0
7420
Газета Идеи и люди Интернет-версия

02.08.2016 19:26:00

Налог на крымские дороги

Антон Олейник

Об авторе: Антон Николаевич Олейник – профессор социологии Университета «Мемориал» (Канада), ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН.

Тэги: россия, крым, трасса


россия, крым, трасса Широковещательные лозунги и проекты имеют свойство дорожать. В конечном счете для тех, кого они очаровали. Фото Льва Федосеева/ТАСС

Два недавних события – появление «кейнсианского» варианта среднесрочной программы экономического развития России и одобрение правительством 100-миллиардного бюджета реконструкции трассы Керчь–Севастополь – обычно обсуждаются по отдельности. События эти, однако, могут быть тесно связанными и указывать на решимость властей решать обостряющиеся экономические проблемы путем увеличения косвенного налогообложения.

Для правительства, глава которого всего несколько месяцев назад признал, что «денег нет», но населению вообще и жителям недавно присоединенного к РФ Крыма в частности нужно «держаться», нахождение дополнительных ресурсов для финансирования Керченского моста и трассы Керчь–Севастополь, можно сказать, сродни «чуду на Висле». В 1920 году польские войска под командованием Юзефа Пилсудского (читай, правительство под руководством Дмитрия Медведева), лишенные маневра наступающей конницей Буденного (а в нашем случае – обостряющимися экономическими проблемами) и не имеющие возможности отступать дальше (у нас – исчерпание резервного фонда и рост кредиторской задолженности бизнеса), оказались способны переломить ситуацию и обратить противника в позорное бегство.

Прежде чем опустить занавес и услышать аплодисменты публики, стоит, однако, попытаться найти разгадку фокусу. Как считал Воланд, разоблачения – самая интересная часть фокуса.

Дополнительные средства планируется получить не по мановению волшебной палочки. Они не могут появиться в результате возобновления экономического роста. ВВП России (в физическом объеме) продолжает сокращаться. Ситуация на мировом рынке энергоносителей по-прежнему нестабильна. Правительство, по всей вероятности, хочет получать дополнительные ресурсы путем накачивания экономики дополнительными деньгами. Проще говоря, с помощью кредитно-денежной эмиссии.

Теоретическое основание этому, кажется, уже найдено. Параллельно с либерально ориентированной среднесрочной программой экономического развития РФ, над которой трудятся эксперты Центра стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина, президент распорядился разработать альтернативную стратегию. В ней под неявно выраженными лозунгами кейнсианства проводится идея о допустимости накачивания экономики кредитами и эмиссионными деньгами – в общей сумме до 1,5 трлн руб. В общем, должно хватить на несколько мостов и реконструированных трасс.

Денег нет, но сделаем. Такой новый лозунг дня.

В сложившейся ситуации есть несколько заслуживающих внимания моментов. Сторонники «кремленологии» могут потирать руки, предвкушая созерцание схватки за влияние на экономические воззрения президента и правительства между группой Кудрина и членами Столыпинского клуба (именно они предложили альтернативу программе ЦСР), вдохновляемыми помощником президента Андреем Белоусовым.

Ценители экономической теории в очередной раз смогут стать свидетелями битвы титанов – либералов и кейнсианцев.

Поклонники хештега #крымнаш и любители проехаться с ветерком могут предвкушать скорую поездку на Южный берег Крыма без очередей на паромной переправе и туалетов на (скорее – в) обочине. Тем более что вопрос о введении платы на этой трассе, в отличие от других недавно построенных, пока публично не поднимался.

Наконец, для граждан, задумывающихся не только о хештегах, но и о своих финансах, наверняка будет интересно узнать о фактическом получении санкции на увеличение налогов. Нет, 13-процентную ставку налога на доходы пока не тронули. Этот вопрос отложен на потом, когда улягутся околовыборные страсти.

Вероятное согласие на кредитно-денежную эмиссию в размере 1,5 трлн руб. или даже больше (известно, как корректируются планы в процессе их реализации) означает резкое увеличение косвенного налогообложения. За счет инфляционного обесценения рубля и доходов (в первую очередь – фиксированных, таких как пенсии). За счет роста «утопленных издержек» (говоря более простым языком – коррупционной составляющей при «освоении» увеличившихся в разы бюджетов мегапроектов).

Так что билеты на поездку в Крым окажутся значительно дороже, чем объявлено на сайтах перевозчиков. Да и цена билетов в зал, в котором вот-вот должен опуститься занавес и раздадутся аплодисменты после очередного спектакля в постановке правительства, в конечном счете вовсе не такая привлекательная, как думалось ранее. Как говорят юристы, нужно было внимательнее читать написанное мелким шрифтом на обороте билета.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
644
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2374
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1576
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1201

Другие новости