0
2222
Газета Идеи и люди Интернет-версия

30.05.2012 00:00:00

"Кто виноват?" и "Что делать?"

Владимир Котляр

Об авторе: Владимир Семенович Котляр - доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посланник, международный арбитр ООН по морскому праву, заслуженный работник культуры РСФСР.

Тэги: мир, политика, глобализация, дипломатия


мир, политика, глобализация, дипломатия В Афганистане действуют международные силы. Их взаимоотношения с афганцами – непростая проблема.
Фото Reuters

В «НГ» (см. номер от 18.04.12) появилась статья Игоря Юргенса, председателя правления Института современного развития (ИнСоР), посвященная основным принципам международных отношений и озаглавленная «Новые полюса силы и статус-кво». Сразу же для ясности скажу, что со многими положениями статьи Игоря Юргенса я в целом согласен, что ранее у меня не часто бывало в отношении публикаций этого интересного, думающего автора.

В статье, в частности, говорится о создании «Совета советов» – объединения «мозговых центров» стран «группы 20», который на недавнем учредительном конгрессе в Вашингтоне рассмотрел наиболее острые и актуальные вопросы международной жизни и сгруппировал их в четыре блока:

– общее состояние глобальной управляемости и многостороннего сотрудничества;

– режим нераспространения ядерного оружия с акцентом на положение в Иране;

– будущее доллара как международной резервной валюты;

– критерии для гуманитарных интервенций – их нарушение или соблюдение в ходе операций в Ливии и кризиса в Сирии.

Поскольку последние полсотни лет я провел на дипломатической и научно-исследовательской работе, где больше всего занимался правовыми аспектами проблем международной безопасности, то хотел бы прокомментировать и, если угодно, предложить скорректировать некоторые соображения Игоря Юргенса по двум из вышеназванных блоков, а именно первому и последнему.

Обязательства надо выполнять

Что касается общего состояния глобальной управляемости и многостороннего сотрудничества, то вполне справедливо положение о «недостаточной способности ООН адаптироваться к современной обстановке, к возникновению новых центров силы», в том числе БРИКС, и что эта недостаточная способность порождает «соблазн изучать возможности сотрудничества вне рамок ООН» и ее реформирования. Но вывод Игоря Юргенса о том, что в обозримом будущем придется пересматривать системы и инструменты безопасности и управляемости в мире, представляется недостаточно обоснованным – если, разумеется, под словом «пересматривать» имеется в виду «отказаться» от них. Ведь основной такой инструмент сегодня – это ООН и ее Совет Безопасности, функционирующие на основе норм международного права и в первую очередь положений Устава ООН.

Главным из этих последних является положение о том, что государства обязаны применять мирные способы решения международных конфликтов и имеют право применять силу на законном основании в своих международных отношениях лишь в двух случаях – в ответ на вооруженное нападение извне и по решению СБ ООН для устранения угрозы международному миру и безопасности, возникшей вследствие внутри- или внешнеполитических действий или бездействия правительства той или иной страны. При этом определение видов вооруженного нападения дано в резолюции ГА ООН 3314 (ХХIХ) «Определение агрессии», принятой ГА ООН 14 декабря 1974 года. Таким образом, все основные элементы системы международной безопасности уже имеются, и в действительности первоочередная задача заключается сейчас отнюдь не в том, чтобы бросить все и заняться их пересмотром, а в том, чтобы добросовестно выполнять свои международные обязательства и попробовать найти ответ на вопрос, почему эта система сегодня дает сбои и как это исправить. Собственно, если смотреть в корень, то это вариант привычных для России вопросов: «кто виноват?» и «что делать?»

В ответ на первый вопрос есть все основания констатировать, что если после возникновения ООН в 1945 году и до 1991 года вину за нарушения системы международной безопасности ООН несли примерно в равной степени США и СССР (хотя на различных этапах в разной степени), то с началом перестройки в СССР и особенно с прекращением его существования в 1991 году США, оказавшись внезапно для себя в роли единственной сверхдержавы, в отсутствие сдерживающего фактора в лице СССР бросились с помощью НАТО и ЕС заниматься в одностороннем порядке перекройкой геополитической карты сначала Европы, а затем и мира, не обращая никакого внимания на международное право и ООН. Достаточно напомнить об активных усилиях США и их союзников с целью расчленения Югославии, кульминацией которых явилась война против нее в 1999 году, и об агрессии против Ирака; независимая политика этих стран явно мешала этому курсу.

Против поспешности

Труднее ответить на второй вопрос – «что делать?». Но в любом случае ясно, что надо начинать с признания того, что в условиях отсутствия идеологического противостояния между Россией и США/НАТО и постоянно подтверждаемой готовности России откликаться на просьбы Запада о помощи и сотрудничестве (в том числе в Афганистане, при осуществлении операций против пиратов, Active Endeavour и т.д.), последовательный отказ Запада считаться на деле с интересами безопасности России, прикрываемый благостными рассуждениями о «стратегическом партнерстве», лишь свидетельствует о сохранении в политике США/НАТО в отношении России духа холодной войны даже через 27 лет после ее окончания с началом перестройки в СССР. Для России убедительным доказательством этого является позиция США/НАТО по вопросу о ПРО, и она же свидетельствует о недоверии и нежелании наших западных партнеров идти по пути долгосрочного стратегического сотрудничества с Россией. Я полностью разделяю тезис Игоря Юргенса о необходимости продолжения работы над позитивной повесткой дня диалога Россия – Запад в интересах модернизации России, но он как будто не замечает, что «повышенная раздражительность» российских руководителей в отношении западных партнеров, на которую он сетует, имеет под собой реальное основание.


Действия под эгидой ООН в Сирии рассматриваются сегодня как модель, пригодная во многих случаях.
Фото Reuters

Теперь о втором блоке – критерии для гуманитарных интервенций – применительно к операциям в Ливии и кризису в Сирии. Для начала надо сказать, что после нападения НАТО на Югославию в 1999 году, повлекшего за собой массовые жертвы среди мирного населения и разрушение гражданской инфраструктуры, концепция «гуманитарной интервенции», то есть применения силы в одностороннем порядке одним или группой государств против других стран под «гуманитарным предлогом» без санкции ООН, потеряла поддержку и вызвала беспокойство подавляющего большинства стран мира, включая членов НАТО, за исключением их крайне правых политических сил. В этих условиях по инициативе тогдашнего генсека ООН Кофи Аннана, подчеркнувшего, что подобные операции против суверенных государств могут проводиться только с санкции СБ ООН, одна за другой две международные комиссии экспертов предложили принять концепцию «Ответственность за защиту», сформулировав ее основные положения, которые были затем включены в Итоговый документ юбилейного саммита членов ООН, принятый в октябре 2005 года Генеральной Ассамблеей ООН. В этом документе, во-первых, говорится об обязанности каждого государства защищать свое население от самых массовых и наиболее бесчеловечных форм нарушения прав человека – от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности. Во-вторых, вводится понятие обязанности международного сообщества использовать мирные средства в помощь государству для защиты его населения от этих преступлений. И лишь после этого Итоговый документ, в-третьих, говорит о готовности по решению ООН применить силу, «если мирные средства окажутся недостаточными, а национальные органы власти явно окажутся не в состоянии защитить свое население».

Но когда операция НАТО против Ливии (начатая в соответствии с резолюцией СБ ООН об установлении бесполетной зоны над Ливией, чтобы помешать режиму Каддафи использовать военную авиацию против мирных ливийцев), операция, в основу которой были положены принципы концепции «Ответственность за защиту», сразу же переросла в операцию по свержению законного правительства независимой страны и убийству ее лидера и когда обнаружились планы «тиражировать» эту «ливийскую модель» с целью свержения неугодных режимов под «гуманитарным» предлогом, начав с Сирии, то это вызвало большое беспокойство в международном сообществе. Это беспокойство нашло отражение в бразильском проекте основных положений новой концепции – «Ответственность при защите», – распространенном на 66-й сессии ГА ООН осенью 2011 года. По существу, бразильская инициатива по разработке новой концепции предлагает создать свод правил, которые удерживали бы международное сообщество в будущем от принятия поспешных решений о проведении военных операций с целью защиты гражданского населения, а в случае признанной ООН необходимости таких операций – побуждали бы международное сообщество строго придерживаться этой концепции и мандата ООН на всем протяжении конфликта.

Бразильский документ подчеркивает, что применение силы, в том числе при исполнении ответственности за защиту, должно происходить во всех случаях с санкции ООН. На всем протяжении разрешенного периода применения силы военные действия должны осуществляться строго в соответствии с мандатом ООН и с международным правом, должны быть разумны, пропорциональны и ограничены лишь теми целями, которые установила ООН. Наконец, Бразилия предложила, чтобы СБ ООН разработал «новые, расширенные процедуры для контроля и оценки метода толкования и исполнения резолюций с целью обеспечить реализацию ответственности при защите» и обеспечил подотчетность тех, кому даны полномочия применить силу.

* * *

Таким образом, критерии военного вмешательства извне во внутренние дела других государств, имеющего целью предотвратить или остановить четыре категории наиболее бесчеловечных нарушений прав мирного населения, уже предложены к рассмотрению. Разумеется, ряд положений бразильского проекта еще требует доработки, и было бы хорошо, если бы возглавляемый моим оппонентом ИнСоР и Совет советов, в который входит ИнСоР, подключились к дальнейшей работе по продвижению бразильской идеи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
830
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
777
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
651
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
424

Другие новости