Социализация дается приезжим нелегко. А попасть в криминогенную среду и столкнуться с силами правопорядка – проще простого. Фото Reuters
Не так давно на заседании Патриотической платформы «Единой России» представители правящей партии выступили с инициативой: амнистировать нелегальных иммигрантов. Об этом, в частности, заявил член комитета Госдумы по промышленности Олег Савченко. Такое предложение поддержал Игорь Руденский, возглавляющий парламентский комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. По его словам, иностранные граждане, уже живущие в Российской Федерации, должны получить возможность беспрепятственно встать на учет и найти оплачиваемую работу через биржу труда; выдворению же будут подлежать лишь те приезжие, которые после амнистии станут нарушать миграционное законодательство.
К чему приведет последовательная реализация этих мер, догадаться нетрудно: полная легализация приезжих обернется лишь усилением миграционного давления на крупные города страны. Последнее, в свою очередь, может стать триггером полномасштабной социальной катастрофы. Но нельзя не признать чрезвычайную актуальность проблемы неопределенности юридического статуса находящихся в России «безвизовых» иностранцев, а также перезрелость такой необходимости, как поиск новых инструментов для координации миграционных потоков.
Правила найма иностранцев
Сейчас существует два основных типа документов, которыми должны обладать граждане иностранных государств для подтверждения своих прав на трудоустройство в России: разрешение на работу, необходимое для найма у юридических лиц, и патент, предоставляющий возможность легально работать у физических лиц с целью оказания услуг, не связанных с предпринимательской деятельностью. Нынешняя система разрешительной документации имеет несколько характерных особенностей.
Во-первых, федеральными органами власти каждые 12 месяцев устанавливается квота на количество выдаваемых разрешений на работу: в 2011–2013 годах она составляла 1 млн 746 тыс. человек. Чтобы попасть в квоту, работодатель должен до 1 мая года, предшествующего году привлечения иностранцев, подать заявку в уполномоченный орган того региона, где они будут работать. При этом квоты – чрезвычайно коррупционный инструмент регулирования миграционных потоков, во многих регионах являющийся предметом бизнеса фирм-посредников. Выдавая себя за реальных работодателей, они участвуют в заявочной кампании для формирования квот на следующий год, а потом перепродают выделенные квоты тем, кто действительно нуждается в работниках, и получают за каждое разрешение на работу до 25 тыс. руб.
Во-вторых, официальное законодательство не требует подтверждения трудовой деятельности от владельца патента и не ограничивает его право на длительное пребывание в России; при наличии квитанции об оплате ежемесячного взноса размером в 1 тыс. руб. иностранец с патентом может находиться в России без каких-либо временных ограничений. Это отличает владельцев патентов от тех иностранцев, которые получают разрешение на работу и имеют обязательство по истечении трех месяцев предъявить в миграционную службу контракт с работодателем либо при неимении такового покинуть Россию. Наличие патента дает мигранту возможность легко легализоваться, в реальности не имея никакой работы у физических лиц; нередко владельцы патентов нанимаются у юридических лиц или вообще не имеют постоянного места работы, а перебиваются случайными заработками. В итоге в последние годы наблюдается взрывной рост количества выданных патентов – со 156 тыс. в 2010 году до 1 млн 401 тыс. за первые 11 месяцев 2013-го.
В-третьих, в России не квотируются разрешения на работу, выдаваемые высококвалифицированным специалистам, занимающимся трудовой деятельностью в соответствии с положениями ст. 13. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а также работникам, чьи профессии указаны в ежегодно обновляемом списке Министерства труда. Однако непосредственно сам въезд для граждан подавляющего большинства развитых государств, откуда могут приехать ученые и представители крупного бизнеса, до сих пор носит визовый характер и потому гораздо более затруднителен, нежели для жителей стран бывшего советского Юга. Для иллюстрации этого факта достаточно вспомнить разразившийся в 2008 году скандал с угрозой аннулирования рабочей визы Роберта Дадли, возглавлявшего тогда нефтяную компанию ТНК–ВР.
Налогообложение мигрантов
Предприниматели, нанимающие мигрантов, платят подоходный налог, величина которого зависит от статуса мигранта. Иностранный работник, находящийся на территории РФ меньше 183 дней, считается нерезидентом, поэтому работодатели должны отчислять в бюджет 30% доходов своего подчиненного. После того как мигрант пробыл на территории России более 183 дней, он получает статус резидента, и с его доходов работодатель начинает платить лишь 13%. При этом организация, нанимающая мигранта, не должна делать отчислений во внебюджетные фонды. Стоит напомнить, что сегодня ставка страховых взносов составляет 30%, из нее 22% направляются в Пенсионный фонд; остальные 8% поступают в Фонд социального страхования (5,1%) и в Фонд обязательного медицинского страхования (2,9%). Так что можно с полной уверенностью говорить о неравенстве условий конкуренции для граждан РФ и мигрантов на отечественном рынке труда. Приезжие выигрывают не только из-за более низких притязаний по заработной плате, но и в результате того, что на плечи руководства нанимающих их компаний не ложатся обязательства по выплате налогов на труд.
Этнокультурная дифференциация миграционных потоков
Еще одна характерная черта существующей системы привлечения иностранной рабочей силы – полное отсутствие этнокультурной дифференциации миграционных потоков. Так, с нынешнего года для граждан всех без исключения стран Содружества Независимых Государств срок пребывания на территории России ограничен периодом в 90 суток; со следующего года жители этих стран будут ездить в Россию только по загранпаспортам. Однако нельзя не признать ошибочным взгляд на постсоветское пространство сквозь призму СНГ. Дело здесь в глубоких социокультурных различиях между территориями бывшей советской империи. Можно провести параллель с канувшей в Лету Британской империей. Для России Левобережная Украина в культурном отношении так же близка, как для Англии – Шотландия, Правобережная Украина – как Ирландия, Закарпатье – как Северная Ирландия, а Приднестровье – как Уэльс. Таджикистан, в свою очередь, принадлежит к исламской цивилизации, равно как и Пакистан. Именно поэтому Россия должна применять разные миграционные правила по отношению к Украине и Таджикистану, так же как Великобритания осуществляет разные миграционные стратегии по отношению к Ирландии и Пакистану. В Великобритании никому не приходит в голову называть реализацию этих принципов дискриминацией, и пока неясно, почему это считается таковым в России.
Наказание предпринимателей за наем нелегалов
Неисполнение запутанных правил найма мигрантов нередко оборачивается тюрьмой для работодателей. Так, с 2006 по 2011 год количество уголовных дел, возбуждаемых по материалам Федеральной миграционной службы (ФМС), выросло в полтора раза – с 228 до 385. В январе 2013 года были ужесточены санкции за организацию незаконной миграции: верхний предел наказания был увеличен до 7 лет тюрьмы, что нельзя считать правомерным: ведь конечная цель любого бизнеса состоит в том, чтобы делать деньги, и предприниматели всегда и везде будут искать возможности для снижения издержек. Поэтому необходимо полностью отменить наказания, предполагающие тюремное заключение, и бить предпринимателя исключительно рублем. Такой порядок окажется выгоден как бизнесменам, перед которыми не будет маячить перспектива отбывания длительного тюремного срока, так и налогоплательщикам, которым не нужно будет финансировать увеличение нагрузки на пенитенциарную систему.
Большинство мигрантов из государств бывшего
советского Юга идут в России на неквалифицированную работу. Другому их не учили. Фото Reuters |
Поворот в миграционной политике
Итак, России нужен кардинальный поворот в миграционной политике, который бы позволил облегчить наем квалифицированных мигрантов из развитых и культурно близких стран, а также ужесточить въездной барьер для граждан государств постсоветского Юга. Для выходцев из Закавказья и Средней Азии должны действовать те правила получения виз, которые сегодня применяются по отношению к гражданам Грузии. Есть множество оснований для реализации этого шага.
Во-первых, в силу объективных причин государства бывшего советского Юга не могут быть поставщиками высококвалифицированной рабочей силы: страны, располагающиеся к югу от Казахстана, в советское время вышли из архаики, но после краха Союза очень быстро погрузились в нее вновь. Подтверждается это тем фактом, что в государствах Средней Азии широко распространены тяжелые инфекционные заболевания: по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2011 году в пяти среднеазиатских странах бывшего СССР число новых случаев ВИЧ-инфекции в 14 раз превысило показатель 2000 года; там также наблюдается высокий уровень распространенности гепатита C и туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью.
Во-вторых, Центральная Азия является транзитным регионом для наркодилеров из Афганистана. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в 2010 году в Россию через территорию пяти среднеазиатских государств поступило 90 тонн героина, то есть 25% от совокупного объема афганского экспорта наркотиков. Ситуация с наркотрафиком осложняется еще и тем, что у Таджикистана фактически нет действующей границы с Афганистаном. Российские военные, долгое время охранявшие таджикско-афганскую границу, в 2005 году покинули страну, а власти Таджикистана оказались неспособны обеспечить должный контроль над пограничной территорией, о чем свидетельствует снижение объема перехвата героина антинаркотическим ведомством этой страны с 4794 кг в 2004 году до 1132 кг в 2009 году. В результате, имея свободу передвижения лиц с Таджикистаном, Россия фактически не имеет границ с Афганистаном.
В-третьих, в силу глубоких культурных различий между Россией, с одной стороны, и Азербайджаном и странами Средней Азии – с другой, крупномасштабная иммиграция из этих государств приводит к образованию на территории России этнокультурных анклавов. У мигранта из далекой в культурном отношении страны есть стимулы к социализации только в том случае, если он работает и живет в среде граждан принимающей страны. В ситуации, когда приезжий постоянно находится в среде собственных соотечественников, как это зачастую происходит в современной России, стимулы интегрироваться в новое общество полностью пропадают. К чему приводит формирование этнокультурных анклавов, хорошо видно на примере московского района Бирюлево-Западное, де-факто превратившегося в азербайджанское гетто и в результате ставшего местом возникновения острых межнациональных конфликтов.
В-четвертых, вместе со среднеазиатскими работниками нередко приезжают их семьи, и результатом этого стал наплыв детей мигрантов в общеобразовательные учреждения. Сегодня в Москве таких учеников около 10% от общего числа учащихся. Из-за незнания русского языка большинство таких учеников сталкиваются с большими трудностями в освоении школьной программы; кроме того, выросшие в среднеазиатских кишлаках дети являются носителями иной бытовой культуры, что негативно влияет на обстановку в классах. В итоге на учителей ложится дополнительная нагрузка, хотя уровень оплаты их труда остается прежним. В некоторых школах столицы (например, школа № 157 в Северном округе) существуют целые классы учеников, для которых русский язык является иностранным. Полтора десятка лет назад такую ситуацию было сложно даже вообразить.
В-пятых, приток мигрантов из Средней Азии стал причиной резкого увеличения нагрузки на систему здравоохранения. Согласно нормам российского законодательства, правом на получение полиса медицинского страхования обладают, помимо граждан РФ, иностранные граждане постоянного и временного проживания: у первых должен быть вид на жительство, у вторых – разрешение от ФМС находиться в России не менее трех лет. Остальные категории иностранных граждан должны оплачивать любое лечение самостоятельно, однако у них есть доступ к услугам «Скорой помощи», которая по закону обязана лечить любого пациента. В результате сегодня в Подмосковье около 50% клиентов «Скорой» составляют мигранты, хотя за выезды к гастарбайтерам врачи не получают ни копейки, притом что зарплата персонала службы «03» наполовину зависит от числа обслуженных граждан, имеющих страховку и отчисляющих средства в Фонд обязательного медицинского страхования. Другой проблемой стало то, что уроженки азиатских стран бывшего СССР приезжают рожать в Москву: так, в 2011 году 9,6% детей появились в семьях, где один или оба родителя являлись иностранцами.
Порядок найма мигрантов после введения виз
Граждане стран Закавказья и Средней Азии, въехавшие на территорию РФ до введения визового режима, должны будут в течение двух лет получить новые миграционные документы, выдаваемые на тех же основаниях, что и рабочие визы; тех выходцев из государств бывшего советского Юга, которые не смогут ответить этому требованию, спустя 24 месяца после начала реформы будут в принудительном порядке отправлять на родину. Основанием же легальности пребывания приезжих из всех без исключения стран Европы и Северной Америки станет наличие патента, который предоставит возможность для найма как у юридических, так и у физических лиц. При этом целесообразно будет дифференцировать стоимость патента по регионам – от 1000 руб. в провинции до 5000 руб. в столицах, что позволит несколько снизить миграционное давление на Москву и Санкт-Петербург, но не будет дестимулировать желательную для России иммиграцию из европейских государств в точки экономического роста. При этом все мигранты, вне зависимости от длительности срока их пребывания в России и их гражданства, должны будут платить подоходный налог в размере 30%, а также делать отчисления в Фонд социального страхования (5,1%) и Фонд обязательного медицинского страхования (2,9%). Работодатели, которые будут нанимать не имеющих вклеенных в загранпаспорт виз работников из Средней Азии и Закавказья или не приобретших патент мигрантов из стран Европы и Северной Америки, должны будут заплатить 500 тыс. руб. за каждого нанятого в обход закона сотрудника.
Депортация за преступления
Наконец, изменения должны коснуться и системы наказания мигрантов, уличенных в нарушении общественного порядка. Так, мигранты, совершившие уголовные преступления и получившие наказание в виде лишения свободы на срок от двух месяцев до года, после отбывания наказания должны будут подвергаться принудительной депортации без права возвращения на территорию России в течение 20 последующих лет. Мигранты, совершившие уголовные преступления и получившие наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года, после отбывания наказания должны будут подвергаться принудительной депортации без права возвращения на территорию России в течение всей жизни. Мигранты, уличенные в совершении административных правонарушений и получившие наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 суток, после отбывания наказания будут депортироваться на родину с запретом на въезд в Россию в течение периода от 5 до 10 лет с правом дальнейшего возвращения по истечении этого срока. При этом необходимо будет внести в Административный кодекс поправку, предполагающую наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 суток за отправление религиозных ритуалов в публичных местах.
Сколь долго еще Россия будет держать открытыми границы для приезжих из Закавказья и Средней Азии? Станут ли реальностью невыгодные для российского общества планы правящей партии о тотальной амнистии иммигрантов? Произойдет ли давно назревший поворот в миграционной политике? Лишь время даст ответы на эти вопросы.