0
10136
Газета Идеи и люди Интернет-версия

05.02.2015 00:01:00

Сам открываю, сам надзираю, сам закрываю – всё сам

Игорь Мацкевич

Об авторе: Игорь Михайлович Мацкевич – президент Союза криминалистов и криминологов.

Тэги: банки, процентные ставки, лицензии, цб


банки, процентные ставки, лицензии, цб Строго говоря, весь банковский надзор – это глава ЦБ, то есть Эльвира Набиуллина. Фото Антона Новодережкина/ТАСС

Законодательство представляет собой определенную структурно выверенную систему, которая имеет свою логику построения и принципы функционирования. И поскольку это система, она должна отвечать определенным принципам, проверенным временем и практикой.

Основная задача этой системы – не допустить рассогласованности и разбалансированности в действиях правоприменителя, что прежде всего должно заключаться в недопущении, чтобы одно и то же лицо устанавливало правила поведения, потом исполняло эти правила поведения, а в результате еще и контролировало соблюдение этих правил поведения. Другими словами, само придумало, само исполнило, само проверило, как исполнило. Не хватает только, чтобы еще само себя и наказало, что плохо исполнило.

В последнее время наблюдается картина массовой санации, так называемых проблемных банков, на что тратятся, прямо скажем, немалые деньги из государственного бюджета, что в действительности означает необоснованные траты денег налогоплательщиков. При этом налогоплательщики страдают дважды, во вторую очередь, как сказано, потому что за их счет гасятся долги прогоревших банкиров, а в первую очередь потому, что часто они же являются и вкладчиками этих самых проблемных банков.

Особенно лицемерно в случаях, когда отзываются лицензии у проблемных банков, выглядит позиция главного банковского регулятора – мол, сами вкладчики гонятся за высокими процентами, поэтому они и виноваты. Нечего хотеть много получать! Но почему у таких банков имеется возможность предоставления заранее не выполнимых обещаний? И почему в момент обнародования таких обещаний эти банки не несут положенного наказания? Или такого наказания не существует? Обещать, как известно, еще не жениться. Так и здесь, обещать – еще не значит платить. Получается, что банк может обещать, что хочет, и не будет нести за это никакой ответственности.

Кстати, в большинстве случаев возможностью получения высоких процентных ставок пытаются воспользоваться люди небогатые, цепляясь за эфемерную надежду хоть как-то обеспечить себе ближайшее будущее. Упрекать их в этом желании – верх цинизма.

В статье 159 УК РФ говорится, что мошенничеством будут считаться действия, связанные с хищением чужого имущества или приобретением права на чужое имущество путем обмана, или злоупотребление доверием. Предоставление возможности гражданам заключать договоры с банками, которые потом лопаются как мыльные пузыри, растворяя в воздухе те самые права граждан на доверенное банкам имущество, – это ли не разновидность мошенничества.

Наблюдая за массовым отзывом лицензий у банков, невольно задаешься вопросом: это так хорошо стал сейчас работать Центральный банк? Или это он так плохо работал все последнее время?

Контрольные и надзорные функции Центрального банка закреплены в Федеральном законе «О Центральном банке». В статье 4, например, говорится, что Центральный банк принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии, а также приостанавливает действие этих лицензий и вовсе их отзывает. Иными словами, сам дает и сам отбирает. При этом сам же Центральный банк и осуществляет надзор за деятельностью других банков, так называемый банковский надзор.

Надзор – это важнейший элемент государственного регулирования того или иного вида деятельности, суть которого состоит в необходимости постоянного контроля за надлежащим соблюдением установленных нормативных предписаний, а также правильным исполнением установленных предписаний.

В разных странах система банковского надзора действует неодинаково. Например, в Бельгии банковский надзор осуществляет параллельно Министерство финансов, Банковская комиссия, Банк Бельгии; в Великобритании – Банк Англии; в Италии – межминистерские комитеты по кредитам и сбережениям во главе с министром казначейства и Банк Италии; в Германии – Бюро надзора за финансовыми учреждениями; во Франции – Комитет банковской регламентации, Комитет кредитных учреждений, Банковская комиссия, при этом все комитеты возглавляет управляющий Банком Франции; в Швейцарии – Федеральная банковская комиссия; в Японии – Бюро банков при Министерстве финансов; в США – Федеральная резервная система, Служба контролера денежного обращения при Министерстве финансов, Федеральная корпорация по страхованию депозитов плюс 50 банковских департаментов штатов.

Депутаты регулярно вносили поправки в Закон «О центральном банке». 	Фото РИА Новости
Депутаты регулярно вносили поправки в Закон «О центральном банке».
Фото РИА Новости

Отдельно следует сказать о Великобритании, где в 2004 году был принят закон, по которому был создан независимый надзорный орган в банковской сфере – FSA (Financial Services Authotity). Несмотря на это, только в 2006 году между Казначейством, FSA и Банком Англии был подписан Меморандум о распределении полномочий между ними. При этом Банк Англии стал тайно создавать собственные надзорные полномочия, что привело к масштабному скандалу и ощутимому банковскому кризису. Лишь в 2011 году совет директоров Банка Англии создал комитет по финансовой политике, что способствовало принятию в 2012 году закона о финансовых услугах и финансовых рынках. Изменения, касающиеся надзорных полномочий Банка Англии, вступили в силу 1 апреля 2013 года и привели к существенному перераспределению полномочий в институте финансового регулятора, лишив Банк Англии права принятия единоличных решений. Кроме того, особенностью деятельности Банка Англии являются его сложные взаимоотношения с Банком Шотландии, который выпускает банкноты, в свою очередь, не всегда принимаемые непосредственно на территории Англии и Уэльса.

Насколько важен банковский надзор, свидетельствует то, что еще в 1974 году при Банке международных расчетов был создан комитет по вопросам банковского надзора, в который вошли представители центральных банков и/или других органов, которые несли ответственность за эту область банковской деятельности таких государств, как Великобритания, Бельгия, Голландия, Италия, Канада, Германия, США, Швейцария, Франция, Япония, Люксембург и Швеция. Поскольку Банк международных расчетов находился в Базеле, Комитет по банковскому надзору получил название – Базельский комитет. Комитет особое внимание уделяет раннему реагированию на проблемы, возникающие в работе банков.

В статье 56 Федерального закона «О Центральном банке» закреплено, что банк является органом банковского надзора. Банк осуществляет надзор за соблюдением другими банками законодательства, а также нормативных актов, принятых Центральным банком, установленных им же предписаний и осуществляет анализ их деятельности, чтобы затем полученную информацию использовать для целей банковского надзора, то есть для принятия решения об отзыве лицензии у банка, деятельностью которого Центральный банк недоволен. Получается, что сам Центральный банк придумывает правила игры, чтобы затем, например, изменить их, а тех, кто не успел к ним приспособиться, – наказать.

Но это еще не все. В статье 60 того же закона сказано, что Центральный банк вправе предъявлять требования к деловой репутации руководителя банка, и не только его, но и его заместителей, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера, членов совета директоров, членов наблюдательного совета банка и т.п. На деле это означает, что если кто-то из вышеперечисленных лиц не понравится Центральному банку, его совершенно на законных основаниях можно удалить из поднадзорного банка.

О таких методах управления, наверное, мечтают многие руководители. А то приходится что-то выдумывать, начинать изобретать немыслимые, заранее не выполнимые задания для подчиненного, который надоел или стал неугоден. А так – ваша деловая репутация меня больше не устраивает, и все! За дверь!

Разумеется, банковская система не может не быть централизованной и достаточно жесткой со строго вертикальной структурой управления. Но жесткость легко уязвима, если система становится подконтрольна и поднадзорна сама себе. Главными целями банковского надзора, как указано в законе, являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Как это получается у Центрального банка, было хорошо видно в конце декабря прошлого года. При этом надзорные функции Центрального банка осуществляются через действующий на постоянной основе комитет банковского надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений, обеспечивающих выполнение его надзорных функций. И хотя положение о комитете утверждается советом директоров банка, подписывается оно руководителем Центрального банка и, можно не сомневаться, им же и готовится. В п. 2 этого положения закреплено, что в своей деятельности комитет руководствуется Федеральным законом «О Центральном банке» (который как раз и отсылает к этому положению), а также самим этим положением, решениями совета директоров и иными актами Центрального банка. Другими словами, комитет банковского надзора руководствуется нормативными предписаниями Центрального банка, а если к этому добавить, что, согласно п. 3 все того же положения, председатель комитета назначается председателем Центрального банка (пусть даже из числа совета директоров), то тогда совершенно очевидна вся достаточно прозрачная механика банковского надзора – придумываю правила, закрепляю их, меняю их, наказываю за их неисполнение. И все это, по сути дела, в одной и той же организации. Строго говоря, весь банковский надзор – это руководитель Центрального банка.

Назрела необходимость в создании специальной самостоятельной службы по надзору за Центральным банком.	Фото Reuters
Назрела необходимость в создании специальной самостоятельной службы по надзору за Центральным банком.
Фото Reuters

Федеральный закон «О Центральном банке» был принят 27 июня 2002 года. Но начиная с 23 июля 2013 года в него стали в массовом порядке вноситься многочисленные изменения. Только Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» их было внесено более 30. Чудесным образом это перераспределение полномочий по банковскому надзору совпало с назначением председателем Центрального банка действующего руководителя.

Председатель Центрального банка несет всю полноту ответственности за деятельность банка. Но эта полнота ответственности прямо коррелирует с практически неограниченными полномочиями. Ведь даже внутренний аудит Центрального банка осуществляется службой главного аудитора, непосредственно подчиненной председателю Центрального банка. Получается, что не только сам надзираю за тем, что принимаю, но и сам себя еще и проверяю.

Целями деятельности Центрального банка являются: 1) защита и обеспечение устойчивости рубля; 2) развитие и укрепление банковской системы России; 3) обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; 4) развитие финансового рынка России; 5) обеспечение стабильности финансового рынка России.

Насколько успешно эти цели реализуются сегодня Центральным банком, судить опытным экспертам и финансистам. Обычные люди дают собственную оценку достижениям этих целей после очередного посещения магазина и похода в обменный пункт. Причем сразу.

Мировая практика, да и простой здравый смысл говорят, что надзирать за самим собой, конечно, удобно, выгодно, но неправильно. Тем более если речь идет о таком важнейшем и сложнейшем механизме, как Центральный банк.

Представляется, что назрела необходимость в создании специальной самостоятельной службы по надзору за Центральным банком. Наиболее перспективной видится идея ее функционирования в качестве самостоятельной федеральной службы с выводом из-под юрисдикции правительства.

Между прочим, серьезных финансовых нагрузок создание такой службы не принесет, если ее сделать за счет перераспределения полномочий комитета банковского надзора и его ликвидации как ненужного, лишнего звена в системе Центрального банка. Кстати, на эту службу, а не на Центральный банк должна быть возложена обязанность по проведению аудита Центрального банка. И, конечно, назначение на должность и руководителя федеральной надзорной службы за Центральным банком, и главного аудитора Центрального банка должно носить по отношению к руководителю Центрального банка уведомительный характер.

Слишком много решается в Центральном банке и слишком многое зависит от Центрального банка, чтобы можно было доверить этой государственной структуре надзирать за собственными полномочиями. Рано или поздно надзор за самим собой приводит к необоснованным и неправильным решениям, расплачиваться за которые (в самом прямом, денежном смысле этого слова) придется всем нам. Или мы уже начали расплачиваться?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1520
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1726
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1833
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4174

Другие новости