0
1530
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.01.2011 00:00:00

Афганистан и экспедиционная экономика

Карл Шрамм

Об авторе: Карл Шрамм - президент и генеральный директор Kauffman Foundation. ╘ Перевод с английского Андрея Терехова

Тэги: ирак, афганистан, война, сша, экономика


Корень проблем, с которыми сталкиваются США и их партнеры по коалиции в Афганистане, кроется в одной говорящей цифре: семь из десяти афганцев, опрошенных компанией Oxfam и группой афганских организаций в 2009 году, назвали безработицу и экономические трудности главной причиной конфликта в своей стране. Это оказалось важнее, чем все остальные факторы, включая слабость правительства и коррупцию, «Талибан» и вмешательство соседних стран.

Большинство военных планировщиков не экономисты. Но им, безусловно, хорошо известно, что напряженность в проблемных точках планеты, как правило, подогревается из-за отсутствия экономического роста и возможностей. Они знают, что ряд регионов, которые зарекомендовали себя как места с благодатной почвой для терроризма, демонстрировали в последние 30 лет негативный либо небольшой экономический рост. Для решения этой стержневой проблемы американским военным необходимо стать компетентными в экономике. Фактически мы можем прийти к пониманию, что это имеет не меньшее значение для успеха наших военных операций в XXI веке, чем была доктрина Колина Пауэлла с ее акцентом на применение превосходящей силы в конце XX века.

Когда бы США ни направляли войска за границу, военные планировщики должны рассматривать предприятие в рамках трех тесно взаимосвязанных фаз: вторжение, стабилизация или умиротворение и экономическое восстановление. В последние годы мы, американцы, извлекли в Ираке и Афганистане следующий урок: правительство США не должно ввязываться в крупную военную операцию, тщательно не продумав ее и не оценив, что потребуется для обеспечения экономического развития. В отсутствие этого стабилизация и умиротворение остаются труднодостижимыми целями.

Необходимо иметь представление о том, как помочь развивающимся экономикам добиться прогрессирующего роста, а также верить в то, что эти экономики и впрямь могут расти.

Внедрение этой новой доктрины, которую можно назвать «экспедиционной экономикой», положило бы конец старому подходу, когда экономическое развитие откладывалось на второй план. Перед экспедиционной экономикой стоят три цели: обеспечение экономического развития на общенациональном уровне, а также повышение доходов на душу населения; рост, поддерживаемый за счет создания новых быстроразвивающихся предприятий; увеличение рабочих мест в частном секторе.

Экономист и лауреат Нобелевской премии 1995 года Роберт Лукас предлагает очень полезную концепцию, чтобы справиться с задачей: «Чтобы добиться роста доходов в каком-либо обществе, большая прослойка людей должна почувствовать, как может измениться их жизнь и жизнь их детей, и эти новые взгляды должны быть достаточно сильными, чтобы подтолкнуть их к переменам в собственном поведении». Он слишком высоко поднимает планку, но от этого не уйти. Данное представление предполагает радикальный отказ от присущего нам коллективного восприятия, когда экономика рассматривается в общем, без учета особенностей экономической статистики. Например, Афганистан показывал на протяжении последних лет сильный рост ВВП. Но может ли это быть большим утешением, если учесть, что примерно 40% ВВП страны приходится на иностранную помощь, а еще 40% – на торговлю опиумом? Ирак – схожий случай. Утверждения, что ВВП на душу населения в стране рос с 2006 по 2008 год, несут ложное успокоение, поскольку его обеспечило увеличение мировых цен на нефть. Возможно, такой поворот событий все равно стоит приветствовать, но это случайный и, может быть, лишь временный рост доходов, который ничего не говорит о способностях и талантах иракцев.

Восстанавливая постконфликтные государства, недостаточно сосредоточиться лишь на подъеме экономики до уровня, сопоставимого с докризисным статус-кво. В конце концов состояние экономики нередко было частью изначальной проблемы в таких местах, как Афганистан и Ирак, которые стали горячими точками. Стабилизация такой проблемной страны потребует скорее экономического роста, чем экономической стабильности. Для реализации этой цели необходимо создание различного рода рабочих мест в частном секторе. Следует обеспечить доступ к новым возможностям, которые будут более привлекательными, чем торговля на черном рынке или изготовление бомб.

Развитие предпринимательства – как раз та область, где США заслужили себе отличную репутацию в мире, и это ключ к успеху. Таким странам, как Ирак и Афганистан, нужно прежде всего запрыгнуть на подножку глобального поезда, идущего в лучшее экономическое будущее с новыми возможностями. На этом пути важную роль будут играть возвращение экспатриантов (которые часто обладают предпринимательским задором и опытом), укрепление верховенства закона и жажда новых возможностей. С учетом того, что американские военные активно отслеживают ситуацию на местах в критических точках, они могут помочь определить предпринимательские чаяния или потенциал отдельных личностей. Затем может последовать адресное небольшое финансовое содействие для открытия дела. Такие задачи сложны для военных планировщиков и тех, кто принимает решения. Они обычно любят держать все под контролем. Но нарождение успешной системы предпринимательства и настоящей и долгосрочной стабилизации требует, чтобы ты был готов и к плохим результатам.

В итоге новая американская военная стратегия должна добиться равновесия между контролем и невмешательством и вращаться в экономическом измерении. Экономическую деятельность вне контроля правительства нужно поощрять. Если США хотят выиграть войну с терроризмом, необходимо отложить в сторону провалившиеся теории, отдав предпочтение подходу экспедиционной экономики, сконцентрированному на предпринимательстве. Следует рассматривать это как критическую «третью опору» общей военной стратегии наряду с вторжением и умиротворением/борьбой с повстанцами как в Афганистане и Ираке, так и в будущих войнах, которые, возможно, придется вести США.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
1645
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
995
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
3090
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
3772

Другие новости