0
68217
Газета Идеи и люди Интернет-версия

20.04.2015 00:01:00

Варвара Ремчукова: Обама не хочет, чтобы правила глобальной экономики писал Китай

Варвара Ремчукова

Об авторе: Варвара Константиновна Ремчукова – аспирантка МГИМО(У) МИД РФ, член совета директоров ЗАО «Независимая газета».

Тэги: транстихоокеанское партнерство, ттп, сша, конгресс, барак обама, fast track, китай, шелковый путь, торговая политика, интеграция, торговые соглашения, глобальная экономика, вто, птс, атэс


транстихоокеанское партнерство, ттп, сша, конгресс, барак обама, fast track, китай, шелковый путь, торговая политика, интеграция, торговые соглашения, глобальная экономика, вто, птс, атэс Барак Обама продолжает гнуть свою линию по сдерживанию Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Фото Reuters

В минувшую пятницу, 17 апреля, президент США Барак Обама обратился со специальным Посланием конгрессу, в котором в очередной раз затронул острую для США тему новых торговых соглашений, подразумевая прежде всего Транстихоокеанское партнерство (ТТП). В обращении, опубликованном на сайте Белого дома, Обама подчеркнул, что его «приоритетной задачей на любых торговых переговорах является создание новых возможностей для трудящихся США». Памятуя о том, как часто торговые соглашения предыдущих лет на деле не соответствовали заявленным целям и амбициям, президент обязался «поставить свою подпись только под соглашением, которое действительно сможет помочь обычным американцам «осуществить прорыв». Обама также заявил, что 95% потенциальных покупателей американских товаров и услуг находятся за пределами страны, и сейчас особенно важно, «чтобы именно США, а не такие страны, как Китай, сформулировали новые правила для глобальной экономики». Заинтересованный в укреплении глобальных производственных цепочек при участии американского бизнеса,  президент США подкрепил свое обращение данными о том, что «экспорт США  отвечает за создание более чем 11 млн рабочих мест, оплачиваемых более щедро, чем в сферах, не связанных с внешней торговлей», а также заметил, что «сейчас – наилучшее время открыть новые рынки и возможности для товаров и услуг, о которых можно с гордостью сказать «Made in America».

Это послание президента Обамы напрямую связано с тем, что 16 апреля в Вашингтоне после продолжительных уговоров со стороны администрации президента США представители конгресса наконец-то приняли решение о внесении законопроекта «О предоставлении президенту особых торговых полномочий» (Trade Promotion Authority). Эта процедура, также известная как fast track (ускоренный режим), позволяет конгрессу рассматривать торговые соглашения по ускоренной процедуре. Президент США, в свою очередь, может вести торговые переговоры с другими странами и затем представлять результаты этих переговоров в конгресс на голосование уже в готовом виде – для голосования «за» или «против», без  поправок или оттягивания времени голосования. 

Однако стоит иметь  в виду, что в соответствии с внесенным 9 января 2014 года в конгресс Законом «Об установлении конгрессом целей для торговых переговоров» предполагается, что администрация президента и офис торгового представителя США при согласовании торговых соглашений должны обязательно учитывать установленные конгрессом цели и задачи. Эти задачи сводятся к общим – укрепление и развитие экономики США и ее торговых партнеров – и к главным – расширение конкурентных рыночных возможностей для американских товаров (в том числе сельскохозяйственных) и услуг, создание равных условий и прав для иностранных инвесторов и американских инвесторов на территории США, уважение прав работников в соответствии с базовыми трудовыми стандартами МОТ, обеспечение универсальной ратификации и полного исполнения Конвенции МОТ № 182  «О запрещении и немедленном устранении худших форм детского труда» и пр. Таким образом, за конгрессом  остается право определять стратегические рамки торговой политики США.

Впервые  механизм fast track был инициирован в 1974 году. Мандат этих полномочий президента США неоднократно продлялся вплоть до 1994 года. Затем, после перерыва, связанного с широким недовольством последствиями для Америки от участия в соглашении НАФТА, fast track был приостановлен, но  возобновился в 2002–2007 годах при президентстве республиканца Джорджа Буша-младшего. В этот период США были заключены двусторонние соглашения о создании зон свободной торговли с Чили, Сингапуром, Австралией, Марокко, Доминиканской Республикой, Бахрейном, Оманом, Перу. По традиции механизму  fast track противостоят демократы, имеющие тесные политические связи с национальными профсоюзами. Это доставляло много сложностей президенту-демократу Обаме на пути достижения собственных торгово-политических целей, заставляло прибегать к разным маневрам.  

Механизм fast track предполагает, что подписание соглашения и время его вступления в силу могут не совпадать. 

Так, соглашения, вступившие в силу уже при Бараке Обаме (с Южной Кореей, Колумбией и Панамой), были подписаны еще в момент действия последнего fast track, полномочия по которому истекали в 2007 году. А переговоры по ТТП изначально велись исходя из применения механизма fast track, хотя тот и не был продлен конгрессом. И это во многом логично, так как такое сложное по составу участников и сфере покрытия соглашение, как ТТП, в принципе не может быть подписано, если президент и переговорщики не наделены свободой применять fast track.  

С другой стороны, американцы используют условие допуска к ускоренной процедуре как инструмент давления на партнеров по переговорам. Например, согласие по таким вопросам, как жесткие стандарты в области инвестиций или охраны окружающей среды (прототипом для ТТП являются  уже действующие в этих сферах американские законы и стандарты), может выступать в качестве решающего условия для попадания торгового соглашения на fast track. 

Инициативную группу конгрессменов по вопросу ускоренного режима возглавили два республиканца – сенатор от штата Юта, председатель комитета по финансам Оррин Хэтч и член палаты представителей от штата Висконсин, председатель бюджетной комиссии Пол Райан – и один демократ – сенатор от штата Орегон Рон Вайден. Президент Обама в своем обращении отдельно выразил благодарность этим конгрессменам, так как, по его мнению, «механизм предоставления особых полномочий позволит согласовывать торговые соглашения, которые будут полезны одновременно и экономике, и бизнесу, и трудящимся в США». Однако чтобы получить одобрение со стороны демократов, по словам газеты New York Times, республиканцы взяли на себя обязательство ужесточить требования к сделке. В особенности – в положениях, касающихся  защиты прав трудящихся, включая компенсации тем работникам сферы производства и услуг, которые могут потерять рабочие места из-за усилившейся в результате участия в ТТП глобальной конкуренции, охраны окружающей среды, защиты прав человека. 

Важнейшим компромиссом между администрацией и конгрессом явилось подтверждение безусловного приоритета американского законодательства в вопросах регулирования торговли. Из этого следует, что в случае судебного разбирательства с другими странами ТТП все, чего они смогут добиться, – это наложение взысканий на американских граждан или компаний, а вовсе не пересмотра законов США. Помимо этого условием предоставления президенту особых торговых полномочий является договоренность о том, что текст соглашения о ТТП появится в открытом доступе за 60 дней до подписания в конгрессе. 

На данном этапе основная задача сторонников ускоренной процедуры – убедить скептически настроенных конгрессменов, что принятие fast track не равносильно автоматическому одобрению текста Транстихоокеанского партнерства. И в случае, если текст ТТП покажет, что  офис торгового представителя США и администрация в ходе переговоров не следовали параметрам и целям, заданным конгрессом, сенат оставляет за собой право проголосовать большинством в 60 голосов «против» и приостановить механизм предоставления fast track по данному торговому соглашению. Тогда администрация вернется за стол переговоров улучшать и дорабатывать текст соглашения. 

Недвусмысленно прозвучал призыв президента Обамы не дать Китаю сформировать новые правила игры в мировой торговле. Несмотря на провозглашаемый открытый характер интеграции в ТТП, участие Китая в партнерстве в ближайшие годы представляется маловероятным и на повестке дня ни у Китая, ни у ТТП вроде бы не значится. Очевидно, что такое беспрецедентно крупное торговое  объединение азиатско-тихоокеанских стран нанесет Китаю ущерб – отклонит часть торговых потоков, оттянет определенное количество прямых иностранных инвестиций, снизит его конкурентоспособность в вопросах ведения торговли, в том числе из-за существенной либерализации нетарифных барьеров между странами ТТП  и улучшения качества  их нормативно-правовой и институциональной базы. Однако на данный момент именно Китай обладает системой отлично налаженных торгово-производственных связей, закрепленных соглашениями с рядом государств – участников ТТП. Например, с точки зрения торгового соглашения между Китаем и АСЕАН в случае заключения ТТП одновременно перекрестно участвовать в обоих соглашениях будут Бруней, Вьетнам, Сингапур и Малайзия. 

На последнем форуме АТЭС в Шанхае в ноябре 2014 года Китай предпринял попытку сформировать свою зону свободной торговли в АТР под названием «Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство» (предполагается, что она может включить в себя Китай, все страны АСЕАН, Японию, Южную Корею, Индию, Австралию и Новую Зеландию), и это также поспособствовало желанию США перейти к решительным действиям по формированию ТТП. Много говорится о китайском проекте по созданию Нового шелкового пути. Здесь, правда, основой интеграции станет не торговое соглашение, а строительство комплексной сухопутной и морской инфраструктуры для продвижения в мир всего китайского. 

Сторонники fast track говорят о том, что этот механизм позволяет удачно объединить полномочия исполнительной и законодательных ветвей в США. А новые торговые соглашения  помогут экспортерам из США своевременно сформулировать условия для торговли товарами и услугами. Это представляется особенно актуальным в условиях, когда ВТО в рамках Доха-раунда перестала справляться с подписанием многосторонних соглашений, отвечающих потребностям современного бизнеса, уже давно  выходящим за пределы снижения тарифных барьеров. Противники fast track говорят, что переговоры по ТТП – крайне непрозрачны, отвечают в первую очередь интересам ТНК, к тексту соглашения имеют доступ представители бизнеса, входящие в консультационный совет, и в отсутствие рабочего доступа большинства конгрессменов к непосредственному правовому содержанию соглашения ТТП рискуют стать новой НАФТА.

Следующая неделя покажет, получит ли внесенный законопроект поддержку в сенате и повысятся ли шансы Барака Обамы переформулировать правила международной торговли на американский лад в очередной раз. 

28 апреля ожидается визит в Вашингтон премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Одной из тем переговоров будет согласование позиций сторон по ТТП. Президент Обама придает большое значение этим переговорам. Если все получится, как он задумал, соглашение о Транстихоокеанском партнерстве может стать крупнейшим политическим наследством его президентства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
582
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
678
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
699
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
580

Другие новости