0
30397
Газета Идеи и люди Интернет-версия

24.10.2017 00:01:00

В чем причины геополитического одиночества России?

Александр Гущин

Об авторе: Александр Владимирович Гущин – эксперт Российского совета по международным делам, доцент Российского государственного гуманитарного университета. Александр Станиславович Левченков – доцент Российского государственного гуманитарного университета.

Тэги: руслан гринберг, геополитика, россия, нестабильность, мировая ярена


руслан гринберг, геополитика, россия, нестабильность, мировая ярена Россия не будет младшим партнером США. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Недавно в «Независимой газете» (05.10.17) вышла статья одного из крупнейших отечественных экономистов Руслана Гринберга «Как России преодолеть геополитическое одиночество», вызвавшая дискуссию среди отечественных интеллектуалов. В чем причины нынешнего нестабильного положения нашей страны на мировой арене? Почему санкции против нас не снимают, в лучшем случае сохраняя, в худшем – ужесточая? Каков рецепт выхода из этого кризиса? Все эти вопросы волнуют каждого мыслящего россиянина.

Во многом посыл Гринберга действительно верен. Безусловно, то, к чему пришла сегодня Россия в отношениях с Западом, довольно печальный результат, да и мало кто может спорить с тем, что реализация внешней политики должна опираться на реальную оценку существующего потенциала. Однако природа этих проблем и механизмы их решения заключаются не только и не столько в том, на что указывает Гринберг. Хотя он отчасти и признает ответственность Запада, основную вину возлагает именно на Москву.

Выбор вектора

Первый тезис, которому хотелось бы оппонировать, – указание на важность, но относительную второстепенность по сравнению с западным вектором евразийских процессов с участием нашей страны. Именно Запад, и прежде всего США, всегда видел для себя экзистенциальную угрозу в создании сильной евразийской державы, а тем более союза государств. Можно сколь угодно долго рассуждать о том, что в настоящее время ни ШОС, ни БРИКС не являются полноценными экономическими, тем более политическими организациями, однако даже зыбкие перспективы формирования новых геополитических связок подталкивают Вашингтон к активным действиям, прямо или косвенно затрагивающим интересы нашей страны. Это отчетливо видно в том числе на примере американской политики в Центральной Азии и в отношении Индии. В конечном счете во многом именно возможность вступления Украины в Таможенный союз стала причиной активизации поддержки Западом внутриукраинской оппозиции, приведшей к евромайдану.

Возможное укрепление России на евразийском пространстве, тем более развитие партнерства, например, с Германией по созданию Большой Евразии является в атлантическом понимании тем, с чем нужно бороться, и борьба эта идет довольно эффективно. Берлин, находясь под американским ядерным зонтиком, пользуясь благостными плодами американских финансовых возможностей, серьезно ограничен во внешнеполитических действиях: Германия играет на мировой сцене ровно ту роль, которую США позволяют ей взять на себя. Обеспечивается этот контроль не только изнутри посредством контроля над значительной и принимающей решения частью элиты, но посредством игры на исторически сложившихся противоречиях в Европе. Так что любые проекты, подобные ЕАЭС, которые и без того подтачиваются изнутри довольно острыми противоречиями и болезнями роста, вызывали и будут вызывать неприятие.

Неоконсервативная повестка США с опорой в том числе на расширение силовых механизмов воздействия на оппонентов – избранный Вашингтоном и уже не раз испытанный ответ на угрозу сжимания Pax Americana, угрозу, исходящую, не только от России, но и от Китая и потенциально от части элит Евросоюза. Россия здесь только часть проблемы, которая проявилась, в частности, в отношении Украины, которая в результате стала настоящим полем битвы между Россией и Западом. Другое дело, что в украинском вопросе ярко проявились характерные слабости нашей внешней политики рубежа XX–XXI веков – непоследовательность, инерционность подходов, запоздалость в принятии важных решений, а главное – слабое изучение и понимание субъекта взаимодействия.

Сегодня Россия действительно не хочет быть младшим партнером Запада, но последний никогда и не хотел видеть нас ни в роли равноправного или младшего партнера, ни в роли союзника. Для роли младшего партнера наша страна слишком большая и сложная, союзничество же и равноправное партнерство предполагают взаимное понимание и уважение интересов. В России действительно любят крайности в отношении оценок внешней политики собственной страны. С одной стороны, самобичевание, с другой, ура-патриотизм, реализм же предполагает не просто компромисс, а четкое понимание того, что в истории и политике далеко не всегда побеждает правый, зато практически всегда правым становится победитель. С другой стороны, далеко не всегда побежденный не имеет шансов на реванш в будущем, зато тот, кто не сопротивляется, наверняка не имеет шансов на победу.

Реализм и прагматика

Второй тезис, который вызывает вопросы: Россия сама назначила себя осажденной крепостью. По сути, он остается бездоказательным. Видимо, речь идет о крымском вопросе, украинском кризисе, ранее об отношениях с Западом в контексте де-факто государств на постсоветском пространстве. Можно согласиться с тем, что антизападная риторика на центральных каналах зашкаливает, а порой вообще выглядит просто трагикомичной, и даже с тем, что Россия действительно сделала целый ряд шагов, не вполне осознавая, каковы будут возможные пути выхода из ситуации.

Но хотелось бы напомнить, что санкционный режим в отношении России по большому счету начался не в 2014 году. Целенаправленные действия США по оказанию экономического давления на нашу страну уходят корнями в ранний советский период: фактически со времен экономической блокады Советской России государствами Антанты различные варианты экономического нажима посредством санкций являлись на протяжении всего последующего времени традиционным механизмом давления со стороны Вашингтона. Применялся санкционный режим и в конце 1990-х, просто тогда он не носил тотального характера. Вспомним, как Запад реагировал на кризис в Чечне, на протесты в Москве, кстати, в период президентства Бориса Ельцина, в отношении продвижения НАТО на Восток и т.д. По большому счету практически всегда Россия находилась под нажимом, и нынешние проблемы ее начались и заключались в том, что она «не допроиграла» с точки зрения Запада холодную войну. Россия, кстати, даже сегодня, при всей напряженности в отношениях с США, затрагивает контрсанкциями лишь младших партнеров Америки, продолжая выполнять целый ряд невыгодных положений в рамках международных договоров вроде РСМД.

Отсюда третий тезис, с которым никак нельзя согласиться: конец 1980-х – начало 1990-х – благословенные годы. Именно в тот период заложены корни тех проблем, которые мы все видим сегодня. Именно тогда закладывались основы компрадорства, а под видом открытых дверей и общечеловеческих ценностей Россия превращалась в сырьевую колонию, тогда же были заложены основы нынешнего колоссального социального расслоения. В принципе можно согласиться с тем, что Михаил Горбачев и его окружение, в котором действительно было много интеллектуалов, мыслили общечеловеческими ценностями, проблема только в том, что западные контрагенты, как правило, оставались в парадигме Realpolitik. Мы же, хотя в 1970-е у нас еще были попытки реализации серьезных инфраструктурных инициатив, в 1980-е и в 1990-е после бесцельной политики уступок начали путь, пройдя который страна предстала в виде проедающей энергетические ресурсы, советское наследие и не выработавшей национального конкурентоспособного проекта развития. Очень ли помог Запад в 1990-е выработать такой проект?

Конечно, ни в коем случае нельзя складывать с самих себя ответственность за неудачи рыночных преобразований первых постсоветских лет, в конечном счете мы сами упустили время. Но что же нужно сделать России, чтобы стать хотя бы таким привилегированным партнером – уйти из сферы приоритетных интересов в ближнем зарубежье? В одностороннем порядке сокращать ядерное оружие, являющееся гарантом статуса великой державы?

Справедливо указывается на то, что страна должна сосредотачиваться, но это сосредотачивание не может быть основано на односторонних внешнеполитических уступках, а главное – на желании во что бы то ни стало заключить компромисс. Реализм и прагматика обеспечиваются в том числе и фактором силового потенциала. Диалог с Западом нужен, но не стоит уповать на то, что благодаря компромиссу мы вдруг обретем новые горизонты стратегического видения, к примеру, для более эффективной промышленной политики, а экономические связи, наличие которых, как оказалось, вовсе не страхует от конфликта, обеспечат стабильность отношений. Если скачок в России и произойдет, то вопреки давлению и в атмосфере жесткой конкуренции. США как были политическими оппонентами, так и останутся, они будут соответствующим образом воспринимать Россию вне зависимости от того, насколько либеральную политику будут проводить российские власти. С этим России придется жить долгие годы, принимая это как объективный процесс. Нужно строить свое развитие с учетом этого обстоятельства, учиться пока не поздно проводить реформы не после поражений и их признания, за которыми следуют контрреформы, а планомерно, с одновременным отстаиванием своих внешнеполитических позиций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
666
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2395
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1596
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1221

Другие новости