0
1015
Газета Идеи и люди Интернет-версия

25.01.2006 00:00:00

Юрий Бойко: Россия и Украина имеют совместный бизнес

Тэги: украина, газ, бойко


– Юрий Анатольевич, как вы относитесь к созданию СП «Нефтегаза» и «РосУкрЭнерго», через которое на украинский рынок приходит «Газпром»?

– Россияне уже давно хотели выйти на наш рынок. Они уже вошли в Германию, скупили сети в Литве, они сейчас присутствуют везде. Мне кажется, что нынешний вариант допуска в Украину «Газпрома» – наиболее мягкий для нас по сравнению с другими странами. Заходя на рынок, россияне будут проникаться его проблемами, понимать, что здесь у них есть свои интересы.

– Могла ли украинская сторона выторговать себе более выигрышные условия по газовому соглашению, подписанному 4 января?

– В ситуации, которая сложилась для Украины в конце декабря прошлого года, – нет. Украинские переговорщики завели ситуацию в тупик – сначала политический, потом экономический. Первый раз приехали в марте 2005 года на переговоры и умудрились предложить россиянам: давайте перейдем на денежные расчеты. Потом, мы потеряли рынок сбыта для украинских товаров на 800 миллионов долларов в Туркменистане, ведь за газ мы рассчитывались на 50% товарами. В результате Россия нам поставляет газ по 230 долларов. Цена туркменского газа для отечественной промышленности увеличилась на 30%. И это еще не самый худший вариант развития событий.

– На днях Юлия Тимошенко заявила, что если бы ей удалось еще несколько раз встретиться с президентом России Владимиром Путиным, то Украина газ получала бы бесплатно.

– О благих намерениях Юлии Тимошенко хорошо известно. В свое время «Итера», которая, как утверждает Виктор Ющенко, тесно связана с бизнес-интересами Тимошенко, уже поставляла газ в Украину. И что? «Итера» использовала украинский рынок как пылесос, вынимая деньги из наиболее перспективных предприятий. В период, когда Юлия Владимировна была вице-премьером по ТЭКу, накопились гигантские долги перед Россией за газ, в размере полутора миллиардов долларов. И мне как руководителю «Нефтегаза» потом пришлось разгребать эти авгиевы конюшни.

– Кстати, о предприятиях. Металлурги считают, что в результате газового соглашения экономику Украины ожидает коллапс. Это повлечет за собой остановку предприятий, массовые увольнения украинцев, потерю внешних рынков.

– Я вас уверяю, что металлурги с ценой 95 долларов не погибнут. Реальная рентабельность металлургических предприятий колеблется от 20 до 40%. Это очень большая цифра. И если газ будет реально стоить 95 долларов плюс транзит – максимум 110 долларов, то они от этого не погибнут. Просто меньше будут оставлять деньги в офшорах.

Решающим здесь будет то, как пройдут переговоры с Туркменистаном. Если премьер-министр будет туда ездить и заниматься предметно этим вопросом, то все будет нормально. В Туркменистан я ездил каждый месяц. Во Францию или Бельгию ездить бесполезно. Надо ездить в Ашхабад и в Москву – там есть газ.

– Правительство заявило, что оно не намерено повышать цены на газ для населения. За счет чего будет покрываться разница?

– Перед выборами власть не может поступить иначе. Поэтому для покрытия возьмут очередной кредит – они уже их набрали миллиарды долларов за прошлый год – и закроют дыру. А последующее поколение будет рассчитываться за то, что они задолжали. Это просто предвыборная акция.

– Есть ли выход или Украина неминуемо окажется в долговой яме?

– Безусловно, есть. Необходимо развивать экспорт – часть газа продать с тем, чтобы сбалансировать ситуацию внутри страны. При всех повышениях цен, которые Украина имела со стороны Туркменистана в прошлые годы, промышленность получала всегда одинаковую цену за счет того, что часть газа реэкспортировали и из прибыли покрывали разницу цен.

– Но в соглашении зафиксирован отказ Украины от реэкспорта газа, получаемого от «РосУкрЭнерго».

– Да, но там написано, что по взаимным договоренностям могут меняться условия соглашения. В газовом бизнесе не бывает, чтобы договорились на пять лет вперед – и все. Какие-то коррективы будут вноситься. Вообще газовые отношения между нами и Россией регулируются 18 газовыми договорами, протоколами, межправительственными соглашениями и др. Этим вопросом надо серьезно заниматься.

– И все-таки. Вы говорили, что если цена на газ вырастет до 160 долларов, а это не исключено, то украинский рынок не выдержит. Где искать выход?

– Во-первых, необходимо осознать, что Россия и Украина имеют совместный бизнес и он должен быть выгоден обеим сторонам. Сегодня Украина нуждается в инвестициях в свою газотранспортную систему, а Россия – в увеличении объемов поставок газа в Европу. Поэтому главный проект – это возвращение к идее газотранспортного консорциума. Есть и другие возможности для сотрудничества: совместные инвестиционные проекты по расширению объемов транспортировки туркменского газа в Европу, создание консорциумов «Газпрома» и «Нефтегаза» для участия в конкурсах на приобретение объектов энергетики в странах Восточной Европы.

Ну и, конечно, Украине пора серьезно заниматься энергосбережением, хотя надо понимать, что ощутимые результаты будут только через несколько лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2001
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2989
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2369
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2374

Другие новости