0
8189
Газета Идеи и люди Интернет-версия

09.12.2016 00:01:00

Не Китаем единым

Анна Сысоева

Об авторе: Анна Викторовна Сысоева, Владимир Дмитриевич Трофимчук – эксперты по внешнеторговой политике и праву ВТО.

Тэги: экономика, иран, экспорт, импорт, вто, авиаперевозки, индия, энергетика, торговля, еаэс


экономика, иран, экспорт, импорт, вто, авиаперевозки, индия, энергетика, торговля, еаэс Иран – это не только нефтяная держава. Он занимает видное место, например, на рынке фруктов. Фото Reuters

Российский «разворот на Восток», связанный с введением западных санкций и переориентацией политической и деловой элиты на взаимодействие с рынками азиатских стран, активизировал работу не только на китайском направлении, но и с другими странами, входящими в регион Большой Евразии от Турции до Юго-Восточной Азии. Среди этих стран ярко выделяются два игрока, с которыми у России и других участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) традиционно были выстроены прочные (однако не всегда конструктивные) отношения, – Иран и Индия. Сейчас возникает резонный вопрос: какие реальные перспективы можно получить на этих рынках, воспользовавшись политической и экономической конъюнктурой?

Персидская нефть vs огурцы

Новость о снятии санкций с Ирана и его возвращении в мировую экономическую орбиту позитивно восприняли инвесторы и предприниматели по всему миру. Так, уже известно о планах китайских компаний по обновлению иранской нефтедобывающей инфраструктуры, индийских промышленников по строительству завода по переработке алюминия, продаже самолетов Boeing иранским авиаперевозчикам и другие проекты. Не остаются в стороне и российские игроки: сообщается о планах по строительству ТЭЦ в каспийском порту Бандар-Аббас российским «Технопромэкспортом» (дочерняя компания «Ростеха»), планируются совместные проекты с «Газпромом» и ЛУКОЙЛом в нефтегазовой сфере. Кроме того, в рамках Российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству предполагается подписание «дорожной карты» реализации совместных проектов.

Для реальной активизации торгового сотрудничества необходимо понимать, что Иран – это крупная самодостаточная экономика с развитым сельскохозяйственным и промышленным сектором. Помимо нефтегазовой сферы страна является крупнейшим мировым поставщиком орехов (фисташки, кешью) и огурцов; значительный экспортный потенциал есть у поставок томатов, фиников, яблок. Среди промышленных отраслей выделяется производство полипропиленов – по данным иранской статистики, экспорт полиэтиленов в 2015 году составил 5,2% от общего иранского экспорта в мир (1,4 млрд долл.). Кроме того, у Ирана есть большие возможности по поставке органических химических соединений, цемента. Нужно отметить, что Иран уже делает некоторые шаги на опережение для обеспечения выхода своих приоритетных продуктов на рынок Союза: так, ему удалось пролоббировать обнуление таможенных пошлин в ЕАЭС на такие товары, как фисташки, финики, брюссельская капуста; большая часть их импорта в Союз идет как раз из Ирана.

Тем не менее, несмотря на относительную диверсификацию производственных и экспортных возможностей Ирана, изолированность иранской экономики от мировых рынков и отсутствие доступа к современным технологиям на протяжении многих лет действия режима санкций привели к тому, что большинство иранских отраслей (например, автомобильная промышленность, легкая промышленность, станкостроение) не могут составить конкуренцию в мировой торговле и служат только для обеспечения внутренних потребностей иранского рынка.

Рост спроса молодого иранского населения и иранских компаний, начинающих модернизацию своих производственных возможностей, на качественную импортную продукцию, а также действия правительства по привлечению в страну высоких технологий открывают возможности по выходу на иранский рынок для предприятий из России и других стран ЕАЭС, обеспечивающих должный уровень качества, но при этом предлагающих иранскому рынку разумные ценовые предложения.

Видится, что, помимо реализации крупных проектов с государственным капиталом, именно в росте поставок продукции предприятий малого и среднего бизнеса и выстраивании соответствующей логистической инфраструктуры лежит ключ успеха к закреплению интересов ЕАЭС на иранском рынке. Предпосылки для масштабного выхода экспортеров ЕАЭС на рынок Ирана очевидны, но на сегодняшний день отголоски торгового эмбарго в совокупности с национальными и культурными особенностями страны, связанные прежде всего с системой иранского внешнеторгового регулирования, не позволяют добиться этой цели.

Поезд Тегеран–Женева

Как ни парадоксально, одна из ключевых проблем, мешающих эффективному выходу независимых компаний, не обладающих должным лоббистским влиянием и связями в соответствующих иранских ведомствах на рынок Ирана, – существование в Иране отдельной системы правового регулирования торговли, не связанной международными нормами. Иран на настоящий момент – крупнейшая экономика, не входящая во Всемирную торговую организацию. Неприменение правил ВТО создает целую массу издержек, связанных с тарифными правилами, функционированием таможни, сертификацией и другими влияющими на торговлю вопросами.

Так, к примеру, в Иране действует непрозрачная система установления таможенных пошлин. В отличие от стран ВТО, которые выполняют обязательства по так называемым связанным тарифам (то есть максимальным, которые можно установить в отношении импортируемой продукции), а также по  режиму наибольшего благоприятствования (то есть с обязательством применения одинаковых правил торговли, включая тарифы, для всех внешних партнеров), Иран может свободно определять и менять свои таможенные пошлины. Таможенные пошлины Ирана пересматриваются на ежегодной основе и состоят из обязательной минимальной 4-процентной пошлины и коммерческой прибыли, взимаемой сверх обязательных 4%. Так, если тариф Ирана установлен в размере 55%, то, по сути, он представляет собой 4% (обязательная пошлина) + 51% (коммерческая прибыль).

Более того, иранские власти могут вводить неограниченные запреты на ввоз (import ban) любых категорий товаров. Введение подобных количественных ограничений является запрещенной в ВТО практикой; однако иранские регуляторы не руководствуются какими-либо формальными правилами по введению подобных запретов. Например, в настоящее время действуют запреты на ввоз некоторых видов мяса, ряда зерновых культур, некоторых молочных продуктов, яблок, орехов, бумажных изделий, ряда транспортных средств и их запчастей и других товаров. Подобные возможности по неограниченному регулированию импорта автоматически создают риски для выстраивания долгосрочных схем поставки товаров в Иран.

Среди других проблем можно выделить наличие обязательной предотгрузочной инспекции в отношении некоторых товаров (данная практика является устаревшей и практически не применяется в мировой торговле), трудности при таможенном оформлении товаров, непрозрачность обязательных технических требований и требований по безопасности продуктов питания, слабый доступ заинтересованных лиц к источникам информации о регулировании торговли. Кроме того, в Иране действует перечень требований и запретов, связанных с обязательным применением иранского стандарта «халяль» в отношении целого ряда пищевой продукции, начиная от мяса и заканчивая жевательной резинкой. Подтверждение «халяльности» продукта и соответствия иранским требованиям может быть выдано только представителем иранского имамата (формально – сотрудники Министерства здравоохранения Исламской Республики Иран) на месте непосредственного производства сертифицируемого продукта.

Вышеупомянутые проблемы могли бы быть по большей части решены путем присоединения Ирана к ВТО и принятия, таким образом, «единого» пакета обязательств по либерализации доступа на рынок и применению открытых рыночных мер регулирования торговли. Однако вопрос вступления Ирана в ВТО вряд ли решится в ближайшей и среднесрочной перспективе: рабочая группа по присоединению Ирана была создана в 2005 году, но при этом еще не прошло ни одного заседания. При этом нельзя сказать, что иранскими властями не предпринимается никаких попыток по улучшению доступа внешнеторговых партнеров на рынок: постепенно происходят реформы, направленные на улучшение правового регулирования торговли: так, уже одобрены изменения в постановление Совета министров о проведении антидемпинговых расследований, направленные на значительное сближение данной сферы с нормами Соглашения об антидемпинговых мерах ВТО. Также в конце этого года было отменено деление импортных товаров на 10 категорий; в отношении товаров 10-й категории применялся повышенный тариф, выраженный в удвоении коммерческой прибыли. При этом общие ввозные пошлины на товары, которые ранее входили в 10-ю категорию, резко возросли, но не превышают максимальный уровень пошлины в 55%.

Кто боится волков, не разводит овец

Решение проблем доступа на рынок Ирана и прозрачности иранского регулирования лежит сейчас в двух плоскостях.

Во-первых, необходимо содействовать присоединению Ирана к существующей многосторонней торговой системе, включая присоединение к ВТО, сотрудничать с прогрессивным иранским правительством Хасана Рухани в сфере разработки и проведения эффективной торговой политики. В конечном счете бенефициаром такой политики будет не только Россия и ее союзники, но и все участники международной торговли.

Во-вторых, имеется большой потенциал по созданию благоприятного торгового режима с Ираном с помощью заключения двусторонних и многосторонних договоров в сфере торговли. Особенно перспективным видится создание зоны свободной торговли между Ираном и странами ЕАЭС. С одной стороны, режим свободной торговли позволит зафиксировать открывшееся «окно возможностей» по доступу качественных сельскохозяйственных и промышленных товаров из ЕАЭС на иранский рынок, где наблюдается, как говорилось выше, значительный рост потребительского спроса. С другой стороны, нормы соглашения могут быть направлены на устранение нетарифных барьеров по доступу на иранский рынок, включая отмену запретов на ввоз и упрощение таможенных процедур.

В вопросе торгового сотрудничества с Ираном России и ее партнерам по ЕАЭС необходимо брать инициативу на себя. Иранский правящий класс, приспособившийся к автономному существованию, традиционно настроен более консервативно к вопросам либерализации торгового режима, нежели эксперты профильных ведомств. Подобный дисбаланс интересов может привести к изменению торговой повестки Ирана после президентских выборов 2017 года в случае поражения Хасана Рухани. Поэтому иранскую сталь нужно ковать, пока горячо.

Incredible India

Республика Индия – еще одно весьма привлекательное государство с точки зрения потенциала роста экспорта союза на мировой торговой арене. С приходом энергичной реформаторской команды Нарендры Моди индийский рынок и правила торговли на нем стремительно меняются, в том числе для зарубежных инвесторов. Проводимая правительством политика преобразований направлена на увеличение капиталовложений в индийскую экономику. Цель амбициозна – занять лидирующие позиции по экономическим показателям не только в Азии, но и во всем мире. Предпосылки для ее реализации обоснованны: с 2014 года экономика Индии является третьей по счету экономикой мира по объему ВВП после США и Китая, по данным Международного валютного фонда.

Индия – один из наиболее быстро растущих авиаперевозчиков не только в Азии, но и во всем мире.	Фото Reuters
Индия – один из наиболее быстро растущих авиаперевозчиков не только в Азии, но и во всем мире. Фото Reuters

Поскольку национальные индийские производители не успевают удовлетворять рост внутреннего спроса, для самых приоритетных производственных секторов разработаны специальные условия по привлечению экспортеров из третьих стран. С этой же целью для создания реального доступа на индийский рынок, нынешняя политическая элита страны взяла курс на сокращение излишнего объема субсидий, который за последнее десятилетие увеличился в разы, а также на сокращение чрезмерного контроля за ценами со стороны государственных структур. Отметим, что субсидии в Индии – это вопрос особого беспокойства членов ВТО, по которому страна регулярно получает замечания на площадке организации. Поэтому даже незначительные на первый взгляд подвижки по сокращению субсидирования национальных производителей – уже достаточно весомые достижения на пути обеспечения конкурентных условий торговли.

Так, особое внимание стоит уделить индийскому рынку авиаперевозок - одному из наиболее быстро растущих в мире, но при этом одному из наименее охваченных в мире с точки зрения авиаперевозок. К 2020 году ожидается его рост до третьего в общестрановом топе. Ожидания правительства сводятся к привлечению до конца 2017 года около 12 млрд долл. инвестиций в авиационный сектор. Порог входа на индийский авиационный рынок снижен: так, для новых проектов допускается уровень прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 100%. Для действующих проектов аэропортов допустим уровень ПИИ в 74% при обычном режиме инвестирования.

Кроме того, реформы индийского правительства направлены на электрификацию всей страны. Под девизом «Электричество для всех» планируется ввод дополнительных генерирующих мощностей. В этой связи сектор электрораспределительного оборудования планирует вырасти до уровня 17,3 млрд долл. к 2022 году.

Обладая огромными залежами полезных ископаемых (в Индии добывается 88 наименований полезных ископаемых, по залежам бокситов занимает шестое место в мире, по залежам железной руды – пятое от мировой добычи) и при этом предоставляя уровень ПИИ в 100% в предприятия по разведке, добыче и переработке полезных ископаемых, включая добычу алмазов и других драгоценных камней, Индия привлекает многих иностранных инвесторов, среди которых такие компании, как JFE Steel Corporation (Япония), BHP Billiton (Австралия), Rio Tinto (Австралия) и другие.

Индия, ВТО, тарифы

В прошлом году в Женеве Индия отчитывалась перед членами ВТО по реализации ею торговой политики. Был отмечен существенный прогресс Индии в сфере либерализации доступа на рынок в ряде секторов услуг. Так, была особо выделена реальная возможность для иностранных компаний осуществлять собственные железнодорожные проекты в Индии, увеличение потолка участия в уставном капитале для прямых иностранных инвестиций в сфере страхования – до 49% и ряд других видимых достижений.

Тем не менее, если говорить о доступе товаров на индийский рынок, надо отметить, что структура тарифов, как один из самых показательных факторов доступности национального рынка для иностранцев, остается сложной, и за рассматриваемый период простая средняя применяемая ставка увеличилась до 13% в 2014–2015 годах по сравнению с 12% в 2010–2011 годах.

Эти показатели отражают последствия роста тарифов на сельскохозяйственные товары, в частности, на зерновые и масличные культуры, средний арифметический тариф которых составил 36,4%. Так что бизнесу союза, как и всем мировым производителям, рассчитывать на поставки данных товаров в Индию не стоит, за исключением, может быть, пшеницы, урожай которой за последние годы подвергается испытанию неблагоприятными погодными условиями (западные эксперты прогнозируют с высокой долей вероятности даже заявление правительства Индии о нехватке зерна и закупках его за границей). Однако тарифы в отношении несельскохозяйственной продукции на индийском рынке значительно ниже – 9,5%. В целом в 2014–2015 годах импортные тарифы Индии варьировались в диапазоне от 0 до 150%.

Несмотря на объективные преимущества индийского рынка, потребности потребительского спроса с учетом объявленного курса по привлечению иностранных инвестиций доступ на рынок Индии остается достаточно проблематичным. Здесь, как и в Иране, действует совокупность различных факторов, создающих барьеры для закрепления на рынке – это и культурные особенности, и многомиллионное население за чертой бедности, нуждающееся в социальном и продовольственном обеспечении (в связи с чем продолжается субсидирование ряда отраслей), и кастовость, обуславливающая закрытость и монополию на многих рынках.

Зона с ненулевой суммой

Чтобы устранить существующие препятствия по доступу на индийский рынок, требований ВТО, которым должна следовать Индия и которые облегчают взаимную торговлю, недостаточно. Родина Ганди хоть и стоит у истоков создания ВТО и пользуется возможностями данной площадки по продвижению своих интересов на мировых рынках, ведет себя очень активно и иногда даже дерзко. На практике правила, установленные участниками ВТО и обязательные к исполнению, для Индии – не указ. Не единожды участники ВТО обвиняли Индию в развале организации и вообще всей существующей торговой системы. Решения, принимаемые представителями Индии, зачастую носят для всей мировой системы принципиальный характер. Чего только стоит вето (называвшееся «захватом заложников» и «самоубийством»), наложенное в ВТО Индией в 2014 году на соглашение по упрощению процедур торговли, воспринимавшееся многими как начало конца ВТО.

Одним из инструментов по фиксации рамок, в пределах которых утверждены механизмы, позволяющие вести с Индией предсказуемую торговлю с четкими и ясными правилами, являются те же региональные торгово-экономические соглашения, в частности, по созданию зоны свободной торговли.

На счету у Индии 11 соглашений о свободной торговле с такими странами и объединениями стран, как Китай, Бангладеш, Республика Корея, Шри-Ланка, страны АСЕАН, Бразилия, ЮАР, Пакистан, Непал, Бутан, Япония. При этом переговоры по либерализации торговли ведутся еще с 17 странами, в том числе в части пересмотра охвата действия заключенных соглашений.

Вопрос заключения подобного соглашения с Индией стоит в повестке дня торговой политики стран – членов ЕАЭС. Анализ перспективности и целесообразности такого международного акта был проведен на государственном уровне экспертами с обеих сторон. Итоговое решение остается за лидерами государств пяти стран Союза: в конце года будет принята соответствующая резолюция по данному вопросу.

В случае начала и успешного исхода переговоров по заключению соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Индией реальную выгоду могут получить как минимум поставщики сжиженного природного газа, необработанных алмазов, минеральных удобрений, алюминия и металлолома, о потребностях в которых индийские компании заявляют с завидной регулярностью. Федеральными властями и частным сектором Индия позиционируется в качестве стратегического импортера для широкого перечня товаров из ЕАЭС, к примеру, калийных, фосфатных и азотных удобрений, металлургического и энергетического оборудования, в том числе для атомной промышленности и транспортной инфраструктуры.

* * *

Подводя итоги, можно сказать, что, пожалуй, основной задачей, которую необходимо решить для создания эффективных условий торговли в Иране и Индии, является целенаправленное формулирование общих правил игры, понятных для всех производителей и инвесторов.

При этом как правительствам государств – членов ЕАЭС, так и самому бизнесу во многом необходимо брать инициативу в свои руки и проявлять активный подход при защите своих интересов на этих двух перспективных, но непростых рынках.

Главное, что нужно понимать при ведении переговоров с иранскими и индийскими партнерами, – это то, что на потенциальное место компании из ЕАЭС в той или иной цепочке поставок активно претендуют игроки других рынков, которые часто могут сделать предложения более конкурентного характера, нежели союз. Это связано не только с чисто экономическими причинами, но и факторами логистического, политического и даже личностного характера. Поэтому для успешной работы на рынках Индии и Ирана странам ЕАЭС желательно выстроить четкую систему приоритетов, учитывающую реальные потенциалы и имеющиеся возможности, чтобы не давать партнеру невыполнимых обещаний.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
899
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
815
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
937
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
853

Другие новости