Фото Reuters
В начале 2000-х крупными мировыми экспортерами нефти являлись страны ОПЕК, и прежде всего Ливия, Ирак, Саудовская Аравия, Венесуэла, Россия, а также Бразилия и Нигерия. В основном все эти страны проводили антиамериканскую политику. Особенностью того периода была также неконтролируемость мирового нефтяного рынка. Самым крупным нефтедобытчиком тогда была Саудовская Аравия, а самым крупным импортером нефти – США.
После масштабных вооруженных конфликтов (Афганистан, Ирак) цены на нефть начали расти, в результате страны-нефтедобытчики богатели, политические режимы в них укреплялись, что негативно воспринималось Вашингтоном. Можно не сомневаться, что если бы нефтяной тренд начала 2000-х сохранился, то к сегодняшнему дню экономика США если бы и не потерпела крах, то однозначно оказалась бы в глубоком кризисе. Однако ситуация изменилась в ключевых геополитических узлах мировой нефтедобывающей системы.
Саудовский узел: АRAMCO и глубинные связи с США
Согласно экспертным оценкам, мировые запасы нефти составляют 1,7 трлн барр. Из них 267 млрд барр. обладают саудиты – это первое место по запасам нефти в мире. Около 90% доходов в бюджет Саудовской Аравии дает продажа нефти. Первые нефтяные компании на саудовской земле были созданы в 1933-м. В 1944-м они получили название АRAMCO, то есть арабо-американские корпорации, 25% которых принадлежали саудитам. С 1980-х они оказались под контролем арабов.
Сегодня АRAMCO – крупнейшая нефтяная (и не только) компания мира. Ее доход в день, согласно статистике 2014 года, составлял 1 млрд долл. Предполагаемая стоимость АRAMCO на рынке от 1,25 трлн до 10 трлн долл. Для сравнения: стоимость второй после АRAMCO компании – Apple – 543 млрд долл.
С падением цен на нефть Эр-Рияд объявил о планах избавить саудовскую экономику от нефтяной зависимости. Однако королевство столкнулось с серьезной проблемой. Прибыль от нефти (официально около 750 млрд долл.) находится в облигациях и векселях Федеральной резервной системы (ФРС) США. И существуют планы о заморозке этих активов. Не так давно некоторые американские сенаторы вышли с инициативой принять законопроект, который ввел бы санкции в отношении Саудовской Аравии за связи с международным терроризмом, в том числе с «Аль-Каидой». Авторы инициативы ссылаются на теракт 11 сентября 2001 года, напоминая, что из 19 террористов 11 были подданными Королевства Саудовская Аравия. Знак равенства между руководством Саудовской Аравии и арабскими террористами ставит под угрозу возвращение из ФРС саудовских нефтедолларов. Очевидно, что таким образом американцы рассчитывают взять под свой контроль и Саудовское Королевство, и его планы по модернизации экономики.
Российский узел: страна, которую изолировали от мира
Нынешнее украинское руководство проводит антироссийскую политику под диктовку американцев. Это не только испортило российско-украинские отношения, но и серьезно повлияло на экономические отношение Европы с РФ. В результате российская экономика не может быстро адаптироваться к новой мировой экономической конъюнктуре, связанной с падением цен на нефть.
Рыночная стоимость «Газпрома» в 2000–2001 годах составляла около 360 млрд долл. По прогнозу Дмитрия Медведева, при стабильном росте экономики «Газпром» должен был выйти на 1 трлн долл. до 2017 года, а сегодня должен был бы быть второй крупнейшей мировой компанией по добыче нефти и природного газа. Однако в связи с мировым кризисом рыночная стоимость «Газпрома» на сегодняшний день упала до 51 млрд долл. Как известно, 37% акций «Газпрома» принадлежит государству, после приватизации эту часть намерены выкупить американские компании.
Серьезным конкурентом России в области поставок газа являются США. Первый транш в размере 175 тыс. куб. м сжиженного американского газа уже был отправлен танкерами в Португалию. И для Европы открывается альтернатива российскому газу.
Венесуэльский узел: разрушенная экономика как цена борьбы за нефть
В начале 2000-х Вашингтон закупал у Венесуэлы 14% нефти, необходимой для американской экономики. В 2005-м президент Уго Чавес национализировал несколько американских нефтяных компаний и усилил госконтроль над нефтяным сектором. Западные нефтяные гиганты должны были умерить свою деятельность в стране и отдавать венесуэльскому правительству 40% прибыли. Другими словами, Чавес объявил о намерении контролировать весь венесуэльский государственный нефтяной поток. Однако вскоре после демонстрации этих амбиций Чавес умер, в стране начались беспорядки, после чего произошла девальвация национальной валюты.
Совершенно очевидно, что основная борьба в Венесуэле сейчас идет из-за приватизации государственной нефтегазовой компани PDVSA и что после ее приватизации беспорядки в этой стране закончатся.
Иракский узел: увеличение производства, несмотря на террор
Многолетний иракский кризис, связанный с разрушением режима Саддама Хусейна, гражданской войной и деятельностью террористических организаций, практически не коснулся шиитской Басры – ключевого нефтеносного района страны. Несмотря на то что в остальных регионах страны бушует война, международные компании BP Plc, Exxon Mobil Corp. и Royal Dutch Shell Plc. увеличивают производство нефти в Ираке. Эксперты Morgan Stanley прогнозируют ежедневное производство нефти в Ираке в 2016 году на уровне 3,88 млн барр., а в 2017-м – 4,17 млн барр. Такая уверенность позволяет говорить о том, что Центральный Ирак уже успешно контролируется Западом.
Остается, правда, сложной ситуация в другом нефтеносном районе – Иракском Курдистане на севере страны. Но и здесь местным властям и полевым командирам основную поддержку оказывают американцы, что в перспективе делает Вашингтон стратегическим партнером иракских курдов и в нефтяных делах.
Ливийский узел: тоска по прошлому без шансов на будущее
Недавно Ливия была богатейшей нефтедобывающей страной. Однако ее лидер Муаммар Каддафи подписал себе смертный приговор после отказа от приватизации национальных нефтекомпаний и слишком активного продвижения идеи золотого динара. Сейчас в Ливии существуют два правительства, а также множество террористических группировок, которые контролируют территорию страны. Нет сомнений, что в ближайшее время запрещенная в РФ террористическая организация «Исламское государство» (ИГ) усилит влияние в Ливии.
Параллельно с этим наращивают активность в Ливии американские нефтедобывающие компании. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что Ливия не сможет восстановить национальный нефтяной рынок и соответственно не сможет, как раньше, претендовать на ведущие позиции на мировом рынке.
Нигерийский узел: нестабильная страна под угрозой «Боко харам»
Сегодня часть территории Нигерии размером с Бельгию контролируется боевиками террористической организации «Боко харам», которая считается филиалом ИГ. Нигерию раздирают коррупция и межрелигиозные конфликты, так что в течение ближайших 10 лет каких-либо позитивных перспектив у этой страны не наблюдается. В то же время в основном американские нефтекомпании продолжают проявлять интерес к нигерийским месторождениям черного золота. Этот интерес дополняется инициативами британских политиков, которые предлагают правительству Нигерии помощь в военной сфере, а также предоставляют группы спецназа для решения задач в области безопасности. У экспертов нет сомнений в том, что в обозримом будущем трансатлантические нефтегазовые компании увеличат свое производство в Нигерии и что боевики «Боко харам» продолжат создавать угрозу китайским нефтяным компаниям, работающим в Нигерии и соседних странах.
Иранский узел: американский подвох для Тегерана
Американский подвох для Тегерана заключается в том, что, когда нефть стоила 130 долл. за баррель, был введен запрет на ее продажу через режим международных санкций. Когда же нефть упала в цене до 40–45 долл., запрет и санкции были сняты.
Сегодня Иран увеличил добычу нефти до 1,750 млн барр. в день. Однако, если американскому руководству потребуется, оно может снова ввести эмбарго на продажу иранской нефти, что станет сильнейшим ударом по экономической и социально-политической системе Исламской Республики. И сегодня Иран становится очень зависимым от таких возможностей США.
Примечательно, что одним выстрелом (снятием эмбарго в прошлом году) Вашингтон убил двух зайцев (восстановил отношения с Тегераном, одновременно показав режиму аятолл их уязвимость в будущем, а также наказал Саудовскую Аравию, ставшую слишком самостоятельной в регионе и задумавшую модернизацию национальной экономики).
Китайский узел: стратегическая игра Америки
Ежегодный прирост экономики Китая составляет около 6%, и по этой причине Соединенные Штаты не могут с ним успешно конкурировать. Однако американцы могут создавать серьезные препятствия китайскому развитию через затруднение доступа к разработке нефтегазовых месторождений или повышение цены на нефть. Вероятно, трансатлантические корпорации попытаются контролировать такие крупные компании, как АRAMCO, «Роснефть», «Газпром» и PDVSA. Брать их под контроль удобно именно сейчас, когда рыночная стоимость компаний почти максимально снизилась. А вот после того как эти арабские, российские и венесуэльские корпорации перейдут под контроль американцев и их союзников, можно ожидать повышения цены на нефть до 80–85 долл. за баррель.
Проводимая большая нефтегазовая игра США заключается в достижении понятной цели – в эксклюзивном порядке положить конец господству ОПЕК и самим контролировать и определять цены на нефтяном рынке, с тем чтобы остановить стремительный рост Китая. Очевидно, что именно вокруг этой игры в ближайшие годы будут возникать различные конфликты и политические союзы.
Стамбул