0
5598
Газета Идеи и люди Интернет-версия

24.10.2017 00:01:00

Катастрофа длиною в век

Дмитрий Квон

Об авторе: Дмитрий Харитович Квон – доктор физико-математических наук, профессор Новосибирского государственного университета.

Тэги: будущее, прошлое, революция, переворот, последствия


будущее, прошлое, революция, переворот, последствия Фото Gettyimages

Первый выпуск программы «Познер» 2017 года ее ведущий Владимир Познер начал с вопроса приглашенному кинорежиссеру Андрею Смирнову: «Как вы относитесь к Октябрьской революции или, как кто-то говорит, большевистскому перевороту?» Смирнов, чей последний кинофильм посвящен тамбовскому восстанию крестьян, ответил лаконично: «Как к катастрофе, которая постигла Россию и от которой она до сих пор не может очухаться».

В этой статье я постараюсь раскрыть смысл события № 1 в истории человечества – русской революции (включающей в себя не только Октябрьскую социалистическую революцию, но также и Февральскую буржуазную революцию) 1917 года, в результате которой потерпел катастрофу великий русский народ, а с ним и великая русская культура. На смену им пришла новая историческая общность людей, а с нею и великий Советский Союз. 

Торжество новой исторической общности

Суть катастрофы заключается в следующем. Человечество с первых дней своего существования вынуждено осваивать пространство и время, причем таким образом, чтобы не исчезнуть в них. Условием такого освоения является кропотливый труд, подкрепленный высокой культурой, поскольку только культура создает условия для того, чтобы труд не стал самоедским, а был залогом непрерывного обновления, диктуемого простой необходимостью продолжения рода человеческого. Современная западная христианская цивилизация, фундаментом которой является культура Древней Греции и Древнего Рима, тому самая яркая иллюстрация. Создать подобную цивилизацию не так просто, потому что кроме людей труда и культуры неизбежно возникает внушительное количество организаторов, защитников и завоевателей. Эти пассионарии (Александр Македонский и Чингисхан, Марат и Робеспьер, Ленин и Троцкий, Фидель Кастро и Че Гевара – список можно продолжать) всегда так и норовят все погубить, превратив поле труда в поле битвы. Однако равновесие между трудящимися и их организаторами в целом все время сохранялось, хотя не обходилось и без разного рода катастроф, когда гибли целые империи. Но катастрофа, случившаяся с великим русским народом и великой русской культурой, оказалась уникальной. Ее апофеозом явилось не нашествие иных племен (гибель Римской империи или татаро-монгольское иго), а революция c последующими за ней гражданской войной, коллективизацией и индустриализацией. Победа в них большевиков привела к созданию новой исторической общности людей, в которой все оказались организаторами и защитниками социалистических побед, но не осталось людей высокой культуры. Не может не удивлять, с какой точностью и последовательностью победители-революционеры уничтожали именно людей труда и культуры. Вспомним «Философский пароход», среди пассажиров которого были Николай Бердяев, Питирим Сорокин, Иван Ильин, Семен Франк – весь цвет философской и религиозной мысли России. Но самым катастрофическим стало раскулачивание. Россия начала XX столетия, несмотря на все свои впечатляющие успехи в развитии промышленности, была аграрной страной, 80% ее населения составляли крестьяне. Наиболее трудолюбивые, хозяйственные и предприимчивые из них были произведены революционерами в кулаки и методично уничтожены продразверсткой и коллективизацией.

Вопрос о рождении новой исторической общности людей был решен. Миру был явлен невиданный языческий олимп: все язычники, потому что все – боги. Вместо кропотливого и нелегкого человеческого труда в жизнь вошли трудовые подвиги, стахановские темпы, великие стройки пятилетки – в общем, как закалялась сталь: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому главному в мире – борьбе за освобождение человечества». Естественным образом борьба за освобождение человечества привела к появлению на олимпе тех, кто организует эту борьбу, и тех, кто мешает ей. Так родились ГУЛАГ и оруэлловский образ жизни. 

Возможно, этот образ жизни достиг бы высшей точки, которую сегодня демонстрирует Северная Корея, если бы не Великая Отечественная война. Парадоксальным образом война потребовала возвращения к нормальной жизни, в которой при всех оговорках организаторы победы социализма оказались на втором плане, а на первый выдвинулись настоящие солдаты и не менее настоящие командиры, настоящие труженики тыла и не менее настоящие руководители фабрик и заводов. Победа ознаменовала не только уничтожение фашистской Германии, но и резкое ослабление тоталитарного режима советской закваски. А тут отдал концы и его символ. Советский Союз семимильными шагами стал двигаться к нормальной мирной жизни. Началась оттепель, породившая иллюзию, что и на олимпе можно зажить жизнью обычных людей. Но, увы, продолжалось это недолго, все закончилось застоем с соответствующими экономическими результатами, которые и привели к августовской революции 1991 года.

Бессмертная кухарка

Новая историческая общность людей оказалась действительно уникальной. Во-первых, она доказала, что общество, в котором отсутствует труд, а существует только его организация, способно на долгое существование. Во-вторых, выяснилось, что сопровождающая такое существование крайне низкая производительность труда и сопутствующий ему низкий уровень жизни совершенно не мешают вере в великое историческое предназначение указанной общности. Именно эта вера двигала и теми, кто создал великую советскую науку с ее атомными и космическими свершениями, и теми, кто создал ГУЛАГ. Наконец, она внесла свой выдающийся вклад в русский язык, сформировав в нем большой советский стиль с его «народ и партия едины», «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить», «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» и т.д. По поводу первого лозунга Иосиф Бродский как-то заметил: если на русском первый лозунг звучит естественно и органично, то на английском невозможно даже просто сформулировать его.

Особую роль сыграл и русский авангард. Родившийся накануне революции, он придал языческому олимпу новой исторической общности уникальную модернистскую форму: супрематизм, конструктивизм и футуризм обеспечили формирование законченной топологической конструкции Советского Союза, в которой «Черный квадрат» ГУЛАГа прекрасно гармонировал с «Купанием красного коня» героев строек социализма.

Не менее важно, что новая историческая общность открыла и новые эстетические горизонты, неведомые русской культуре. Гений великой русской культуры Александр Пушкин писал о ее главной героине: «Никто б не мог ее прекрасной/ Назвать, но с головы до ног/ Никто бы в ней найти не смог/ Того, что модой самовластной/ В высоком лондонском кругу/ Зовется vulgаr». Новая же историческая общность доказала явлением Аллы Пугачевой, что и вульгарность может быть исключительно привлекательной.

Но, повторю, главным достижением новой исторической общности необходимо признать, что в ней практически каждый считает себя настоящим организатором великих свершений страны. Эта божественная уверенность в своем кровном предназначении управлять не только государством, но и всем миром сохранилась во многих поколениях. Именно она приводит к тому, что даже спустя четверть века после августовской революции 1991 года, в России все еще нет необходимых условий для жизни, в которой главным был бы работник, а не организатор. Именно она, помноженная на информационную революцию конца XX века, привела к рождению такого бюрократического монстра, которого не было даже в великом Советском Союзе. Каждый гражданин современной России испытывает почти наркотическое желание стать организатором трудовой деятельности бизнесменов и слесарей, нефтяников и шахтеров, врачей и сестер, физиков и философов, фермеров и доярок, профессоров и учителей. Далеко не каждый испытывает желание пойти и заняться тем же бизнесом, потому что на него тут же найдется не один следователь или прокурор, реформатор или консерватор, член Общероссийского народного фронта или член «Фонда борьбы с коррупцией», да и просто рядовой российский гражданин. В результате образовалась огромная, невиданная ранее армия управляющих кухарок – коммунистических и антикоммунистических, либеральных и консервативных, православных и атеистических, айтишных и артхаусных. Движется океанский поток мусорных циркуляров и инструкций, программ и их описаний, бесконечных ревизорских проверок и не менее бесконечных коррупционных дел. Движется он из столицы нашей Родины – Москвы. Его царственной иллюстрацией является президентская «Прямая линия». Фантастическая популярность этого, казалось бы, вполне бессмысленного мероприятия, более чем закономерна. Дело не в том, что «Прямая линия» позволяет решать насущные проблемы российских граждан, а в том, что, глядя на экран, каждый видит себя во Владимире Путине, каждый уверен, что справится с его нелегкими обязанностями столь же блестящим образом. Катастрофа длиною в век продолжается, поэтому новых уже не будет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1100
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
678
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1317
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1314

Другие новости