0
3486
Газета Идеи и люди Интернет-версия

23.01.2017 00:01:00

Перемена медиареальности

Сергей Володенков

Об авторе: Сергей Владимирович Володенков – доктор политических наук, факультет политологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: коммуникационные технологии, постинформационное общество


коммуникационные технологии, постинформационное общество Пользователь Интернета и мобильника видит мир сквозь экран своего приборчика. Фото Reuters

Принято считать, что мы живем в информационную эпоху. Однако если внимательно проанализировать тенденции последних лет, то можно смело утверждать, что данное представление уже не определяет в полной мере специфику нынешнего дня. Несмотря на значительный рост объемов информации, доступной для потребления людьми, сегодня более уместно говорить о том, что мы переживаем период уже коммуникационной революции, предоставляющей специалистам новые, альтернативные инструменты для коммуникации с целевыми аудиториями.

Именно современные технологии коммуникации определяют сейчас специфику распространения и формы потребления информации, позволяя в совершенно немыслимых ранее форматах осуществлять информационно-коммуникационное взаимодействие между конечными пользователями.

Можно сказать, что сама коммуникация приобретает самостоятельное смысловое и социально-политическое значение, влияя на восприятие транслируемой информации. Не столько контент сообщения важен для массовой аудитории, сколько формат его трансляции и выбранные для передачи контента коммуникационные каналы. И успешность любого субъекта коммуникации определяется преимущественно именно механикой коммуникации, а не контентом сообщения.

Очевидно, что подобный перенос акцентов позволяет нам говорить о существовании общества, в рамках которого основной ценностью является уже не сама информация, а коммуникационные технологии и каналы коммуникации. Например, феномен социальных сетей, активно развивающихся сегодня в интернет-пространстве и имеющих аудиторию в десятки миллионов человек каждая, во многом определяет то, каким образом получает информацию и как взаимодействует с другими людьми отдельный современный человек.

Здесь важно подчеркнуть, что эти коммуникационные технологии нацелены не на рост объемов доступной информации, а именно на развитие разнообразных инновационных и эффективных форм массовой коммуникации и обмена информацией.

Под массовыми коммуникациями в современном обществе мы понимаем системные процессы разнонаправленной конкурентной трансляции контента с целью формирования виртуального пространства ценностей, смыслов, идей, образов и представлений, касающихся ясного и объективного восприятия всеми взаимодействующими участниками информационно-коммуникационных отношений социальной реальности и происходящих в ней процессов и явлений.

В процессе современного политического управления, основой которого и выступает массовая коммуникация, эти цели – одни из ключевых.

При этом само общество становится активным потребителем моделей медиареальности, предлагаемых в информационном пространстве, и использует в качестве основного (как правило, единственного) источника знаний о реальной социальной действительности средства массовой коммуникации, транслирующие ценностно-смысловой контент в общественное сознание.

В целом можно говорить о том, что в Интернете уже сформировалась устойчивая и глобальная среда массового потребления виртуальных образов, представлений и смыслов, которые не просто выступают  заместителями реальных, а приобретают собственную самостоятельную ценность, которая, в свою очередь, также виртуальна.

«Человек коммуникационный» живет за счет постоянного обмена информацией с внешней средой, который ему жизненно необходим. При этом новые средства сетевой коммуникации непосредственным образом могут влиять на изменение нашего восприятия окружающей реальности. Средства хранения и передачи информации не являются нейтральными, а «способ организации и передачи наших знаний о мире сильнейшим образом влияет на природу восприятия мира и то, каким образом мы познаем мир» (Heyer P. Communications and History: Theories of Media. Knowledge, and Civilization. – N.Y.: Greenwood Press, 1988). Данное представление во многом созвучно известному маклюэновскому выражению «the medium is the message» (средство коммуникации – это сообщение). И «…поскольку коммуникации являются жизненно важной частью человеческого существования, постольку любые изменения в способах коммуникации имеют существенные последствия для распределения власти внутри общества, для изменения индивидуального и социального сознания, а также для пересмотра общественных ценностей» (Deibert R.J. Parchment, Printing, and Hypermedia: Communications in World Order Transformation. – N.Y.: Columbia University Press, 1997).

В результате изучения современного опыта коммуникации в интернет-пространстве мы можем сделать предположение, что на уровне горизонтальных связей в процессе горизонтальной коммуникации возникает собственная смысловая нагрузка транслируемого сетевого контента, которая отличается от смысловых характеристик аналогичного контента, транслируемого с помощью традиционных средств массовой коммуникации. Во многом это согласуется с положениями теории социального интеракционизма Герберта Блумера, в соответствии с которой смысловое значение любого понятия или объекта определяется не столько его свойствами, сколько результатами социального взаимодействия (Deibert R.J. Parchment, Printing, and Hypermedia: Communications in World Order Transformation. – N.Y.: Columbia University Press, 1997). В данном случае под социальным взаимодействием мы понимаем в первую очередь взаимодействие коммуникационное, которое имеет ярко выраженную специфику в онлайн-пространстве.

Не вызывает сомнений, что в технологически развитых демократиях доступные для коммуникации и постоянно эволюционирующие новые технологии существенным образом изменили и будут изменять способы воздействия на общественное мнение в рамках современных информационных кампаний, все активнее проникая в основные сферы жизни общества, трансформируя способы коммуникации как внутри его, так и между обществом и государством, изменяя модели поведения как коммуникаторов, так и целевых аудиторий коммуникации, что неизбежно приведет и уже приводит к существенному изменению способов и моделей современного политического управления.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1748
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1556
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1771
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1480

Другие новости