Трагедия на АЭС «Фукусима-1» стала испытанием для всей нации. Фото Reuters
С 1 июля по 30 сентября в Японии действует директива правительства о мерах по прохождению летнего пика энергопотребления в 2014 году. После трагедии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года Япония прошла три таких пика и готовится к четвертому, преодолеть который впервые придется без АЭС.
Летний пик энергопотребления в Японии приходится на конец июля – начало августа, макушку лета, когда на полную мощность включаются кондиционеры в домах и учреждениях, запускаются агрегаты климат-контроля в цехах по производству многих компонентов современных приборов и их комплектующих.
Прохождение пиков в Японии обеспечивается комплексом мер в рамках общей энергетической политики, которая вырабатывалась и вырабатывается Либерально-демократической партией (ЛДП), правящей в стране почти бессменно с осени 1955 года. Группа ее лидеров еще в 1950-х годах, обратив внимание на атомную энергетику как средство обеспечения энергетической безопасности бедной природными ресурсами страны, добилась принятия программы освоения атомной энергетики. Но выполнение программы было отложено в связи с открытием богатых запасов углеводородов в зоне Персидского залива. Экономически выгоднее было наладить поставки дешевой нефти и обеспечивать растущие потребности страны в электроэнергии за счет строительства тепловых электростанций (ТЭС).
Однако после нефтяных кризисов 1970-х годов руководство ЛДП, оценив обстановку, опять стало рассматривать развитие атомной энергетики как источник стабильного энергоснабжения. Задача надежного энергообеспечения возложена в Японии на 10 частных региональных электроэнергетических компаний (РЭЭК, Дэнрёку). В соответствии с курсом на развитие атомной энергетики они развернули масштабное строительство АЭС. К марту 2011 года, до катастрофы на АЭС «Фукусима-1», в Японии было 54 действующих энергетических реактора, на которые приходилось около 27% электрогенерирующих мощностей страны. Больше – только у США и Франции.
Энергообеспечение вышло на первый план
11 марта 2011 года стало черным днем японской энергетики. Землетрясение у тихоокеанского побережья на востоке острова Хонсю и особенно вызванное им цунами нанесли колоссальный ущерб РЭЭК «Токио дэнрёку». Были полностью разрушены четыре из шести реакторов АЭС «Фукусима-1», кроме того, выведены из строя многие ТЭС, которые по эксплуатационным соображениям строились на побережье.
Решение проблем ликвидации последствий цунами стало основной задачей пришедшей к власти в августе 2009 года Демократической партии Японии (ДПЯ). В первое время после формирования кабинета руководство ДПЯ не рассматривало возможностей корректировки принятых ЛДП долгосрочных программ, в том числе в сфере энергетики. Приходилось решать насущные текущие проблемы. Но после катастрофы 11 марта 2011 года первоочередной задачей стала ликвидация ее последствий, и в первую очередь восстановление энергоснабжения.
В марте-апреле в регионе ответственности РЭЭК «Токио дэнрёку» (Токио и прилегающие префектуры), на который приходится треть ВВП страны, возник острый дефицит мощностей. Компании приходилось прибегать к веерным отключениям потребителей, при этом таких важных, как железные дороги и больницы. Там, где по производственным технологиям требовалось непрерывное энергоснабжение, производство часто сворачивалось полностью. Потребовалось полтора месяца для восстановления стабильного энергоснабжения потребителей в регионе. Благо был резерв – ТЭС, которые при вводе в строй АЭС не демонтировались, а консервировались.
По сложившейся с 2011 года практике все РЭЭК Японии каждый год в апреле-мае стали докладывать правительству о готовности к летнему пику электропотребления, о запасах топлива для ТЭС, о резервах мощностей и т.д. На основании этих докладов правительство принимает директиву о мерах по прохождению пика. В директиве сообщается прогноз энергетического баланса по регионам – соотношения между генерирующими мощностями РЭЭК и предполагаемым пиком спроса на энергию в регионе.
Введение норм энергопотребления
Директива 2011 года предусматривала обязательное снижение энергопотребления в промышленности на 15% от уровня прошлого года. В государственных учреждениях температура в помещениях при работе кондиционеров не должна быть ниже 28 градусов.
От РЭЭК требовалось 10-процентное превышение генерирующих мощностей от предполагаемого пика потребления.
В СМИ была проведена мощная кампания, направленная на снижение электропотребления в быту, которая, по оценкам, оказалась весьма эффективной, особенно при прохождении суточных пиков потребления электроэнергии.
Во многом благодаря этим мерам летний пик энергопотребления 2011 года Япония прошла без срывов в электроснабжении. Но главную роль в этом сыграло то, что продолжала работать треть бывших в стране до трагедии на «Фукусиме-1» атомных реакторов.
Однако реакторы останавливались на обязательные регламентные проверки, но не запускались в связи с необходимостью пройти ужесточенные после трагедии на «Фукусиме-1» требования к безопасности. В результате число работающих реакторов постепенно сокращалось. В мае 2012 года остановился последний из них, а впереди был летний пик энергопотребления 2012 года.
Пришлось запустить реакторы
Перед пиком в наиболее трудном положении в связи с остановками атомных реакторов оказалась РЭЭК «Кансай дэнрёку» – она обеспечивает электроэнергией второй по значению экономический регион страны. Проблема могла быть решена запуском двух реакторов принадлежащей «Кансай дэнрёку» АЭС «Ои», которые соответствовали действовавшим в то время нормам безопасности.
Однако на запуск реакторов нужно было согласие местных органов власти. На переговоры с ними была брошена вся верхушка кабинета министров правящей в то время Демократической партии Японии. В СМИ указывалось, что в результате ряда компромиссов в июне 2012 года согласие было получено и эти реакторы были запущены перед пиком.
«Кансай дэнрёку» смогла свести баланс спроса и предложения энергии с необходимым превышением имеющихся мощностей над спросом. Благодаря двум реакторам летний пик энергопотребления 2012 года Японией был благополучно пройден, хотя в ряде дней были задействованы все доступные электрогенерирующие мощности. У отдельных РЭЭК резерв генерирующих мощностей приближался к 3% от потребления. Любая авария крупного энергоблока их ключевых ТЭС могла привести к веерным отключениям, констатировали газеты.
После катастрофы на АЭС «Фукусима-1» проблема формирования дальнейшей энергетической программы, естественно, стала определяющей в межпартийной борьбе. Тем более что приближались выборы в нижнюю – ключевую – палату парламента. ДПЯ, в то время имевшая в ней большинство, на волне антиядерных настроений граждан провозгласила курс на полное свертывание атомной энергетики. Руководство ведущей оппозиционной ЛДП, критикуя этот курс, осторожно, но аргументированно высказывалось за необходимость сохранения АЭС.
На выборах в декабре 2012 года уверенно победила ЛДП. Руководство партии провозгласило возврат к политике опоры на АЭС. Правительство ЛДП с первых дней начало демонстрировать подготовку к рестарту реакторов, но при этом особое внимание уделяло отработке четкой процедуры принятия решения о запуске заглушенных реакторов. В этих целях была повышена роль Комиссии по контролю над атомными объектами (ККАО).
Комиссия уже в январе 2013 года начала вырабатывать новые, более строгие требования к безопасности АЭС с учетом опыта катастрофы на АЭС «Фукусима-1». Эти требования публиковались и широко обсуждались экспертами в СМИ. Окончательный вариант требований, весьма строгих, был выработан и утвержден в апреле и вступил в силу с июля.
В соответствии с ними РЭЭК, намеревающиеся запустить реакторы, предварительно должны были сами, что важно, добиться согласия на это местных властей. Можно напомнить, что ранее, при запуске реакторов АЭС «Ои», такого согласия добивалось центральное правительство. РЭЭК после получения согласия местных властей направляет необходимый пакет документов в комиссию, которая и организует проверки, сначала документальные, а затем и на местах.
Ожидания руководства некоторых РЭЭК, что их новейшие реакторы быстро получат сертификат безопасности, оказались беспочвенными. Проверки комиссии были строгими уже на стадии работы с документами. Требовались, например, убедительные экспертизы сейсмо- и цунами-безопасности.
Летний пик энергопотребления 2013-го, как и предыдущего года, Япония прошла во многом благодаря двум продолжавшим работать реакторам АЭС «Ои». Однако в сентябре они были остановлены на плановые регламентные работы. Запустить их можно было только после получения сертификата на соответствие новым требованиям безопасности. Электроэнергетика Японии начала действовать без атомной составляющей.
В настоящее время, через год после начала работы ККАО, ни один из 18 реакторов, процедура проверок которых была начата, не получил сертификата. Наиболее близки к завершению проверки двух реакторов АЭС «Сэндай» РЭЭК «Кюсю дэнрёку». Ожидалось, что они получат сертификат уже этим летом. Однако, по последним оценкам, компания сможет устранить 42 замечания ККАО не ранее сентября. Поэтому впервые пик энергопотребления Япония встретит без АЭС.
Уверенность есть, но и тревога сохраняется
В августе 2014 года в целом по стране правительством прогнозируется пик потребления в 166,66 млн кВт, а общие генерирующие мощности будут около 174,34 млн кВт. Превышение мощностей составит около 4,6%, что выше 3%, рассматриваемых как допустимый минимум. Однако если в восточных регионах страны превышение предполагается в 6,1%, то в западных норму в 3% необходимо обеспечить контрактами по закупке энергии на Востоке. Без этого сохраняется опасность срыва надежной поставки энергии западными РЭЭК «Кансай дэнрёку» и «Кюсю дэнрёку», у которых доля мощностей АЭС до катастрофы была значительной.
Безусловно, снабжение будет напряженным. Однако в директиве на этот год правительство решило не устанавливать конкретных норм сокращения энергопотребления для крупных потребителей. По мнению экспертов, как пишет газета «Иомиури», правительство опасается, что подобная мера может отрицательно повлиять на деловую активность и подавит пока лишь признаки роста экономики.
Вместо этого правительство просит РЭЭК «Кансай дэнки» и «Кюсю дэнки» найти по крайней мере по 240 тыс. кВт дополнительных мощностей. В свою очередь, Министерство экономики и промышленности (МЭиП) предлагает более активно использовать генерирующие мощности, имеющиеся у крупных промышленных предприятий. РЭЭК рекомендовано провести переговоры с ними о снижении забора энергии из сетей РЭЭК за счет самообеспечения. Граждан же призывают принимать любые возможные меры энергосбережения, но без жестких ограничений, за исключением температуры в кондиционированных помещениях не ниже 28 градусов. Рекомендуется обращать особое внимание на сбережение энергии с 9 утра до 8 вечера.
Все это свидетельствует об уверенности правительства в надежности энергообеспечения. Некоторую тревогу тем не менее вызывает значительное и резкое увеличение доли ТЭС в энергобалансе страны. В целом по стране около 80% энергоснабжения в текущем году будет обеспечиваться ТЭС, из которых пятая часть действует более 40 лет, что повышает риск отказов оборудования.
Как бы там ни было, 3-процентный запас, как считается, достаточен для надежного прохождения неожиданных кратковременных пиков. При падении ниже 3% ответственные за регион РЭЭК будут вынуждены закупать энергию у других компаний, а при падении ниже 1% – прибегать к веерным отключениям.
Нынешний летний пик энергопотребления – последнее испытание для экономики Японии на возможность функционировать без атомной энергетики. По опыту трех предыдущих лет почти несомненно, что она пройдет его без особых проблем.
Что сдерживает запуск реакторов
На первый взгляд в политике Синдзо Абэ в сфере атомной энергетики просматривается противоречивость. С одной стороны, на словах провозглашается курс на развитие атомной энергетики, а с другой – запуск реакторов откладывается на неопределенные сроки даже в сложных условиях летнего пика энергопотребления. И это при том, что рестарт реакторов АЭС – самый быстрый путь обеспечения надежного прохождения летнего пика энергопотребления. Запуск только одного реактора АЭС «Кюсю дэнрёку» повысит запас мощностей при прохождении пика потребления до 8,9%, а двух – до 14,2%, что значительно выше 3%, установленных правительством. Однако ККАО требует строжайшего соответствия реакторов новым требованиям безопасности. Даже там, где возможны послабления.
Это вызывает недовольство деловых кругов. 14 мая руководство федераций деловых кругов экономических регионов Кансай и Кюсю, по сообщениям СМИ, на встрече с председателем ККАО Кацухико Икэдой пытались убедить его дать разрешение на запуск реакторов до летнего пика. Бизнесмены указывали на излишнюю, по их мнению, строгость, с которой члены комиссии ведут проверки.
В СМИ отмечается, что строгость проверок вызывает раздражение даже у ряда лиц в руководстве правящей ЛДП. Они недовольны тем, что члены ККАО подчас «выдвигают новые требования и не дают конечного заключения», а «отказы на запуск реакторов даются людьми, которые некомпетентны в атомной энергетике».
Но кажущаяся противоречивость политики ЛДП в сфере атомной энергетики обусловлена многовекторностью всего комплекса энергетической политики, где каждый вектор – со своими приоритетами и проблемами. Эти векторы где-то совпадают, где-то прямо противоположны, их роль и значение меняются в общей экономической стратегии.
После трагедии на АЭС «Фукусима-1» на первый план вышел вектор безопасности. В Японии малейшая связанная с АЭС проблема, не говоря об аварии, грозит находящимся во власти политическим силам неприятностями разного масштаба. Можно напомнить о скандалах с утечкой радиоактивной воды на «Фукусиме-1»... Поэтому правительство Абэ на данном этапе, видимо, полагает рациональным повременить с запуском реакторов, даже идя на риск срыва энергоснабжения, обеспечивая его малонадежными ТЭС. Правительство игнорирует и то, что замена мощностей АЭС на ТЭС уже привела к невыполнению Японией экологических обязательств.
На второй план отступает и еще один, на наш взгляд, важнейший аспект: атомная энергетика нужна японской экономике как база развития передовых энергетических технологий и выбрана в качестве главной составляющей экспорта страны. Но здесь пока нет настоятельной необходимости в рестарте реакторов.
С первых послевоенных лет руководство Японии поставило задачей формирование экспорто ориентированной экономики. Для этого последовательно выбирались приоритетные отрасли: текстильная промышленность, судостроение, черная металлургия и т.д. Сейчас приоритетными отраслями экспорта определены объекты инфраструктуры: транспорта (железные дороги, порты, мосты и туннели, подвижной состав и т.п.), энергетики (электростанции всех видов, сети и сетевое оборудование). Руководство ЛДП определило эти приоритеты и формируемые ЛДП правительства активно содействовали деловым кругам в заключении международных контрактов, особенно по поставкам реакторов и оборудования для АЭС. Такое содействие со стороны государства в значительной мере ослабло после прихода к власти Демократической партии в 2009 году и особенно после трагедии на АЭС «Фукусима-1».
Но с формированием правительства ЛДП в декабре 2012 года поддержка государством экспорта реакторов и оборудования для АЭС не только возобновилась, но и усилилась. О многом говорят сообщения о дипломатической активности премьер-министра Синдзо Абэ. За первый год пребывания на посту главы государства он совершил 13 зарубежных поездок, посетил 25 стран. Только в январе 2014 года было три поездки с визитами в шесть стран. В программах переговоров одной из главных тем были вопросы сотрудничества в сфере энергетики. При этом Абэ и сопровождавшие его представители бизнеса подчас занимались прямым лоббированием экспорта оборудования для АЭС, обещая партнерам капиталовложения в строительство портов и дорог.
Продажа реакторов и оборудования для АЭС невозможна без подготовки национальных кадров на территории Японии. По всей видимости, одной из весомых причин запуска первых атомных реакторов в Японии будет необходимость не столько повысить уровень энергообеспечения, сколько обеспечить подготовку зарубежного персонала. Хотя, конечно, преподноситься все это будет как обеспечение энергетической безопасности.
Цель – санация атомной энергетики
После катастрофы на АЭС «Фукусима-1», а возможно, и ранее, руководство ЛДП, судя по ряду фактов, приняло курс на коренную санацию атомной энергетики. Этим и объясняется большинство «противоречий» в политике ЛДП в сфере атомной энергетики. С возвращением во власть правительство ЛДП начало активно проводить этот курс, а катастрофа на «Фукусиме-1» поспособствовала ему.
Для облегчения санации правительство либерал-демократов заранее расширило возможности для маневра сроками запуска реакторов, перенеся ответственность за принятие решения об этом на Комиссию по контролю над атомными объектами. Маневр облегчается тем, что, с одной стороны, большинство членов комиссии, как отмечается в СМИ, это сторонники атомной энергетики, но с другой – проверки весьма строгие. Жесткая позиция ККАО в выдаче сертификатов готовности – это сигнал энергетическим компаниям готовиться к демонтажу устаревшего оборудования.
В какой-то мере о подобном курсе свидетельствует и следующий факт. Из шести реакторов «Фукусимы-1» два могли быть подготовлены к запуску, поскольку во время катастрофы были остановлены на профилактику и практически не пострадали. Однако премьер-министр Абэ при посещении «Фукусимы-1» одобрил решение руководства РЭЭК «Токио дэнрёку» демонтировать и их.
С другой стороны, после катастрофы на «Фукусиме-1» РЭЭК законсервировали начатое строительство новых реакторов. Но оно наверняка возобновится, поскольку компании сохраняют контракты на аренды участков и выплачивают компенсации за предполагаемый возможный ущерб рыбакам даже там, где строительство еще не начиналось.
Атомная энергетика в Японии начнет восстанавливаться уже с осени нынешнего года. Во всяком случае, она определена в принятой в мае правительством либерал-демократов энергетической программе как «главный энергетический ресурс».