Фото Jens Schlueter/Getty Images
События в германском Хемнице, где вторую неделю продолжаются массовые столкновения, заставляют задуматься над тем, куда идет Германия и какими последствиями это может быть чревато не только для крупнейшей европейской страны, но и для Евросоюза.
Безусловно, беспорядки, вызванные убийством мигрантами немецкого гражданина, в результате которых пострадали десятки человек, не могут не вызывать сожаления. Но еще больше сожаления вызывает позиция властей ФРГ, которые в очередной раз предприняли попытку спустить дело на тормозах, представив происходящее как разборки ультраправых и антифашистов.
Между тем данные события если и нельзя было предотвратить, то предвидеть однозначно было можно. Ведь Хемниц находится в Саксонии – федеральной земле, где крайне сильны праворадикальные настроения. Наглядным свидетельством этого были не только высокая поддержка праворадикалов на выборах (в ходе парламентских выборов в сентябре 2017 года правая «Альтернатива для Германии» набрала рекордные для себя 27%), но и зародившиеся в крупнейших городах земли – Дрездене и Лейпциге – движения антимигрантской направленности – ПЕГИДА и ЛЕГИДА.
Беспорядки в Хемнице еще раз наглядно показали, насколько острым является миграционный вопрос в современной Германии. И нежелание властей начинать открытую дискуссию на эту почти табуированную тему не только еще больше загоняет проблему внутрь, но и способствует дальнейшему расколу общества. Согласно проведенному в июле компанией Emnid по заказу газеты Bild опросу, 49% немцев не одобряют миграционную политику правительства. Причем 42% полагают, что канцлер Ангела Меркель несет основную ответственность за последствия миграционного кризиса. Ей не могут простить не только самоуверенности в решении европейского миграционного кризиса, в результате чего в 2015–2017 годах в страну прибыло до 1,4 млн беженцев, но главное, что политика открытых дверей негативно отразилась на благосостоянии государства.
Речь идет о расходах, связанных с адаптацией вновь прибывших мигрантов. Они уже составили от 60 до 85 млрд евро. При этом, по прогнозам экспертов Института мировой экономики в Киле, при сохранении нынешнего курса в будущем они могут составлять от 25 до 55 млрд ежегодно.
Все это, безусловно, будет способствовать ухудшению и без того не самой блестящей, несмотря на стабильный экономический рост и рекордную занятость, социально-экономической ситуации в Германии. А также снижению уровня жизни немцев, которые уже сталкиваются с бедностью. По данным федерального ведомства статистики, в 2017 году доля немцев, живущих за чертой бедности, достигла 15,7% (+0,3% к предыдущему году), или 12,9 млн человек.
Это не может не приводить к усилению антимигрантских настроений. И в первую очередь Меркель, для которой решение миграционного вопроса уже давно стало фактором политического выживания и которая в настоящее время предпринимает значительные усилия, чтобы решить проблему. Это относится и к активному выстраиванию диалога с «третьими сторонами».
Однако все это больше напоминает купирование последствий, а не реальный поиск оптимального решения для выхода из миграционного тупика. А для этого необходимо прежде всего задуматься о выработке действенной стратегии, предусматривающей конкретные, порой жесткие меры по решению вопроса. В числе таковых – не только ужесточение условий предоставления убежища, но и сокращение финансирования программ адаптации и интеграции беженцев, а также достижение соглашений по реадмиссии с рядом государств, откуда прибывают мигранты. Это поможет предотвратить процессы пауперизации, чреватые дальнейшей радикализацией общества. Иначе ситуации, подобные той, что продолжается в Хемнице, будут только множиться. И непонятно, куда все это в конечном счете может завести.
комментарии(0)