электронной России» для внедрения IT-технологий во все сферы общественной жизни страны.
– В последнее время делаются попытки внести поправки в Закон «О связи». Например, предлагается финансировать резерв универсального обслуживания из госбюджета. Как вы считаете, это возможно?
– Главное достоинство Закона «О связи» в том, что он направлен на защиту прав граждан. Этот закон, как я уже говорил, обеспечивает для всех жителей нашей страны возможность доступа к услугам связи, включая интернет. К сожалению, прежде всего именно внедрение системы универсального обслуживания наталкивается на ожесточенное сопротивление. Не обманывая себя и других, следует понять, что средств в федеральном бюджете на финансирование универсальной услуги просто нет. Согласен со всеми операторами, что никому не хотелось бы выделять часть средств из своих бюджетов на финансирование этой услуги. Но и сказать, что более чем 50 тысяч населенных пунктов России в ближайшее время не будут телефонизированы, мы не можем.
Давайте будем реалистами и не станем обманывать людей, проживающих в этих населенных пунктах. Считаю, что сейчас пересматривать положения Закона «О связи» нецелесообразно. Давайте сначала дадим закону поработать и проанализируем правоприменительную практику, а затем, с учетом накопленного опыта, поймем, что нужно делать. Нам крайне необходимо стабильное законодательство.
– На ваш взгляд, регулирующий орган, распределяющий радиочастоты, должен находиться в ведении профильного министерства или его следовало бы подчинить напрямую правительству РФ?
– Подчинять государственную комиссию по радиочастотам правительству? Зачем? Давайте тогда передадим правительству, например, функцию выдачи лицензий на добычу полезных ископаемых. Нет, каждый должен заниматься своим делом. Статус ГКРЧ как межведомственного органа полностью соответствует принципам административной реформы. В частности, принципу ответственности министерств за вверенные им направления деятельности.