После последних думских выборов и победы «Единой России» один из руководителей администрации президента объявил о завершении политического переходного периода. Но после череды терактов и вооруженных столкновений в Ингушетии и Грозном, Воронеже и Москве, после потрясших всех событий в Беслане президент Владимир Путин заявил, что «мы живем в условиях переходной экономики и не соответствующей состоянию и уровню развития общества политической системы» и что «наиболее эффективный отпор террористы получают именно там, где сталкиваются не только с мощью государства, но и с организованным, сплоченным гражданским обществом».
Для оценки перспектив выхода из кризиса (а масштабы и характер последних событий свидетельствуют не об отдельных несовершенствах политической системы или недостатках в области обеспечения безопасности, а именно о кризисе) очень важно сформулированное президентом видение проблемы на «входе» и «выходе». Итак, причины: распад СССР и открытые внешние границы, заинтересованность внешних сил в ядерном разоружении России и ее развале, недостаточное внимание государства к вопросам обороны и безопасности, обострившиеся внутренние конфликты и межэтнические противоречия, коррупция в правоохранительной и судебной сферах. Что касается мер, которые необходимо предпринять, то они получили свою расшифровку в выступлении Путина на расширенном заседании правительства 13 сентября. Первое направление – обеспечение единства страны – совершенно справедливо определено главным условием победы над террором. Что же предлагается для его достижения? Первое – обеспечение единства исполнительной власти в стране посредством избрания высших должностных лиц субъектов РФ законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. Второе – введение пропорциональной системы выборов в Государственную Думу, то есть только по партийным спискам. Третье – образование общественной палаты как площадки для широкого диалога, обсуждения гражданских инициатив, проведения общественной экспертизы ключевых государственных решений и законопроектов.
Итак, нетрудно заметить, что единство страны как политическая цель будет достигаться путем укрепления единства власти и еще большего контроля исполнительной власти над законодательной. При той роли, которую играют представительные органы законодательной власти, общественная палата, вообще не имеющая никаких властных полномочий, останется делом лишь ее участников и не сможет стать инструментом сплочения общества.
По второму направлению – создание новой системы взаимодействия сил и средств, осуществляющих контроль за ситуацией на Северном Кавказе, – объявлено об образовании особой федеральной комиссии, на которую возложена задача уже в обозримом будущем добиться заметных результатов в деле повышения уровня жизни в регионе. Задача правильная, но средство ее достижения – опять бюрократическое. По третьему направлению – создание антикризисной системы управления, включая новые подходы к деятельности правоохранительных органов, – тоже предлагаются меры административно-силового характера.
Таким образом, главный ответ власти на террористический вызов состоит в усилении государственного управления. Было бы неверно недооценивать возможности этого пути. Однако в нашей стране каким-то удивительным образом удается из любой меры – будь то демократические выборы губернаторов (теперь уже в прошлом), будь то выборы в Госдуму по партийным спискам (в будущем) – извлечь все самое негативное. В первом случае это было проталкивание в губернаторы «своих людей» различными далекими от интересов общества кланами и структурами. Во втором – это будет полный контроль исполнительной власти за партийными списками. Поэтому сами по себе административно-управленческие, структурные изменения далеко не гарантируют конечного положительного результата. И вообще суть проблемы и ее решение лежат отнюдь не только в этой плоскости.
Помимо укрепления единства власти, для упрочения единства страны необходимо, во-первых, единство этой самой власти и народа и, во-вторых, консолидация различных социальных слоев всего общества. Дело здесь прежде всего в тех параметрах, которыми определяются так необходимые сейчас сплоченность и единство.
Самая же коренная проблема состоит в том, что у нас не только нет организованного, сплоченного гражданского общества. У нас вообще нет общества как совокупности людей, скрепленных общими интересами, целями и идеалами. Общеизвестно, что самым главным для мироощущения людей, для их отношения к государству и обществу, в котором они живут, является их экономическое и социальное положение. Хорошо известно, что таких кричащих контрастов, как в современной России, нет ни в одной цивилизованной стране мира. Если мы считаем это нормальным, то нам же хуже. Причем всем – от безработных и бомжей до олигархов. Не может быть сплоченным и единым общество, где даже в государственных корпорациях высшие менеджеры только официально получают миллионы долларов и в то же самое время десятки миллионов граждан получают меньше прожиточного минимума, а сотни тысяч граждан России, живущих в Чечне и других республиках Северного Кавказа, не получают вообще ничего. Это ведь азы криминологии, что преступность имеет экономические и социальные корни. Патологических преступников, которых по форме черепа и чертам лица вычислял Ломброзо, ничтожное меньшинство среди совершающих преступления.
Было очень странно и грустно читать интервью одного из руководителей МВД, данное после задержания очередной порции «оборотней в погонах». В нем он сказал, что повышение зарплаты сотрудникам МВД не является панацеей от коррупции и что общий объем взяток таков, что никакое государство не в состоянии его выплатить. Но ведь речь идет не о том, чтобы «перекупить» генерала МВД, вывозившего через «Шереметьево» миллионы долларов в чемодане, и ему подобных высокопоставленных коррупционеров. Речь идет о десятках и даже сотнях тысяч низкооплачиваемых милиционеров, гаишников, военных, таможенников и т.д., для которых взятка – средство к жизни.
Единство общества определяется и разделяемыми им ценностями и моральными нормами. В течение многих лет у нас ведется целенаправленная пропаганда культа силы, жажды наживы, денег как главной ценности бытия. Бесполезно осуждать за взятки рядовых милиционеров, если на самом популярном телеканале совершенно спокойно выходила развлекательная программа «Алчность». А ведь алчность, по Далю, – ненасытность, жадность. И снята она была с эфира отнюдь не из-за вопиющей безнравственности, а из-за низкого рейтинга: подвела очевидная бездарность ведущего. Но потеря невелика – алчность успешно насаждается через другие, более талантливые и популярные программы. У нас уже выросло целое поколение, которому с младенчества внушают: не «Стань Человеком», а «Стань миллионером». Вот и требуют бандиты за похищенных людей миллионы. Тоже хотят стать миллионерами.
Безусловно, необходима реформа политической системы. Она уже совершила переход от советской к постсоветской. Но это не обеспечило эффективного гармоничного развития общества, благополучия и безопасности его граждан. Будет очень жаль, если новый переход сведется к пересаживанию музыкантов «квартета», а не к изменению самой музыки. Согласно ст. 7 Конституции, Россия является социальным государством. Но, несмотря на это, в год самых больших доходов государства и самой большой террористической угрозы принимаются государственные акты, с одной стороны, о замене реальных льгот непросчитанными денежными выплатами пенсионерам и инвалидам, а с другой – о существенном повышении зарплаты высшим чиновникам при сохранении существующих для них льгот. Ссылки на то, что многими льготами все равно не все пользуются, неубедительны. Зачем транспортные выплаты бабушкам из далеких деревень, если им все равно не на чем и некуда ездить? Им надо просто повысить пенсию, а не устраивать новое издание двойной бухгалтерии: называем «на транспорт», а платим «на хлеб». А вот жителям городов никакие выплаты не компенсируют реальных потерь. Наивно ожидать, что такая реформа укрепит доверие к власти и вызовет желание объединяться по ее призыву.
Действительная реформа политической системы не обязательно должна выражаться в создании каких-то новых структур или изменении старых, хотя это тоже возможно. Гораздо важнее сама политика, которую проводят эти структуры, а также демократические процедуры ее выработки. Политика государства, ее социальное содержание – это самый главный компонент современной политической системы. Именно он и нуждается в реформировании. Надо прекратить давить на оппозицию и СМИ. Финансовые проверки надо начинать не с бедных оппозиционных партий, а с богатых правящих. Снимать не редакторов газет за слишком откровенные фотоснимки жертв террора, а чиновников за наглую, бессовестную ложь о числе заложников. Надо не мешать каждому заниматься своим делом: оппозиции – оппонировать, а СМИ – информировать. Это и будет то самое гражданское общество, о котором говорил президент.
Вся мощь государства, все его ресурсы должны быть направлены на обеспечение благосостояния, на соблюдение прав и свобод не отдельных социальных групп, а каждого гражданина. Тогда будет обеспечено единство страны. Если высшая власть этого не добьется – а в России почти все и почти всегда зависело от нее, – нас ждут еще более тяжелые времена.