Коллаж Юлии Сигуновой
НА МИНУВШЕЙ неделе Port.ru, один из крупнейших интернет-холдингов, объявил, что все принадлежащие ему ресурсы (более двадцати пяти сайтов) объединены в портал под общим названием Mail.ru. Теперь, набрав такие адреса, как http://www.port.ru/, http://www.list.ru, http://www.torg.ru/, пользователь попадает на главную страницу почтовой службы Mail.ru. Основой нового портала являются главные интернет-проекты бывшего Порта - бесплатная почтовая служба Mail.ru и популярный каталог интернет-ресурсов List.ru, связанные единой панелью навигации. Для поиска в Сети обновленный Port.ru на этот раз решил воспользоваться услугами "Рамблера". В понедельник вечером об этом было подписано соглашение между компаниями.
Помимо вышесказанного отныне сама компания также будет называться Mail.ru, а от имени Port.ru решено отказаться совсем. Впрочем, некоторые "портовые" ресурсы сохранили свои имена и позиции. Среди них интернет-аукцион "Молоток.ру" и сайт развлечений "Фоменко.ру". Очевидно, что проект аукциона слишком амбициозен, для того чтобы быть лишь одним из разделов на Mail.ru, в то время как "Фоменко" уже крепко стоит на ногах и является одним из лидеров в категории "Развлечения" на "Рамблер" Тор100.
В чем же причина таких на первый взгляд скорых и необъяснимых метаморфоз? Сделаем краткий экскурс в историю компании. Интернет-холдинг Port.ru существует уже два с половиной года. В годы "дотком-бума" "Порт" считался одним из самых многообещающих инвестиционных проектов рунета. Компания была создана на основе американской консультационно-технологической компании DataArt и неоднократно получала инвестиции, исчисляемые в миллионах долларов. Акционерами Port.ru являются американские компании "Delta Capital Management", "The U.S.-Russia Investment Fund", а также холдинг "New Century Holdings". По окончании "дотком-бума" капитализация холдинга значительно снизилась, несмотря на то что в феврале этого года при слиянии Port.ru с компанией "NetBridge" было заявлено о его "полной прибыльности".
Как пишет Наталья Хайтина в "Нетоскопе", идеи глобальных перемен посещают менеджеров "Порта" не впервые. После февральского слияния с "NetBridge" уже планировалось объединить все имеющиеся ресурсы под брендом каталога List.ru. Видимо, эта затея оказалась невыгодной: число каталогов в российском интернете растет, в то время как популярность их падает. Mail.ru же как был, так и остается широко известным и популярным "почтовым ящиком" и одним из самых посещаемых ресурсов рунета (он лидирует в соответствующем разделе рейтинга Rambler Top100 - правда, в этой рейтинговой системе ресурсы самого "Рамблера" не участвуют, они выделены в отдельную категорию). Для сравнения: на Mail.ru ежедневно приходит более 100 тыс. посетителей, тогда как List.ru удостаивается в среднем 26 тыс. Кроме того, Mail.ru имеет серьезную клиентскую базу: на сайте зарегистрировано уже более 4 млн. почтовых ящиков. Очевидно, что в качестве основной опоры выбор Mail.ru логичен и оправдан.
Директор компании по маркетингу Юлия Сигунова объявила, что компания поменяла свое название для того, чтобы сократить маркетинговые расходы. "Единую марку проще будет продвигать, чем целый набор", - считает она. Госпожа Сигунова также подтвердила, что с октября компания начнет "значительно усиливать" бренд Mail.ru. "Количество пользователей почтового сервиса выросло с мая 2001 года на 25%, причем мы не предпринимали никаких радикальных мер по увеличению посещаемости Mail.ru. Это популярный сервис, развивающийся самостоятельно", - сообщила она агентству "Нетоскоп". Сегодня главная цель компании - это повышение узнаваемости бренда. В отличие от Рамблера, в основе которого лежат поисковая система и рейтинг Top100, Mail.ru делает главный акцент на "сетевом общении" - на почтовых услугах и прочих средствах коммуникации. Поиск и почта - самые популярные сервисы в интернете, которыми люди пользуются каждый день. Каждый день через Mail.ru проходит порядка 2 млн. почтовых сообщений.
Четкая специализация на коммуникативном аспекте использования Сети и радикальное усиление почтового сервиса дополнительными возможностями потенциально могут оказаться преимуществом нового бренда. Время покажет, как быстро компания Mail.ru закончит работу по интеграции всех ресурсов под единым именем Mail.ru и насколько успешно будет внедрена персонализация сервисов. По всей видимости, перед нами первый пример построения портала на основе почтового сервиса. Именно поэтому могут возникнуть сомнения в правильности этой идеи. Но уже сейчас видны масштабы проекта и ясна задача, поставленная перед компанией.
Поменялось не только название компании, сменилась и ее бизнес-модель. Раньше руководство "Порта" заявляло, что в первую очередь ожидает доходов от онлайновой торговли. Так, в мае прошлого года "Порт" представил бизнес-модель под названием "Матрица", предполагавшую, что основой коммерческой деятельности будут торговые площадки и интернет-магазины. На каждой странице любого из проектов "Порта" посетителям предлагалось (порой весьма навязчиво) заглянуть на какой-нибудь из торговых сайтов. Теперь же компания планирует получать 80% доходов от рекламы. Вероятно, прибыль от торговых ресурсов оказалась невысокой - именно поэтому собственный магазин холдинга 24х7.ru был передан в управление холдингу "E-house" еще в начале года.
Уже появились комментарии участников рынка по поводу запуска нового Mail.ru. Арсен Ревазов, председатель совета директоров агентства интернет-рекламы "IMHO", дал свой комментарий "Ведомостям": "Mail.ru" действительно гораздо больше стал похож на настоящий бизнес, чем на надувную игрушку для инвесторов". Иван Засурский, директор по связям с общественностью компании "Рамблер", сообщил в интервью "Компьюленте": "Мы понимаем, для чего это делается... Они стараются обеспечить максимальную эффективность своих вложений за счет концентрации на том ресурсе, который дает максимальную прибыль".
В целом можно отметить, что объединение ресурсов под брендом "Mail.ru" четко отображает тенденции, намечающиеся сегодня в российском интернете. В настоящее время меняется тенденция развития интернет-компаний. Если ранее в рунете проекты изначально делались для "быстрой" продажи, то сейчас, после переоценки ценностей данного сегмента рынка, сетевым компаниям приходится искать пути достижения прибылей. При новой модели развития все большую цену приобретает способность контролировать определенный сегмент рынка.
Посещаемость и "раскрученность" отходят на второй план по сравнению со способностью приносить реальную прибыль и наличием собственной интернет-аудитории. Прибыль же проще всего извлекать из ресурсов, способных продавать адресную рекламу (Mail.ru был одним из первых, кто начал это делать), а также имеющих свою уникальную (то есть не очень активно посещающую другие сайты) аудиторию. Очевидно, что сегодня у Mail.ru есть оба этих преимущества. Вопрос в том, насколько менеджменту компании удастся ими воспользоваться.